














Краткое содержание :
С 1 января 2019 года в России была запущена новая пенсионная реформа, предусматривающая повышение возраста выхода на пенсию для большинства граждан РФ (до 65 лет у мужчин и 60 лет для женщин). Этот принятый закон часто ставят в укор Путину и Правительству, а некоторые утверждают, что он даже обрушил рейтинг президента. Так ли это и можно ли было избежать принятия такого не популярного нововведения? Давайте разбираться.
Бюджет ПФР имеет два источника. Первый – поступление страховых взносов. Второй – безвозмездные перечисления из федерального бюджета.
Еще в 2018 году 40% доходов ПФ покрывалось из федерального бюджета. Несмотря на это, на тот момент общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составлял 265,5 млрд рублей. Накануне реформы денег в ПФ катастрофически не хватало, и с этим надо было что-то делать.
Дело в том, что ПФ – это не кубышка, и наши страховые взносы в нём не хранятся. Все страховые взносы, поступающие в ПФ от предприятий, предпринимателей и организаций, – а это 22% от официальных зарплат, –сразу расходуются на выплаты пенсионерам. И количество денег в этом фонде зависит от количества работающих граждан в целом по стране.
В то же время в России население стареет, и на каждого пенсионера приходится слишком мало работающих (около двух человек). А с учётом того, что не все трудоспособные граждане работают и делают это официально, то этот показатель получается значительно меньше. К тому же демографическая яма "лихих девяностых" начала сказываться именно последнее десятилетие.
О причинах демографии можно спорить и рассуждать (общество потребления, антисоциальная экономика, крушение патриархальной семьи), но это ситуацию не изменит. Подобные проблемы возникают во всех странах мира.
В связи с улучшением уровня жизни людей, а также с учётом достижений современной медицины и ее возможностей (увеличения продолжительности жизни), население планеты закономерно стареет. Правительства всех стран мира вынужденно повышают пенсионный возраст. На данный момент цифры такие:
Реорганизация и ликвидация Пенсионного фонда была назревшей проблемой. В 2023 году Пенсионный фонд России объединился с Фондом социального страхования и теперь носит название Социальный фонд России (СФР). После реорганизации фонда номинал и сроки пенсий, а также иных выплат не изменились.
Судя по всему, главная цель всех преобразований была в уменьшении бюрократического аппарата фонда. Что касается предпринимателей и бизнеса, то для них упростились бухгалтерская и статистическая отчётность в 2023 году.
В связи с развалом СССР, частыми пенсионными реформами и изменением российского законодательства расчёт пенсий производится отдельно по периодам – до 2002 года, с 2002-го по 2014 год, с 2015 года. Причем для каждого периода по своим правилам.
На сегодняшний день есть два варианта подсчёта пенсии за период до 2002 года:
Согласно российскому законодательству (п. 3 ст. 30 закона «О трудовых пенсиях») в пенсионном фонде обязаны сделать расчёт вашей пенсии за данный период (до 2002 года) по двум вариантам и применить тот, который для вас будет наиболее выгоден. Такой подход может существенно повысить ваши пенсионные начисления.
За период с 2002-го по 2014 год при расчёте пенсии учитываются все ваши страховые взносы.
С 2015 года все пенсионные права формируются в ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). А ИПК формируются за счет отчислений в ПФР. Поэтому ваша пенсия целиком и полностью зависит от того где и как вы трудитесь: работаете ли вы официально или за чёрную зарплату.
В нашей стране возлагались определённые надежды на миграционные процессы, но это существенным образом на прирост населения не повлияло.
Вплоть до 2006 года наша страна ни разу не показала естественного прироста населения. Начиная с 2006 года на улучшение демографической ситуации постепенно начал влиять "материнский капитал".
Поэтому будет ли снижение пенсионного возраста через 20–30 лет – это прежде всего зависит от каждого из нас, а проще говоря – от рождаемости в РФ.
А со стороны Правительства должна быть последовательная демографическая политика, и такие эффективные меры, как материнский капитал на второго и третьего ребенка, должны иметь бессрочный характер.
Государству и Правительству нужно принимать меры по улучшению ситуации на рынке труда, улучшать дошкольную инфраструктуру, заниматься укреплением института семьи и главное бороться с бедностью. Ибо рождение ребёнка – это большая ответственность, требующая немалых денежных вложений.
Наша семья должна уверенно смотреть в будущее и не бояться за завтрашний день!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты