"Понаехали тут!"
Принято считать, что каждый провинциал мечтает переехать в столицу, при этом всеми фибрами души ненавидит этот город. А каждый москвич бурчит себе под нос "понаехали тут" и показывает на улице пальцем на провинциалов. Приезжие считают москвичей холодными, высокомерными и бесчувственными. Жители столицы думают, что провинциалы ограниченные и наивные, а главное - суются в Москву, где им не место. И ненависть между нами непреодолима.
83 процента современного городского населения России (и московского тоже) – это «понаехавшие» из деревни в третьем, а то и во втором поколении. То есть, у 83-х процентов москвичей родители или бабушки-дедушки приехали в город, в том числе, и в Москву, из деревни. В самом крайнем случае приехали из деревни прадедушки и прабабушки.
Получается, что противостоять некому и незачем, ибо с точки зрения истории любого города и даже любого рода не очень важно, приехали ваши предки в Москву из-под Тулы 50 лет назад или 10 лет назад вы сами в нее «понаехали».
Но война провинциалов и москвичей постоянно разгорается то тут, то там. Конфликт «тех» и «этих», Москвы и не-Москвы, белых и чернокожих, евреев и неевреев, таджиков и нетаджиков, азербайджанцев и армян имеет одну природу: людям необходим иметь «тех», чтобы приписать им все, что не нравится в «этих», то есть в самих себе.
В советские годы московская прописка давала допуск к ресурсам, о которых провинциалы могли только мечтать. Даже за апельсинами и колбасой половина Советского Союза ездила в столицу. За квадратные метры в московских коммуналках или в новых хрущевках и многоэтажках, за волшебный штампик о прописке в паспорте молодежь «из деревни» ехала в Москву работать на овощных базах, на стройках, потому что столичные жители уже тогда были такие набалованные (несмотря на свое – не будем забывать – такое же деревенское происхождение), что от такой работы нос воротили.
Да, были люди, которые так именно и формулировали свои задачи: любой ценой получить московскую прописку. Наверное, они и сейчас никуда не делись – охотятся себе за квадратными метрами и другими материальными ценностями, а не за пропиской.
А что знают и что думают в России о мигрантах из Средней Азии
Думают одно, говорят другое, делают третье. Трудолюбивы и исполнительны. Улыбаются, но это ничего не значит. Почти никогда не показывают настоящих эмоций. Главный человек для них — мать. Ненавидят Россию, а нас считают колонизаторами. Вот далеко не полный набор стереотипов, которыми характеризуют работающих в России узбеков, киргизов и таджиков. Что в этом правда, а что домыслы? Что мы знаем о дворниках, таксистах, продавцах и нянях, живущих с нами по соседству?
В России мигрантов считают проблемой. Немногие знают, что и сами диаспоры, объединяющие приезжих, в панике: жизнь в России разрушает их традиционные ценности. Представители диаспор встревожены: рушится главное, чем живо общество,— традиции. Миграция разрушает и мир тех, кто уехал на заработки, и их родных, оставшихся дома.
Многие гастарбайтеры без труда получают российское гражданство. Например, Киргизии, откуда родом вероятный исполнитель теракта в Санкт-Петербурге, удалось договориться об упрощенном режиме для своих граждан.
Однако еще сотни тысяч и миллионы людей из Средней Азии проживают в России нелегально, и никто точно не знает, сколько их. Граница России со Средней Азией, по сути, не охраняется, и если случайно нелегального мигранта задерживает полиция, проблема решается взяткой.
Но именно от мусульманских гастарбайтеров некоторые отрасли российской экономики настолько зависимы, что им без мигрантов просто не обойтись.
В российском обществе сложился такой бытовой национализм в духе идей про «расу рабов» и «расу господ». У нас нет рабовладения, но, признайтесь, мы же считаем, что гастарбайтеры – это такая специальная «раса слуг», которая должна проживать в рабских условиях и не рассчитывать на равные трудовые права с нами. Но ведь где «рабы», там и «восстания рабов», логично же?
Ведь всем вокруг наплевать на те условия, в которых работают мигранты! Разве мы не знали, в каких условиях трудится большинство мигрантов? Знали. Просто мы считаем, что это нормально. А раз мы сами постановили для себя, что порядок и закон не нужен там, где работают гастарбайтеры, то чего удивляться, что туда быстро вернулись «лихие девяностые»? Мы сами же и дали на это добро.
Китаец вместо узбека?
Сегодня Россия стоит на пороге новой мигрантской волны. Но не из Средней Азии, а из Китая. По мнению экспертов, уже через несколько лет трудовой ресурс Средней Азии закончится. Вместо узбеков и таджиков в России будут работать китайцы. Они уже плотно «оккупировали» территорию Дальнего Востока и Сибири, активно осваивают рынок Москвы. И уже добрались до Санкт-Петербурга. Говорят, что китайцы - хорошие работники. Они не криминализированы и не агрессивны.
А вы что думаете по этому поводу?
Лучше жить на родине?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: