Гран‑при Абу‑Даби‑2010: 4 претендента на титул F1

Борьба за титул впервые в истории Формулы‑1 перед последним этапом с участием рекордных четырёх гонщиков стала захватывающим финалом сезона на Гран-при Абу-Даби 2010 года.
Когда гонщики прибыли на трассу «Яс‑Марина», лидерство в чемпионате удерживал Фернандо Алонсо из Ferrari с 246 очками. На втором месте шёл Марк Уэббер из Red Bull с отставанием в 8 очков. Его напарник Себастьян Феттель занимал третью строчку с 231 очком, а Льюис Хэмилтон из McLaren располагался на четвёртом месте с 222 очками.

В финале сезона в Абу-Даби за титул чемпиона мира 2010 года боролись рекордные четыре гонщика — Феттель, Алонсо, Хэмилтон и Уэббер
Феттель демонстрирует решающий сильный старт
В свой второй сезон в Red Bull Себастьян Феттель не избежал ошибок: на седьмом этапе в Турции он попал в печально известную аварию с Уэббером, а в Бельгии инцидент с Дженсоном Баттоном из McLaren отбросил немца на 15‑е место.
Однако в заключительной фазе сезона молодой гонщик выдал впечатляющую серию результатов, выиграв две из трёх последних гонок перед Абу‑Даби. Тем не менее из‑за отставания от Алонсо и Уэббера ему предстояло показать выдающийся результат в финальной гонке, чтобы завоевать титул. Более того, даже победа в гонке не гарантировала ему чемпионство — требовалось, чтобы Алонсо финишировал шестым или ниже.
Квалификация показала, что Феттель готов к этой задаче: пилот Red Bull завоевал поул‑позицию на трассе, где обгоны не всегда просты. Он опередил Хэмилтона, Алонсо, Баттона и Уэббера.
Напряжение перед стартом воскресной гонки было ощутимым: все четыре претендента на титул выстроились на стартовой решётке.
Когда погасли огни светофора, Феттель мощно стартовал и вырвался вперёд, опередив Хэмилтона. Баттон захватил третье место, обойдя Алонсо. Но вскоре за ними развернулись события, которые сыграют ключевую роль в чемпионской борьбе.

