Скрябин Антон Вячеславович
Скрябин А.В. Подписчиков: 16
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 172к

Появление кинематографа братьев Люмьер и первые русские фильмы

3 дочитывания
0 комментариев

Кинематограф появился благодаря изобретению французов Огюста и Луи Люмьер. Они запатентовали свой аппарат «Синематограф» 13 февраля 1895 года. Первый платный публичный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. На нём показали 10 коротких фильмов, включая знаменитый «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиота».

В России первый киносеанс прошёл 4 мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». Показ организовал французский представитель братьев Люмьер. Программа состояла из тех же лент, что демонстрировались в Париже. Уже через неделю, 10 мая, сеанс состоялся в Москве, в театре «Эрмитаж».

Появление кинематографа братьев Люмьер и первые русские фильмы

Первые русские операторы и съёмки

Первым российским кинооператором стал Альфред Федецкий. В 1896 году он снял несколько хроникальных сюжетов в Харькове. Его фильм «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харков» демонстрировался 30 сентября 1896 года. Это была первая киносъёмка на территории Российской империи.

В Москве первые съёмки провёл оператор братьев Люмьер Камилл Серф. Он запечатлел коронацию Николая II 14 мая 1896 года. Позже этот материал был смонтирован в фильм «Коронация Николая II». Длина плёнки составляла около 80 метров, а хронометраж — примерно 1 минуту 20 секунд.

Рождение отечественного кинопроизводства

Первый российский стационарный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в 1896 году. Его основал фотограф Акимович. В 1907 году в России работало уже около 1 500 кинотеатров. Годовой сбор от кинопоказов составлял около 2 000 000 рублей.

Первым постоянным кинопроизводством в России занялся Александр Дранков. В 1907 году он основал свою студию. Его первая работа — документальный фильм «Виды Санкт-Петербурга». Годом позже, в 1908-м, Дранков снял первый российский игровой фильм.

Появление кинематографа братьев Люмьер и первые русские фильмы

Первый российский игровой фильм

Первый отечественный игровой фильм назывался «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». Его премьера состоялась 15 октября 1908 года. Режиссёром выступил Владимир Ромашков. Продолжительность ленты составила всего 7 минут 50 секунд.

В фильме снялись актёры труппы Петербургского народного дома. Роль Степана Разина исполнил Евгений Петров-Краевский. Съёмки проходили летом 1908 года под Петербургом. Бюджет картины составил около 1 500 рублей.

Развитие киноиндустрии до 1917 года

К 1913 году в России производилось около 130 художественных фильмов в год. Кинопромышленность занимала 3-е место в мире после США и Франции. Общая длина выпускаемой кинопродукции достигала 50 000 метров плёнки ежегодно. В отрасли было занято более 2 000 человек.

Крупнейшей кинофирмой стало «Торговый дом Ханжонкова». Компания основана в 1906 году Александром Ханжонковым. К 1914 году она выпускала около 30% всей российской кинопродукции. На её студии работали такие режиссёры, как Владислав Старевич и Пётр Чардынин.

Технические характеристики раннего кино

Первые фильмы снимались на 35-миллиметровую плёнку. Скорость съёмки составляла 16 кадров в секунду. Длина стандартной катушки плёнки равнялась 300 метрам. Это позволяло снимать фильмы продолжительностью до 15 минут.

Для съёмок использовались стационарные камеры весом около 15 килограммов. Освещение обеспечивали дуговые лампы мощностью 20-30 ампер. Стоимость одной минуты отснятого материала достигала 50-70 рублей. Для сравнения, средняя месячная зарплата рабочего составляла 25-30 рублей.

Основные жанры раннего русского кино

В первые годы развития кинематографа преобладали определённые жанры.

  • Документальные хроникальные сюжеты о важных событиях.
  • Экранизации русской классической литературы.
  • Исторические костюмированные драмы.
  • Комедийные короткометражные скетчи.
  • Особой популярностью пользовались фильмы по произведениям известных авторов.

«Пиковая дама» (1910, реж. Пётр Чардынин).

«Братья Карамазовы» (1915, реж. Виктор Туржанский).

«Война и мир» (1915, реж. Владимир Гардин и Яков Протазанов).

«Преступление и наказание» (1913, реж. Иван Вронский).

Появление кинематографа братьев Люмьер и первые русские фильмы

Выдающиеся деятели раннего кино

Режиссёр Яков Протазанов снял более 80 фильмов в дореволюционный период. Его картина «Пиковая дама» 1916 года имела бюджет 35 000 рублей. Актриса Вера Холодная стала первой российской кинозвездой. За 4 года карьеры (1914-1918) она снялась в более чем 50 фильмах.

Оператор Александр Левицкий разработал новые приёмы киносъёмки. Он первым в России применил панорамирование и трэвеллинг. Его учебник «Кинематографическая техника» вышел в 1915 году. Левицкий подготовил более 100 профессиональных кинооператоров.

Кинотеатры и зрительская аудитория

К 1916 году в России насчитывалось около 4 000 кинотеатров. В Москве работало 67 кинотеатров, в Петрограде — 52. Самый крупный кинотеатр «Колизей» в Москве вмещал 1 200 зрителей. Стоимость билета составляла от 25 копеек до 3 рублей.

Ежедневно российские кинотеатры посещали примерно 2 000 000 человек. Годовой сбор от кинопроката достиг 150 000 000 рублей к 1916 году. Кино стало важной частью городской культуры. Особой популярностью оно пользовалось среди рабочего класса и интеллигенции.

Наследие раннего русского кино

Из более чем 2 700 фильмов, снятых в России до 1919 года, сохранилось около 300. Полнометражная картина «Отец Сергий» (1917, реж. Яков Протазанов) считается вершиной дореволюционного кино. Её бюджет составил 65 000 рублей, а продолжительность — 85 минут.

Первые киносъёмки заложили основы отечественной киношколы. Технические приёмы, разработанные в 1908-1917 годах, использовались в советском кино. Многие актёры и режиссёры продолжили карьеру после революции. Их опыт стал фундаментом для развития мирового кинематографа.

В планах написание статей на темы о зарождении мирового кинематографа, ключевой роли братьев Люмьер и становлении отечественной киноиндустрии. Мы подробно исследуем, как появились первые русские фильмы, какую роль в этом сыграл пионер российского кинопроизводства Александр Дранков, и какой вклад в развитие искусства на заре его существования внёс выдающийся режиссёр Яков Протазанов.

Фото взяты с сайта https://yandex.ru/images

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

"Нелюбовь". Есть ли право на смерть?

Можете кидаться в меня тапками, но я Андрея Звягинцева как режиссера люблю. Знаю, что многие о нем отзываются как о режиссере, снимающем депрессивное кино, об антироссийской направленности в его картинах,...