Право любит не дремлющих
ПРАВО ЛЮБИТ НЕ ДРЕМЛЮЩИХ
(И не бываемое – бывает!)
Не в столь далёком 2003 году ко мне, как юристу, за юридической помощью обратилась группа проводников, работавших в Вагонном депо станции Уфа. Группа этих смелых людей, а это именно так, состояла из 42 человек. Думаю, что это был сильный поступок, так как вознамерились они противостоять ОАО «Российские железные дороги», приняв решение отстаивать свои права. У остальных коллег, при всём их страстном желании, не хватило решимости последовать этому примеру под страхом немедленного увольнения. И завуалированные намёки работодателя не были пустыми и расплывчатыми! А ещё возникло мнение у самих проводников: «Бороться невозможно! Так стоит ли связываться?!». Ведь железную дорогу вполне можно рассматривать как некое «государство» в государстве или нечто близкое к этому образованию. И вопросы трудовых отношений с гражданами, работавшими в этом «государстве», и нормы трудового законодательства в отдельных случаях воспринимались в нём как нечто личное, отличное от общепринятых норм морали и трудового права.
Итак, в одном структурном подразделении Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», в Вагонном депо станции Уфа, трудились добросовестные проводники пассажирских вагонов. Честно и достойно исполняли свои должностные обязанности, подавая чай, выдавая постельное белье, подметая, убирая, вынося и открывая. И всё это на протяжении всего пути маршрута, в том числе с выездом в Украину и Республику Узбекистан, как ближнее зарубежье.
Выезжали в ближнее зарубежье и не знали, что оказывается, Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1997 года № 1055 «О размерах и условиях выплаты иностранной валюты взамен суточных работникам предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта с разъездным характером труда при исполнении ими своих служебных обязанностей в период пребывания на территории иностранных государств» им причитаются выплаты суточных в размере 75 % в иностранной валюте (в частности в долларах), с 10 сентября 1997 года.
Вот здесь – то и начинается некая интрижка. Проводники не знали и не могли знать, а руководство старательно замалчивало столь ценную для своих работников информацию, крайне в ней заинтересованных.
Скрывали долго, с 20 августа 1997 г. и до … 25 августа 2000 г.! Лишь только 25 августа 2000 года руководство Куйбышевской железной дороги решилось – таки на издание приказа № 413 от того же 25 августа 2000 года! И чуть ли не под грифом «Секретно». И это утаили! Соответственно, у железной дороги возник долг перед проводниками в виде денежных средств, которые явно аккумулировались в недрах Куйбышевской железной дороги и выхода в своём движении в сторону проводников ни как не могли найти. Искренне ничего не подозревавшие проводники Вагонного депо станции Уфа вдруг узнают о нарушении своих прав от коллег-проводников с проходящих поездов других структурных подразделений железной дороги лишь (!) в феврале – марте 2003 года, что для них стало большим открытием и немалым удивлением! Надо же, им, оказывается, задолжали! И достаточно много! От 100 тысяч рублей и более каждому из проводников… Народ возроптал, а так как Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров находится в г. Самаре, невольно задался вопросом, - не в этот ли модерновый, из стекла и металла, самарский вокзал были вложены не до начисленные им денежные средства. Возникла такая устойчивая народная версия… Как наиболее приемлемая среди многих и не столь обидная…Вот только бы ещё согласие народа было бы.
Конечно же, как следствие, - справедливое желание защитить свои права и отстоять свои интересы в суде. Что и было сделано наиболее активной и инициативной группой проводников Вагонного депо станции Уфа, но все оказалось не столь просто, как это виделось изначально. Руководство железной дороги не испытывая неодолимого желания возместить материальные потери проводников, использовало любые возможности, в том числе и правовую лазейку – истечение срока исковой давности. Casus belle! Удобный повод!
Главное, во что бы ни стало не выплачивать! Что, собственно, и делалось. За чем народу платить, он и так радёшенек, что вообще работает и выезжает в зарубежье, пусть даже и ближнее, о какой справедливости может идти речь! Главное обеспечить себя любимого!.. «Qvod Licet Iovi Non Licet Bovi» - «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку!». Проводники перебьются, и не зачем им платить какие – то там суточные. Ездят и пусть слезно благодарят, что могут это делать! Но излишняя самонадеянность не всегда бывает постоянной. После двухлетнего, тщательного рассмотрения дела по предъявленным 42 искам, объединённых в одно исковое производство, суд и первой и второй инстанций принял - таки твёрдое решение исковые требования 42 истцов, проводников Вагонного депо станции Уфа, удовлетворить и взыскать с ОАО «Российские железные дороги» более 2 (двух) миллионов рублей (!) в пользу истцов. Так, не смотря на упорное сопротивление работодателя, требования справедливости восторжествовали и право возлюбило не дремлющих и смелых. И, конечно, не без активной, квалифицированной помощи юриста и его добросовестного, ответственного отношения к сложившейся ситуации в трудовой деятельности проводников Вагонного депо ст. Уфа.
Александр Иванов, юрист
(тел. +7 (917)4833908)