Феттель сохранил лидерство, опережая Хэмилтона, в начале решающей гонки за титул
Машина безопасности ломает стратегические планы
В шестом повороте Михаэль Шумахер попытался обойти Нико Росберга из Mercedes по внешней траектории, но допустил контакт. Семикратный чемпион мира ушёл в занос и оказался посреди трассы — машина развернулась в противоположном направлении.
Затем в неподвижный болид Mercedes врезался Витантонио Льюцци из Force India. В результате на трассу выехал сейфти‑кар.
Шесть гонщиков воспользовались ситуацией и отправились на пит‑стоп — в их числе Росберг и Виталий Петров из Renault. Эти остановки сыграют ключевую роль по ходу гонки.
Марк Уэббер отправился на пит‑лейн на 11‑м круге: у него возникли проблемы с шинами. Два круга спустя за ним последовал Фелипе Масса. В Ferrari, судя по всему, пытались сдержать гонщика Red Bull.
Инженер Роб Смедли сообщил Массе: «Нам нужен идеальный пит‑стоп — и мы обойдём Уэббера».
Однако план не сработал: после остановки Масса оказался позади австралийца. Тем временем Уэббера надолго задержал Хайме Альгерсуари на Toro Rosso — эта новость должна была обрадовать Алонсо.
Для завоевания титула расклад был таков:
- Если гонщик Red Bull Марк Уэббер победит, Алонсо должен финишировать вторым.
- Если победу одержит Феттель (который уверенно лидировал), Алонсо достаточно было занять четвёртое место.
План Алонсо рушится
Команда Scuderia, судя по всему, сосредоточилась на борьбе с Уэббером, а не с Феттелем. Поэтому Алонсо отправили на пит‑стоп через два круга после Массы.
Хотя после остановки испанец вернулся на трассу впереди Уэббера, перед ним оказался Виталий Петров на Renault — один из немногих, кто заехал на пит‑лейн в самом начале гонки.
Поскольку Петрову не требовалось больше заезжать на пит‑стоп до финиша (всего было запланировано 55 кругов), ему передали по радио: «Хорошо, Виталий, позади тебя Алонсо — ты ведёшь борьбу с ним».
На 23‑м круге Алонсо попытался обойти Петрова, но манёвр не удался: Ferrari вылетела за пределы трассы и вновь оказалась позади российского гонщика.
Испанцу предстояло приложить немалые усилия, чтобы обойти Петрова. Но даже если бы ему это удалось, впереди ждал ещё один гонщик, заехавший на пит‑стоп в начале гонки — Нико Росберг. Обойти его могло оказаться ещё сложнее.
Тем временем Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон продолжали демонстрировать высокую скорость на первых позициях. Лишь на 23‑м круге Хэмилтон отправился на пит‑стоп; Феттель последовал за ним спустя круг.
После остановок Феттель оказался впереди Хэмилтона — но позади Дженсона Баттона, который ещё не заезжал в боксы. Пит‑стоп немецкого гонщика комментатор Мартин Брандл оценил как потенциально чемпионский: «Это мог быть пит‑стоп, определивший исход чемпионата».
Хэмилтон же после остановки оказался за Renault Роберта Кубицы и Sauber Камуи Кобаяси. Британец недоумевал, как Феттель сумел так далеко оторваться; в ответ ему пояснили: «Всё дело в его темпе на пит‑стопе».
Обойдя Кобаяси, Хэмилтон вскоре оказался в схожей с Алонсо и Уэббером ситуации — застрял за Renault, на этот раз за машиной Кубицы. Однако у Хэмилтона было преимущество: Кубица ещё предстояло заехать на пит‑стоп до финиша гонки.

Алонсо и Уэббер не могли обогнать Петрова на протяжении большей части гонки из 55 кругов
Надежды претендентов на титул тают
На 30‑м круге инженер Андреа Стелла сообщил Алонсо: «Теперь наш чемпионат — это обгон Петрова и Росберга. Мы можем это сделать». Однако времени оставалось всё меньше: до финиша — лишь 25 кругов, а испанцу нужно было завоевать свой третий чемпионский титул.
К моменту пит‑стопа Баттона на 39‑м круге (после которого британец оказался на четвёртой позиции позади Хэмилтона) Феттель вновь возглавил гонку, имея 12‑секундный отрыв от Кубицы.
У Хэмилтона дела складывались непросто: он сообщил о проблемах с шинами и спросил, можно ли заехать на ещё один пит‑стоп. В ответ ему чётко дали понять: если он это сделает, его шансы на титул «будут потеряны».
Феттель, напротив, чувствовал себя уверенно, продолжая лидировать. На 43‑м круге он вышел на связь: «Баланс хороший — могу ехать быстрее, если нужно».
На 46‑м круге Кубица наконец отправился на пит‑стоп. Это позволило Хэмилтону подняться на вторую позицию, а польского гонщика отбросило на пятое место.
С каждым пройденным кругом шансы соперников Феттеля на титул становились всё призрачнее. Когда пилот Red Bull пересек финишную черту, опередив Хэмилтона на 10 секунд, ему пришлось в мучительном ожидании узнать, стал ли он чемпионом: остальным претендентам ещё нужно было финишировать, чтобы окончательно подтвердить результат.
«Просто подожди, солнышко, просто подожди», — памятно обратился к своему пилоту гоночный инженер Себастьяна Феттеля Гийом Рокельен (более известный как Рокки), пока тот ожидал, когда остальные претенденты на титул пересекут финишную черту.
Когда за Феттелем финишировали Баттон (3‑е место), Росберг, Кубица, Петров, Алонсо и Уэббер, немец наконец услышал долгожданное: «Du bist Weltmeister!» («Ты — чемпион мира!»).
Очевидно потрясённый Феттель едва сдерживал эмоции. Он назвал результат «невероятным».
Молодой гонщик опередил Алонсо всего на 4 очка в итоговой таблице. Уэббер отстал от своего напарника по команде на 14 очков, заняв третье место. Хэмилтон завершил сезон четвёртым, уступив новому чемпиону 16 очков.
«Невероятно! Спасибо, я вас люблю. Мне нужно мгновение»
Эти слова Себастьян Феттель произнёс по радиосвязи сразу после финиша Гран‑при Абу‑Даби 2010 года — момента, когда он осознал, что стал самым молодым чемпионом мира в истории Формулы‑1 на тот момент.
Это был исторический результат: Феттель стал самым молодым чемпионом мира в истории Формулы‑1 — на момент победы ему было 23 года, 4 месяца и 11 дней. Кроме того, это первый чемпионский титул как для него лично, так и для команды Red Bull.
Кроме того, поскольку Феттель ни разу не возглавлял турнирную таблицу в течение сезона, он стал лишь вторым гонщиком, которому удалось завоевать чемпионский титул в тот же момент, когда он впервые возглавил общий зачёт. До него подобное удалось только Джеймсу Ханту в 1976 году.

Феттель был очень эмоционален, когда осознавал своё историческое достижение на подиуме
Реакция соперников Феттеля
Марк Уэббер, упустивший шанс завоевать первый в карьере титул (перед этапом он занимал прочную вторую строчку в общем зачёте), тепло поздравил напарника. О достижении Феттеля он сказал:
«Поздравляю Себа и команду. Два чемпионских титула — неплохой сезон. Когда упускаешь победу в последний момент, испытываешь множество эмоций. Очень обидно».
Фернандо Алонсо, большую часть гонки застрявший за Петровым, сразу после финиша не скрывал разочарования. На круге охлаждения испанец жестикулировал в сторону гонщика Renault, когда подъехал к нему вплотную.
Однако спустя несколько часов после гонки Алонсо проявил больше великодушия, отметив:
«Это спорт — иногда ты побеждаешь, иногда проигрываешь. Сезон получился отличным, особенно если учесть, что после двух сложных лет я вернулся к победам и борьбе за чемпионство».
Тем не менее разочарование, которое в тот день испытали Алонсо и его инженер Андреа Стелла, явно осталось в памяти испанца.
Стелла, ныне руководитель команды McLaren, была гоночным инженером Алонсо в те годы, когда он выступал за Ferrari
Воспоминания об Абу‑Даби и дальнейшая судьба участников
Когда McLaren (куда Андреа Стелла перешёл вместе с Алонсо в 2015 году, а впоследствии стал руководителем команды) выиграла Кубок конструкторов на Гран‑при Абу‑Даби 2024 года, Алонсо поделился рефлексией:
«В каком‑то смысле я привёл его в McLaren, когда сам перешёл туда. Перед гонкой я сказал ему: „То, что Абу‑Даби отобрал у нас в 2010 году, надеюсь, сегодня вернётся к тебе“.
И так случилось — я рад за него. Он этого заслуживает: очень умный человек, а McLaren сейчас пример для многих команд».
Тем временем поиски Алонсо третьего титула чемпиона мира продолжаются. Ему вновь не удалось его завоевать два года спустя после драмы 2010 года — на этот раз в Интерлагосе.
Для Феттеля же та гонка стала отправной точкой впечатляющей серии: вместе с Red Bull он выиграл четыре чемпионских титула подряд — вплоть до конца 2013 года. А его рекорд как самого молодого чемпиона мира в истории Формулы‑1, установленный в ту памятную ночь в Абу‑Даби, остаётся непобитым и по сей день.
Источник: официальный сайт чемпионата