Марина
Марина Подписчиков: 6925
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 101.8М

В русском языке назревает тихая революция: обращение на "вы" с большой буквы может уйти в прошлое

736 дочитываний
152 комментария
Эта публикация уже заработала 119,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Фото: сгенерировано нейросетью

В век, когда мессенджеры и соцсети диктуют свои правила, царит непринужденность, и многие, казалось бы, стойкие устои рушатся. Нельзя сказать, что это просто небрежность, скорее — зарождающиеся споры о том, что же такое вежливость на самом деле.

Владимир Пахомов, известный филолог из Института русского языка РАН, замечает, как эта норма вызывает всё больше вопросов, особенно у молодёжи. Для многих "вы" с большой буквы стало пережитком — чересчур формальным, граничащим с подхалимством. Ведь само по себе обращение на "вы" уже молчаливый знак уважения.

"Такое ощущение, что эта норма, правда, начинает вызывать все больше и больше вопросов, особенно среди молодых носителей русского языка, потому что многим кажется, что "вы" с большой буквы — это что‑то совершенно неуместное, это какая‑то избыточная, чрезмерная вежливость, граничащая с лизоблюдством, и что обращение на "вы" само по себе является достаточно вежливым", — поясняет филолог.

Молодежь ищет в онлайн-общении "камерности", домашнего уюта, и поэтому даже не задумывается о прописных буквах. Это естественное желание сохранить легкость и искренность в переписке.

Однако старшее поколение по-прежнему видит в "вы" с большой буквы незыблемый символ уважения, приличия и приверженности классической русской речевой культуре. Для них это не просто буква, а целый пласт этикета.

В качестве практического совета Владимир Пахомов предлагает золотую середину: если сомневаетесь, начните с "вы" с большой буквы, особенно если ваш собеседник старше или занимает более высокое положение. Дальше — диалог. Если оба участника почувствуют, что такая форма удобна, можно перейти на строчные буквы. Так, постепенно, язык сам найдет новый баланс между уважением и близостью.

152 комментария
Понравилась публикация?
66 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 152
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
28.02.2026, 23:11
Тамбов

Затрахали уже русский язык, всякую хрень выдумывают, бедную Ё уничтожили, и все радуются и поддерживают.

+67 / 0
картой
Ответить
DELETE

Ё или Е

Берёт – берет

Всё – все

Заём – заем

Мёл – мел

Нёбо – небо

Много слёз – слез (с дерева)

Много черт (линий) – чёрт (с рогами и копытами)

Осёл (животное) – осел (опал)

Падёж (мор) – падеж (термин в русском языке)

Поём (ля-ля-ля) – поем (еды)

02.03.2026, 16:24
Нижний Тагил

НатальяПишет 01.03.2026 в 21:09
Ё или Е

самое интересное начинается,когда буква "ё" в фамилии......

+22 / 0
Ответить
02.03.2026, 17:11
Псков

АндрейПишет 02.03.2026 в 16:24
буква "ё" в фамилии......

Тогда надо смириться с тем написанием, которое в паспорте

+5 / -2
Ответить
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.6М
02.03.2026, 17:32
Санкт-Петербург

а как это написать при получении загран паспорта?

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

а если паспортистка малограмотна ? .. потом доказывай , что не верблюд ??!!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.9М
05.03.2026, 16:34
Санкт-Петербург

Наталья ИвановнаПишет 03.03.2026 в 16:23
потом доказывай , что не верблюд ??!!

Не верблюд, а вёрблюд?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Инженер-строитель Игорь Николаевич
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 8.6М
02.03.2026, 17:27
Санкт-Петербург

Это как Старый НОВЫЙ Год, это как и в американском английском, вы покупаете вещь, а в прямом переводе не лимон. Сможете перевести значение, а не дословный перевод?

