Автор:
Валентина
, Смоленск
Смоленск

За дополнительные знания будут рассчитываться ваучерами

просмотров: 494 комментариев: 0

Лава Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о планах по развитию дополнительного образования школьников. Она сообщила, что вверенное ей министерство провело инвентаризацию объектов культуры и спорта, используемых для дополнительного образования детей в пяти регионах страны. Выяснилось, что резервы у системы есть, и немалые.

В своем выступлении на недавнем форуме в Санкт-Петербурге министр не назвала регионы, в которых реализуется данный проект, но, как известно, эксперимент по дополнительному образованию уже несколько лет, начиная с 2005 года, идет в Перми, Ханты-Мансийском автономном округе, Татарстане, Башкирии и Липецкой области.

Также известно, что на сегодняшний день в регионах, где апробированы новые возможности для допобразования, сделаны интерактивные «дорожные карты». Они нужны для того, чтобы, как подчеркнула Ольга Васильева, «и родители, и сам губернатор могли в любое время посмотреть и узнать, какое помещение используется для обучения детей, какой объект культуры и спорта недоиспользуется и что нужно сделать, чтобы эти объекты работали с большей эффективностью».

«Дорожные карты» – это, конечно, хорошо. Но мог бы пригодиться и опыт Финляндии, где успешно действует программа по дополнительному обучению школьников. Там в начале учебного года выходит каталог кружков и секций в районе проживания детей с указанием содержания курса, педагога, места и времени работы, перерывов в работе на каникулы и праздники, стоимости, условий участия, чтобы семьи могли выбрать из всего, существующего в районе.

По результатам проведенного в прошлом году Минобрнауки исследования стало известно, что в помещениях дополнительного образования по направлению культуры и спорта не занято более 228 тыс. часов. Если все это использовать с толком, то мы увеличим охват детей вдвое без дополнительных затрат, уверена Васильева.

Одним из важных моментов проходившего в регионах эксперимента стала новация с персонифицированной системой предоставления услуг дополнительного образования. Согласно замыслам министерства, ребенок получает сертификат-ваучер, с которым он будет приходить в секцию или кружок и на основании которого с ним будут там заниматься. Государство в этом случае оплатит услуги дополнительного образования, предоставляемые по данному сертификату. Причем ваучер ребенок может принести и в государственные, и в негосударственные учреждения дополнительного образования, имеющие лицензию. Например, в коммерческую танцевальную студию. Тогда родительская плата за занятия будет снижена (часть платы покроет сертификат) или вовсе сведена к нулю.

Как предполагают авторы концепции ваучеризации, данная ситуация просто обяжет негосударственные учреждения дополнительного образования активно включаться в систему лицензирования. Это в конечном счете повысит качество предоставляемых ими услуг. Напомним, что на сегодняшний день частные заведения отнюдь не спешат пройти лицензирование. Их больше интересует коммерческая сторона вопроса.

С помощью сертификатов собираются решить и другие проблемы. Например, будет вестись учет посещаемости в течение года, что повлияет на отношение к дополнительному образованию в принципе. Дети, уверены авторы проекта, станут более серьезно относиться к этому виду деятельности. Ведь если более 30% занятий будут пропущены ими не по уважительной причине, сертификат у образовательной организации могут изъять.

Многих родителей волнует, сможет ли ваучер помочь ребенку посещать не один кружок, а несколько. Как известно из уже имеющейся практики, отдав сертификат в одно учреждение, ребенок чаще всего занимается бесплатно и в другом кружке государственной образовательной организации без сертификата, если, конечно, там еще осталось свободное место.

Ваучеризация поможет развить здоровую конкуренцию и разнообразить количество самих кружков. А, может быть, и вовсе – привести к каким-то новым видам дополнительной деятельности. Так, например, недавно в красноярской школе открылся специальный кинологический класс. Туда еженедельно приходят на занятия с животными более 100 учеников. Дети играют с собаками, занимаются их дрессировкой. Собак, естественно, отбирают только с определенным набором качеств. Как правило, это неагрессивные, послушные, игривые животные, которые спокойно относятся к прикосновениям посторонних людей и не боятся резких движений и громких звуков.

На занятия с собаками могут приходить все дети – как абсолютно здоровые, так и ребята с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, аутисты и другие. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа. Благодаря собакам у детей с особенностями развития улучшается координация, они становятся более подвижными. Все без исключения школьники в процессе игры с собаками учатся социализироваться и выстраивать отношения с окружающим миром.

Наталья Савицкая

Обозреватель 05.04.2018

Интересна ли Вам публикация?
Оценили 0 человек
0,00
Поделитесь этой статьёй: