Деградация современной буржуазной социологии(1 часть)
«Вопросы философии», 1955 г., № 1, стр. 103-120
(выдел. В тексте — РП)
Деградация современной буржуазной социологии
Ю. П. Францев
О так называемой «социологии культуры»
В 50-х годах прошлого века Чарлз Диккенс, упрекая буржуазное общество в равнодушии к прогрессу, писал: «Если сущностью его является полное равнодушие ко всему, что помогает или мешает прогрессу человечества, то, значит, мы заблудились в пустыне Сахаре и нам нужно найти из нее выход». Выход был указан тогда же, в середине XIX века. В 1848 году вышел в свет «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, показавший, кому дороги интересы прогресса и кто является той силой, которая не позволит превратить культурную жизнь человечества в мертвую пустыню. Спустя два десятилетия Парижская Коммуна явила миру прообраз того общества, под знаменем которого ныне одерживают победы сотни миллионов людей, руководимых коммунистами. В середине XX века равнодушие буржуазии к прогрессу сменилось открытой ненавистью; реакционеры пускают в ход все, что мешает прогрессивному развитию человечества. Идейная жизнь буржуазного общества, как и предсказывал Диккенс, превращается в пустыню, почва которой убивает всякое здоровое зерно и взращивает уродливый чертополох.
В устах идеологов современной империалистической буржуазии слова о «культурном прогрессе» все чаще являются средством маскировки. О культуре, культурных ценностях говорят, создавая военные блоки, призывая к «крестовому походу» против стран социализма и демократии, обосновывая мировое господство американских монополий. Демагогия реакционных буржуазных идеологов на темы культуры и цивилизации превратилась в своеобразную форму диверсии против подлинной культуры и цивилизации, которую отстаивают ныне сотни миллионов людей, сбросивших ярмо эксплуатации и борющихся против империалистического рабства. Вслед за идеологами и кадровые политики лагеря империалистической реакции норовят при случае ввернуть словцо о «культуре», рассуждая о «культурной» миссии колонизаторов или об «охране» культуры штыками нового вермахта.
В прямой связи со всем этим стоят современные реакционные буржуазные теории, именуемые социологией или философией культуры.
Среди современных буржуазных теоретиков, пишущих по вопросам культуры, имеются, разумеется, и люди, которые не стоят за разрушение культуры; некоторые из них осуждают современных варваров, вновь взявшихся за сожжение книг, преследующих прогрессивную мысль. Однако сегодня тон в области буржуазной философии культуры задают не эти люди. Господствующими являются теории, в той или иной мере оправдывающие политику империалистической реакции в области культуры. Именно такие теории находят поддержку со стороны правящих кругов, таких теоретиков охотно печатают и прославляют.
Об этих теориях и идет речь в настоящей статье.
Идеалистические извращения понятия культуры
Культура есть совокупность достижений общества в области знаний, науки, искусства, просвещения и применение этих достижений в целях развития производства, разрешения задач общественного развития. Для развития культуры огромное значение имеет предоставление народным массам возможности пользоваться в той или иной мере ее достижениями.
Современным идеологам империалистической реакции не с руки правильное понимание культуры. Они хотели бы в понятие культуры вложить свое собственное понимание, грубо искажающее действительность, но служащее корыстным интересам реакционной буржуазии.
Основой теории современных буржуазных социологов, стряпающих на потребу американским монополистам некую «философию культуры», является идеалистическое истолкование культуры.
Уже с XIX века культура толкуется социологами как совокупность двоякого рода ценностей: материальных, куда относится вся техника, а также прикладное искусство, и духовных, включающих всю духовную жизнь общества.
Расчленение культуры на материальную и духовную буржуазные социологи пытаются, однако, использовать в своих исследованиях для того, чтобы доказать примат духовного над материальным, фальсифицируя исторический материал, сделать вывод об определяющей роли идей в истории развития человеческого общества.
Так дело уже обстояло у позитивистов XIX века. Например, немецкий историк культуры прошлого века Г. Шурц сводит всю историю культуры, в том числе и материальной, к «истории человеческого ума» («История первобытной культуры», стр. 6. 1910). Так обстоит дело и у современных буржуазных социологов. В современной американской «Энциклопедии социальных наук» мы, например, читаем, что каждый элемент культуры определяется «идеями» и «ценностями» (т. IV, стр. 625). Идеалистическое извращение истории общества уже давно получило у буржуазных социологов некое новое «подтверждение» при помощи манипуляций с «культурными ценностями». Эти «культурные ценности», по словам буржуазных социологов, определяют «культурные эпохи», и в конечном счете от них якобы зависит историческое развитие человечества. Нечего и говорить, что при этом все культурные ценности сводились к идеям, признавались формой проявления духа. Материальная культура в расчет не принималась или выдавалась за пример, долженствующий показать примат творящего духа над косной материей.
Маркс и Энгельс еще в «Немецкой идеологии» писали, что «из истории исключается отношение людей к природе и тем самым создается противоположность между природой и историей» (Соч. Т. IV, стр. 29). Буржуазные социологи, признавая наличие материальной культуры, до сих пор пишут об извечном «антитезисе культура — природа», подчеркивая производное, второстепенное значение материальной культуры по сравнению с духовной культурой (см. статью Кребера в журнале «Перспективы США» № 4 за 1953 год).
Еще в XVIII веке буржуазные социологи задавали себе вопрос, является ли история человеческого общества «продолжением» развития природы или нет. Монтескье, Гердер, выдвигавшие на первый план географические условия, отвечали на этот вопрос утвердительно. В начале XIX века Гегель пытался объединить природу и историю на идеалистической основе. В конце XIX века буржуазные идеологи стали возводить китайскую стену между природой и историей. Особенное усердие проявляли в этом деле неокантианцы, твердившие, что «науки о духе» противоположны наукам о природе, в связи с чем культура была объявлена областью «моральных ценностей», а всякие попытки установить закономерности в культурном развитии человечества были заклеймлены как «ненаучные». Все усилия буржуазных социологов в этом направлении были сосредоточены на том, чтобы доказать рассудку вопреки примат духовной культуры над материальной.
Никакой «духовной» культуры, освобожденной от материи и совершенно бесплотной, быть, однако, не может. Такая культура существует лишь в воображении империалистических идеологов.
Разрешение запутанного буржуазными социологами вопроса о сущности культуры давно уже дал марксизм. Культура возникает вместе с производством; развивающееся производство двигает вперед культуру. Вместе с тем достижения культуры способствуют развитию производительных сил общества, росту производства, разрешению задач общественного развития; умение применять достижения культуры на практике также является важным показателем развития культуры.
Развитие производства даже в первобытно-общинном строе предполагает развитие культуры. Без наличия языка, некоторых простейших знаний, добытых в процессе труда, невозможно успешное развитие производства, общественной жизни. От поколения к поколению накапливались знания, передавались и развивались также и художественные образы, глубоко и правильно отражающие объективную реальность. Возьмем один пример. Русские народные сказки своими корнями уходят в седую древность, но они являются величайшими памятниками культуры, и поколения воспитываются на них, ибо они говорят о борьбе человека с природой и о победах его в этой борьбе, воспитывают любовь к труду, смелость в той мечте, без которой невозможен творческий труд, а не «мечтательность пустую», которую клеймили еще Чернышевский и Писарев. Идеология первобытно-общинного строя так же, как и рабовладельческого или феодального общества, крайне далека от нас, но достижения этих обществ в области культуры остаются близкими всем тем, кому дороги интересы развития культуры, культурного прогресса человечества. Пользование огнем — первый шаг на пути культуры — никогда не устареет и не будет отменено, как не будут «отменены» замечательные русские сказки и бессмертные памятники античного искусства или эпохи Возрождения.
Идеология социалистического общества не сохраняет буржуазной идеологии, наоборот, она развивается и крепнет в борьбе с ней. Но социалистическое общество является наследником культурных ценностей всех предшествовавших поколений. Эти ценности и составляют то, что мы называем наследством прошлого.
Вопрос о соотношении материальной и духовной культуры, поднятый буржуазной социологией в целях увековечения идеализма, ныне оборачивается, однако, все больше против идеологов современной буржуазии. Сбросив со счетов материальную культуру и изобразив себя рыцарями «духа», буржуазные идеологи попадают в весьма тяжелое положение, ибо при этом обнаруживается глубочайшая духовная нищета буржуазии.
Признавая, что материальная культура действительно развита в современном капиталистическом обществе, многие буржуазные социологи подчеркивают, что у современной буржуазии мало духовных ценностей, что капитализм развил материальную культуру, но в небрежении осталась духовная культура.
Некоторые американские социологи вздыхают о том, что «машинная культура» убила человека-творца. Они пытаются найти выход в усилении религиозной проповеди, которая-де должна противостоять «механизации» современного человека в капиталистических странах. Так, профессор Чикагского университета Джон Неф пишет, что главная задача современной культуры заключается в том, чтобы «подняться со стадии фабрикации, до которой мы упали, на стадию творчества». Он призывает на помощь при этом «вечные ценности», которые-де и должны «спасти» мир, погрузившийся в «продуктивизм» и «индустриализм». «Основная проблема, — продолжает Неф, — заключается в том, примирится ли мир с тем, чтобы быть пленником техников, подчинится ли со связанными руками и ногами силам дегуманизаторским, или человек совершит необходимое усилие для того, чтобы гуманизировать индустриальную цивилизацию» (журнал «Monde Nouveau» за 1951 год, № 51—52, стр. 29). «Гуманизировать» же цивилизацию Неф собрался при помощи идеализма и религии. Ему вторит философ Кайзерлинг, поносящий современную культуру за то, что она «механистична» и благодаря ей «человек деградирует». «Он ведет автоматическое существование с единственной претензией стать полнейшим роботом», — пишет Кайзерлинг (op. cit., стр. 222). Эти мысли перепевают многие современные критики «индустриальной культуры», особенно из числа сторонников объективного идеализма, не желая отдать себе отчет в том, кто же превращает людей в «роботов», в чьих это интересах, кто старается повернуть технику против человека, кто наживает на этом барыши и развязывает все «антигуманистические тенденции», а вернее, человеконенавистнические силы, в современном капиталистическом лагере.
Об этих подлинных причинах упадка духовной культуры современной буржуазии ее идеологи предпочитают умалчивать. Они обходят молчанием и тот факт, что капитализм уродует не только духовную культуру, но и развитие материальной культуры, направляя его в сторону производства орудий истребления людей и уничтожения материальных ценностей.
О существе современных идеалистических извращений понятия культуры, особенно ярко выраженных в американской реакционной социологии, позволяет судить вышедшая в 1952 году книга известного американского социолога Нортропа «Укрощение наций» (одним из главных орудий этого «укрощения» и призвана быть, по его расчетам, империалистическая «культура»). Нортроп всеми силами пытается доказать, что в основе культуры лежит некий комплекс «основных понятий и положений, принятых народом для того, чтобы организовать данные его опыта и упорядочить его отношение к природе и другому народу» (Northrop «The Taming of the Nations». N. Y. 1952, p. 5). В первую очередь здесь следует подчеркнуть тот характерный для империалистической «философии культуры» момент, что народ объявляется только «принимающим» идеи, которые для него изготовляются господствующими классами. На подобных теориях мы остановимся несколько дальше.
В целом же в своем определении культуры Нортроп повторяет старые, давно разгромленные Лениным субъективно-идеалистические бредни о культуре как об «организованном опыте». Любое мракобесие, самая откровенная реакция, возврат к варварству с подобной точки зрения объявляется «культурой», поскольку она «организует» и «упорядочивает» опыт современных каннибалов.
Нортроп искажает самый характер идей, действительно играющих важную роль, способных стимулировать или тормозить развитие культуры, определяя их в качестве понятий и положений, которые «приняты» для того, чтобы каким-либо способом «упорядочить» отношение к природе, к другим людям и т. д. На самом деле эти понятия и положения отражают объективную реальность, и именно в той мере, в какой эти идеи правильно отражают объективную реальность, они способны играть прогрессивную роль в развитии культуры, направлять деятельность людей. Что касается «философии культуры», преподносимой Нортропом, то она может направить деятельность его соотечественников, уверовавших в эту философию, только в сторону оправдания всяческого мракобесия, гонения на культуру.
В. И. Ленин говорил, что субъективно-идеалистические теории об «организованном опыте» следовало бы преподавать в духовных семинариях. Нортроп в этом отношении не составляет исключения. Начав с субъективно-идеалистического извращения понятия культуры, он приходит к той же поповщине, не отличаясь в этом от католических богословов. По его мнению, сейчас в мире существуют некие «культурно-политические единства». Среди этих «единств» он выделяет область «азиатской солидарности», «коренящейся в основной философской и культурной схожести не-арийского индуизма, буддизма, даосизма и конфуцианства» (op. cit., р. 287). Другой культурный круг, по Нортропу, — это «исламский мир». Весьма характерно, что Нортроп старается свести культуру восточных стран к религиозной идеологии, ибо колонизаторам было бы, конечно, очень выгодно, если бы народные массы стран Азии пребывали в плену невежества и религиозных представлений и не делали бы ни шагу вперед по пути культурного развития.
Отождествление культуры с религиозной идеологией нелепо даже и для тех эпох, когда религия оказывала огромное влияние на жизнь общества, не говоря уже о современности. Даже в эпоху первобытно-общинного строя человеческая культура состояла отнюдь не из представлений о «духах» и колдовской силе. Эти представления отражали бессилие человека в борьбе с природой, культура же как раз и составляла его первые шаги на пути овладения силами природы. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» пишет: «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» (стр. 107. 1950).
Первобытный человек зорко наблюдал природу; изумительные знания повадок зверей, птиц, различных периодов в жизни природы отличают древнего охотника; его орудия явились результатом опыта, долго накапливаемого в процессе труда, а отнюдь не плодом «мистического» или «мифологического» мышления, как утверждают нынешние буржуазные социологи. Религиозная идеология, несомненно, влияла на первобытное искусство, но не она составляла его основу. От древнейшего этапа истории культуры, например, от культуры древнего Египта, до нас дошли не одни религиозные верования, которые никаким вкладом в культуру не были. Для нас представляют интерес первые попытки разгадать строение человеческого тела, значительные познания, накопленные в области математики, первоначальные предположения о воде как источнике «всех вещей». Материалистическая философия и наука получили значительное развитие в античном рабовладельческом обществе, культура которого отнюдь не сводится к мистике Платона или Плотина. В период средневековья, несмотря на реакционное влияние религии, закладывались основы многих наук. Замечательные художники и резчики по дереву, вроде воспетого Ромэн Ролланом Кола Брюньона, отступая от мертвых идеалистических схем, преподанных церковью, создавали подлинные шедевры реалистического искусства. Даже в спорах схоластов появляются зародыши материалистических идей. Совершенно очевидно, что отождествлять культуру средневековья с религией — значит отдавать дань обскурантизму.
Что же можно сказать о попытках объявить культуру современных народов Азии «буддистской», «исламистской» и т. п.? Это попытки выдать свои желания за действительность. Только слепой может не видеть новой культуры, создаваемой в народном Китае, и объявлять китайской культурой «культуру» господ, засевших на оккупированном вооруженными силами США острове Тайвань. Да и в прошлом культура Китая, давшая ряд таких важнейших изобретений, как порох и бумага, выдвинувшая крупнейших философов-материалистов, оставившая миру многочисленные изумительные памятники искусства, никогда не являлась «религиозной культурой».
Попытки современных буржуазных социологов выдать за культуру народов идеалистические реакционные выдумки нашли свое яркое выражение и в том, как Нортроп характеризует культуру европейских стран. Культура Великобритании определяется, по его мнению, преимущественно британско-протестантскими эмпирическими философскими традициями. Этой «формулой» Нортроп хотел бы объединить Бэкона, Локка и епископа Беркли; материалиста Толанда или Пристли — с субъективным идеалистом Юмом и позитивистами или «неопозитивистами» махист-ского толка. В истории английской общественной мысли шла и ведется сейчас борьба между материализмом и идеализмом, причем славные традиции английских материалистов продолжают ныне такие передовые ученые и философы Англии, как Бернал, Корнфорт, Холдейн, а остатки философской похлебки Беркли дохлебывают современные субъективные идеалисты. Нортроп пытается ликвидировать этот важнейший факт истории идейной жизни Англии одним взмахом пера. Он тщится доказать, что основой культуры являются выверты философского идеализма, негодный продукт негодного общественного строя.
Нортроп прибавляет к своей «формуле» еще и другие «основные элементы» культуры Англии: классическое образование, английские законы, английскую церковь и королевскую семью. Кому же не ясно, что это довольно сумбурный перечень некоторых элементов политического и общественного строя буржуазной Англии и к подлинной культуре английского народа эти элементы не имеют никакого отношения! Ни Байрон, ни Шоу, ни Роберт Оуэн в этом перечне не фигурируют.
Нортроп, далее, «выводит» английскую культуру из… христианского стоицизма. Между тем всем известно, что один из родоначальников английской философской мысли, схоласт Дунс Скотт, задавался вопросом, может ли материя мыслить, а подлинным ее основоположником был материалист Бэкон. Нельзя, разумеется, отрицать влияние христианства на культуру европейских стран, но нельзя и не видеть, что история этой культуры неразрывно связана с освобождением от влияния религиозной идеологии, что именно с этой борьбой связаны лучшие страницы истории буржуазной культуры, в том числе и в Англии. Интересно отметить, что Нортроп все же вспомнил об английской революции XVII века, оказавшей немалое влияние на развитие английской культуры. Он попытался, однако, выдать эту революцию за религиозную реформацию на том единственном основании, что в то время народные движения проходили еще под религиозным флагом. А чартизм и другие чисто «светские» выступления английского народа, открыто бросавшие вызов английским законам, которые служат эксплуататорам и церкви, благословляющей наемное рабство? Их Нортроп оставляет за дверьми сконструированной им «английской культуры».
Совершенно очевидно, что современные буржуазные социологи, идеалистически извращая понятие культуры, хотели бы отождествить ее с буржуазной идеологией. Однако сведение культуры к буржуазной идеологии является таким же мошенничеством, как попытка выдать современные американские книжонки о сыщиках и убийцах за произведения художественной литературы.
Антинародность современных буржуазных теорий культуры
Культура есть «дух», а место обитания его — головы отдельных творцов — такова наиболее распространенная идеалистическая схема современной «философии культуры», созданная буржуазными социологами.
В пору, когда буржуазия была восходящим классом, она в какой-то мере была склонна говорить о «народности культуры»: «третье сословие» любило в то время говорить от имени народа. Теперь времена не те: многие современные буржуазные социологи считают своей прямой задачей «устранение» народных масс из истории культуры.
«Все мы — народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное», — говорил Чехов. Против этого положения, являющегося аксиомой для каждого подлинного деятеля культуры, и выступают нынешние теоретики буржуазии. Буржуазные социологи создают теории культуры, направленные против народа. Они заявляют, что культуру творят «избранники», «элита». На долю народа приходится лишь усвоение того, что создано этой элитой. Немецкие фашистские теоретики с пеной у рта «доказывали», что народная песня — это «спустившаяся вниз» мелодия, сочиненная композитором из «верхов» общества, что никакого народного творчества нет, а есть только народное «усвоение». Социологи-позитивисты изображали историю культуры как процесс постепенного изживания дикарских пережитков, которые, однако, застряли в толще народных масс и от которых освободились только некие «критически мыслящие личности». Этот процесс «изживания» совершается под воздействием «культурных верхов» общества. По сей день во всем капиталистическом мире имеет хождение теория современного английского социолога Арнольда Тойнби о том, что общество делится на «творческое меньшинство» и «нетворческую массу», которая к созиданию культурных ценностей якобы непричастна.
Буржуазные социологи своими писаниями хотели бы уничтожить тот неоспоримый вывод из всей истории культуры, что силу мастерам культуры всегда придавала близость к народу, что отрыв от народа заводил даже большие таланты в безвыходный тупик. Они не хотят признать, что народ созидает культуру. При всей огромной роли интеллигенции в создании культуры определяющим является связь этой интеллигенции с народом. Большевики всегда боролись с любой попыткой отрицания роли интеллигенции, с проповедью стихийности, пропагандой махаевщины. Но интеллигенция, как учит история, оказывает положительное влияние на культуру только тогда, когда ее деятельность идет на пользу народу, а не во вред ему.
Современные буржуазные социологи взяли за правило клеветать на народ, объявляя его не созидателем, а чуть ли не разрушителем культуры. Известно, что подобные «теории» были в ходу у разных российских реакционеров, вроде Мережковского, писавшего с поразительной наглостью о «грядущем хаме». Ныне этим «теориям» стараются придать некое наукообразие и философский вид.
Остановимся на одной из таких «философий культуры».
В одной из своих последних статей виднейший немецкий неокантианец Э. Кассирер, бывший последние годы своей жизни профессором Иэльского университета в США, писал: «Современная цивилизация очень неустойчива и хрупка. Она построена не на песке, а на вулканической почве. Ибо ее начало и основание было не рациональным, а мифическим. Рационалистическая мысль была лишь верхним слоем на более древнем геологическом пласте, который достигал большой глубины. Мы должны быть всегда готовы к страшным толчкам, которые могут потрясти наш культурный мир и наш социальный порядок до самых оснований» (Е. Сassiгег «The Myth of the State», «Fortune», June, 1944, p. 206).
Кассирер, занимаясь проблемой мышления, доказывал, что до появления логического мышления, на ранних ступенях развития человеческого общества, господствовало дикарское, «мифическое мышление», пережитки которого, по его мнению, сохранились и в эпоху цивилизации. История показывает, что никакого «дологического» мышления никогда не было. Если бы мышление человека даже на самых ранних ступенях развития не отражало действительности, было бы «фантастическим», «мистическим» или «мифологическим», человек не смог бы изобрести и самого простейшего орудия, не смог бы бороться с природой. Фантастические представления всегда были пустоцветом на живом дереве человеческого познания. Этот пустоцвет пышно расцветал на ранних ступенях развития общества, когда в сознании человека огромное место занимали суеверия, предрассудки, религиозные верования, возникшие в результате бессилия человека в борьбе с природой и мешавшие ему в этой борьбе. Кассирера и других философов-идеалистов пугает тот факт, что массы порывают с этими идеалистическими представлениями, поднимаются на борьбу против строя эксплуатации. Что же касается теории, согласно которой культура является тонким слоем, не имеющим ничего общего с народом, и создается «высшими», «избранными» классами, то такая теория показывает лишь классовое лицо буржуазных идеологов, восхваляющих враждебную народу, вырождающуюся, глубоко реакционную буржуазную культуру. Ибо культура неотделима от народа, подлинный творец культуры — народ; гений народа проявляется в культуре, им созданной. По существу ничем не отличающаяся от фашистских бредней, схема Кассирера находит свою «разработку» в сочинениях американских социологов. Они доказывают, что мышление масс «дологично», «символично» и т. д., в то время как мышление «избранных» освободилось от таких «доисторических элементов».
Основное положение, которое хотят внушить своим читателям апологеты империализма, заключается в том, что мышление масс будто бы «отстает» от мышления «героев», под которыми следует понимать представителей империалистической буржуазии. «Герои»-де создают культуру, далекую от мышления масс, которые якобы представляют угрозу для этой культуры.
Американский социолог Барнес расхваливает Грехема Уоллеса за то, что этот представитель буржуазной социологии США «обратил особое внимание на силу символизма в мышлении масс и показал, как современные политики эксплуатируют магическую власть символов для того, чтобы господствовать над мыслью и действиями избирателей» (Barnes «Sociological Contributions to Political Theory», «Twentieth Century Political Thought». N. Y. 1946, p. 40—41). Для нас интерес подобных «трудов» заключается не в том, как они характеризуют «мышление масс», а в том, что они способствуют саморазоблачению буржуазии, вскрывают жульнический характер ее пропаганды.
Сочиняя пасквили на тему о «психологии толпы», современные буржуазные социологи настойчиво твердят о ее «опасности для демократии, особенно в законодательных дебатах и политических кампаниях» (ор. cit., р. 41—42). Совершенно очевидно, что эти упражнения направлены к одной цели — обосновать покушение на политические права трудящихся. Барнес, касаясь «важнейших политических идей» современной империалистической буржуазии, пишет: «Наши современные средства общения, ежедневные газеты, телефон, телеграф, кино и радио имеют тенденцию привести все население в основном в психологическое состояние толпы, особенно в периоды общественного возбуждения. Отсюда необходимость тщательных исследований психологии толпы и методов социальной терапии, которые повысят степень рациональности в групповых реакциях на общественные проблемы» (ibid., р. 42).
Спора нет, современная буржуазия использует и радио, и кино, и газеты, и все иные орудия культуры для каждодневного одурачивания масс. Постыдным примером подобной деятельности буржуазии может служить в прошлом гитлеровская Германия, а в настоящем — США, где ведется разнузданная клеветническая кампания против СССР, Китайской Народной Республики и других миролюбивых стран. Разговоры же Барнеса о необходимости «социальной терапии» по отношению к массам, также понятны. «Социальной терапией» эти «врачеватели» капитализма называют расправу буржуазии с трудящимися, лживую пропаганду, подавление любой прогрессивной мысли и все другие антинародные мероприятия современной империалистической реакции. Реакционная буржуазия издавна привыкла называть виселицы, тюрьмы, каторгу для трудящихся мерами «оздоровления», «санации» общества. Новомодные американские социологи лишь повторяют старую черносотенную ложь, прикрывая ее трескучими фразами о «спасении культуры», которой, по словам этих «избранных», угрожает «полудикарское» мышление масс, особенно в периоды «возбуждения» этих масс. Совершенно очевидно, что все эти черносотенные теории глубоко антидемократичны. Они выражают ненависть реакционных буржуазных теоретиков к народу, трудящимся массам, борющимся за мир, демократию и социализм.
Враждебность империалистической идеологии, включая и империалистическую социологию культуры, к народным массам, к трудящимся служит лишним подтверждением упадка современной буржуазной культуры.
Совершенно очевидно, что отношение к трудовому народу, к труду — важный показатель уровня культуры. Известно, что рабовладельческое общество воспитывало у своих членов презрение к труду. В этом нашла одно из своих выражений неизбежность гибели рабовладельческого общества. Нынешнее капиталистическое общество по мере усиления в нем паразитических тенденций все активнее проповедует презрение к труду, к народу, к трудящемуся человеку, что служит печатью приближающейся гибели этого общества. Французский писатель-экзистенциалист Альбер Камюс проповедует, например, в своем трактате «Сизиф», что человеческий труд есть сизифов труд.
(продолжение следует)