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.9М
05.03.2026, 16:33
Санкт-Петербург

АндрейПишет 02.03.2026 в 16:24
самое интересное начинается,когда буква "ё" в фамилии......
Да, это интересно. Все уже привыкли писать Ё без точек, ведь и так понятно, что ЕЕ означает ЕЁ и точки не ставят. Но фокус в том, что буква Ё в слове почти всегда под ударение, в отличие от буквы Е и если написать вместо Ё букву Е, непонятно, какой слог под ударением

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)

теперь грмотных мало - после ЕГЭ же ... видимо - чтоб не стыдно было - вот они и убиарют всё, что им мало известно.. уже и историю НЕ знают- корресп. спрашивает - кто вам больше наравится- Наполеон или Бонапарт ? Отвечают - КТО !! и почему !!!

+6 / 0
Ответить
10.03.2026, 08:14
Краснодар

Наталья ИвановнаПишет 03.03.2026 в 16:22
спрашивает - кто вам больше наравится- Наполеон или Бонапарт

Дался вам этот ЕГЭ. До ЕГЭ школьники тоже не знали, у кого борода длиннее - у Карла или у Маркса. До эпохи Интернета от образованного человека требовалась энциклопедичность знаний, а сегодня по любому вопросу можно получить ответ из сети. Ответ может быть даже с шутливым оттенком. Про ту же бороду вот что отвечает ИИ:

Обзор от ИИ

Это классическая загадка-шутка: Карл и Маркс — это один человек, Карл Маркс, поэтому сравнивать длину его бороды с самим собой бессмысленно. Карл Маркс был известен своей густой бородой, но она не была самой длинной в истории.

Основные моменты:

Правильный ответ: У Карла Маркса борода одинаковой длины, так как это один и тот же человек.

Факт: Речь идет о немецком философе Карле Марксе (1818–1883), авторе «Капитала».

Рекорд: Самая длинная борода в истории, согласно Барбершоп Щегол, принадлежала норвежцу Хансу Лангсету (533 см).[/b]

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
28.02.2026, 23:20
Ишим

Добрый вечер. В языке скоро исчезнут знаки препинания и элементарные правила, останется поток сознания только.

+24 / 0
картой
Ответить
02.03.2026, 13:01
Тольятти

ПавелПишет 28.02.2026 в 23:20
останется поток сознания только.

Как-то Вы замысловато выразились.

Не будет ни потока, ни сознания.

+13 / 0
Ответить
03.03.2026, 04:11
Ишим

Термин такой)) Джеймс Джойс использовал)

+4 / 0
Ответить
03.03.2026, 16:29
Тольятти

ПавелПишет 03.03.2026 в 04:11
Термин такой

Устарел термин на сегодня.

+3 / 0
Ответить
03.03.2026, 19:33
Ишим

Это вас кто-то обманул. Современные авторы используют.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
03.03.2026, 21:52
Тольятти

ПавелПишет 03.03.2026 в 19:33
Современные авторы

Они все жертвы ЕГЭ.

Не знают языка, и сознания особого нет.

Какой поток?

Мими сику.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
03.03.2026, 22:37
Москва

Александр ВадимовичПишет 03.03.2026 в 21:52
Мими сику

Я что-то пропустил? Просветите пожалуйста.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.03.2026, 06:55
Тольятти

ВадимПишет 03.03.2026 в 22:37
Просветите пожалуйста.

Это термин из старого французского фильма с участием Бельмондо в виде персонажа, согрешившего где-то в джунглях.

К нему спустя много лет приехал в Париж сын-индеец.

Мими сику -это его имя (Кошачья Моча), так мне запомнилось.

Проведите аналогию со старым же анекдотом про индейцев:

Папа, почему у других такие имена, как Ястребиный Коготь, Хитрый Лис и т.д., а меня совсем другое?

Видишь ли, Дырявый Презерватив, ...

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.03.2026, 07:45
Москва

Бесподобняк! 😂

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 08:17
Краснодар

Александр ВадимовичПишет 03.03.2026 в 16:29
Устарел термин на сегодня.

Сам ты устарел, невежда.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
раскрыть ветку (1)
Ит инженер, программист Владимир VIP
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.9М
05.03.2026, 16:46
Санкт-Петербург

Александр ВадимовичПишет 02.03.2026 в 13:01
Как-то Вы замысловато выразились.
Вы с большой буквы, это действительно пережиток прошлого, к тому же не логичный. Допустим, вы обращаетесь ко мне на Вы, а как же вы тогда напишете про нас двоих? Вы же не напишете "Мы", вы напишете "мы". То есть, я один, это Вы, а я + вы, это просто мы, с маленькой буквы? А где же тогда прежнее уважение?

+1 / 0
Ответить
10.03.2026, 18:29
Тольятти

ВладимирПишет 05.03.2026 в 16:46
пережиток прошлого

Я понял Вашу точку зрения.

Но остаюсь при своей.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
вчера, 21:31
Ульяновск

Один человек это "Вы", а двое это уже толпа... 😣 Толпа это не Личность, а нечто похожее на стадо.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
02.03.2026, 16:45
Москва

И пробелы между словами.🙂

+6 / 0
Ответить
03.03.2026, 08:08
Москва

Здоровоибудеммыписатькакдревниеновогородцыонижевсеповальнограмотнымибыли. 😂

+7 / 0
Ответить
03.03.2026, 10:36
Москва

Как тайцы будем писать.🙂

+4 / 0
Ответить
03.03.2026, 11:56
Москва

Иероглифами? 😁

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
03.03.2026, 12:05
Москва

Нет. Они как раз без пробелов пишут. Их король такую письменности изобрёл.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
03.03.2026, 12:34
Москва

Понятно. А я смотрел лекцию о берестяных грамотах, по "Культуре". Если сразу непонятно, то надо читать вслух. Новгородцы тоже писали без пробелов. 😁

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
03.03.2026, 12:44
Москва

Бересту экономили. )

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 08:27
Краснодар

АлександрПишет 03.03.2026 в 12:05
Их король такую письменности изобрёл

Их король открыл Америку. Отсутствие пробелов было ещё на заре возникновения письменности.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 10:56
Москва

Их король свою письменность придумал и не на заре, а не так давно.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 18:32
Тольятти

АлександрПишет 03.03.2026 в 12:05
Они как раз без пробелов пишут.

Им проще.

У них один иероглиф иногда заменяет цело предложение.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 21:13
Москва

У них нет иероглифов.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)
10.03.2026, 08:23
Краснодар

Писать вы не будете, со временем компьютеры полностью перейдут на голосовое управление. И даже сама письменность исчезнет. Не было её до появления букв, и ничего, как-то обходились. Более того, исчезнет даже языковое общение. Первые люди обходились же без него.

0 / -2
Ответить
10.03.2026, 09:41
Москва

Бред пошёл.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
03.03.2026, 16:31
Тольятти

АлександрПишет 02.03.2026 в 16:45
И пробелы

Недавно здесь же опубликовали самое длинное слово в русском языке - 55 букв.

Русские только буквы.

Остальное смесь из латинских и химических наименований.

+6 / 0
Ответить
05.03.2026, 11:44
Москва

Тогда тот кто это писал - неуч. Согласно номенклатуре UNIPAC, в том числе ее российской версии, длина названий органических - бесконечна. Названия длиной 100 символов - норма. Я видел название которое переполнило буфер в 512 символов.

+2 / 0
Ответить
06.03.2026, 00:22
Тольятти

БорисПишет 05.03.2026 в 11:44
Тогда тот кто это писал - неуч.

Не могу возразить или согласиться.

Не читал.

Но неучей ныне тьма.

И имя им легион.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
28.02.2026, 23:57
Москва

Вы — единственное число.

вы — множественное

Как собираются отличать обращение к одному человеку от обращения к публике?

+22 / 0
картой
Ответить
01.03.2026, 14:01
Ульяновск

Так и обращаться на "вы" когда их много.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
01.03.2026, 14:02
Ульяновск

Перестать обращаться к одному человеку на "Вы". Тем более что мы его ( ее ) пока не знаем и за что же тогда к ним сразу на "Вы"?.... 🥺 😮 Вежливость авансом?

+4 / -6
Ответить
02.03.2026, 17:04
Санкт-Петербург

ВячеславПишет 01.03.2026 в 14:02
Вежливость авансом?

Да, элементарная вежливость. Тыкают незнакомому человеку только хамы.

+21 / -1
Ответить
03.03.2026, 12:41
Ульяновск

А может это просто любовь с первого взгляда, с первой буквы на мониторе?.... 😚 😉

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 09:14
Краснодар

Ты себя имеешь виду.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.03.2026, 23:58
Билибино

Было время когда русские в челобитных царю ТЫ писали. Но уважали и боялись, но выражали своё уважение другими способами.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
10.03.2026, 09:16
Краснодар

ВячеславПишет 01.03.2026 в 14:02
Вежливость авансом?

Очень забавно требование выканья в Интернете. Сидит такая десятилетняя соплячка с ноутбуком на унитазе и требует, попёрдывая, чтобы к ней непременно обращались на вы, да ещё и с большой буквы.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

с языка сняли )

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.03.2026, 13:03
Черноголовка

На Руси и к царю обращались на ТЫ

+3 / 0
Ответить
04.03.2026, 13:22
Москва

Зато царь отвечал:"Мы".

+2 / 0
Ответить
10.03.2026, 09:13
Краснодар

ВадимПишет 04.03.2026 в 13:22
Зато царь отвечал:"Мы".

Экий ты невежда. "Мы" в данном случае так называемое величественное число (pluralis majestatis). Это традиция, принятая в монархиях, где правитель использует множественное число для демонстрации высокого статуса, власти и достоинства. Царь называл себя «Мы» для обозначения своей абсолютной власти, подчеркивая, что он действует не от себя лично, а как представитель государства, Бога и всего народа. Это «королевское мы» символизирует единство монарха и его подданных, а также указывает на возвышенное, почти божественное положение правителя.

+1 / 0
Ответить
10.03.2026, 09:39
Москва

Спасибо за разъяснения. Но, вообще-то, я все это знал или догадывался.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
вчера, 21:33
Ульяновск

Божественное положение монарха в наше время вызывает сомнение.... 🙉 🙊

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
10.03.2026, 09:08
Краснодар

Елена ВикторовнаПишет 04.03.2026 в 13:03
На Руси и к царю обращались на ТЫ

Более того, и даже к Богу на ты.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (4)
Техник-технолог по обработке м Татьяна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.4М
28.02.2026, 23:23
Кострома

Оставьте русский язык в покое.

+20 / 0
картой
Ответить
01.03.2026, 14:50
Сургут

ТатьянаПишет 28.02.2026 в 23:23
Оставьте русский язык в покое.
Не скажите...

А, вдруг, это Владимиру Владимировичу не нравится, что сейчас на "Вы"

не только к нему одному обращаются, но и к другим людям тоже?

Тогда ничего другого не остаётся, кроме как правила менять....

+6 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)

а сравните речь проллых поколений _ ДО революции ! красиво как ! потом провал , пока общую грамотность наладили , потом стали получать высшее образование, Особенно повезло тем, у кого преподы были старой закалки. И новая интеллегенция родилась. НО сейчас , к сожалению, учиться не у кого.... Все молодые учителя - после ЕГЭ.... хотя в др. странах это давно отменили, а у нас всё ещё по Соросу - медленно доходит , что это враг.

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
28.02.2026, 23:20
Москва

Вы - это означает уважение, которого нет у тех, кто выражается матом.

+14 / -1
картой
Ответить
02.03.2026, 16:54
Северодвинск

ИринаПишет 28.02.2026 в 23:20
Вы - это означает уважение, которого нет у тех, кто выражается матом.

Почему же нет?Вот к примеру-а не пошли бы Вы на х? 😃 😃 😃 Если на Ты то без уважения, а на Вы уже с уважением. 😃 😃 😃

+16 / -1
Ответить
03.03.2026, 07:06
Набережные Челны

СергейПишет 02.03.2026 в 16:54
Почему же нет?Вот к примеру-а не пошли бы Вы на х? 😃 😃 😃 Если на Ты то без уважения, а на Вы уже с уважением. 😃 😃 😃

А если на вы? Это толпой или один но с "камерностью"

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (152)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы