Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Какой забор можно поставить на даче – высота, расстояние до построек, материал и т.д.

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,21) ( 14)
51 307 просмотров
328 комментариев

Ограждения земельных участков нередко становятся поводом для выяснения отношений и судебных разбирательств между соседями по даче. Связано это не только с большим количеством участков, сведения о которых отражены в ЕГРН без четко установленных границ, но и с конструкцией ограждений, которая должна отвечать ряду требований.

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, какие нормы и правила учесть при возведении забора, как рассматриваются споры, вызванные их нарушением, в суде.

Какие требования нужно учесть при возведении забора?

Планировка и застройка садовых и дачных участков должны проводиться в соответствии с указаниями, содержащимися в СНиП 30-02-97, актуализированная редакция которого утверждена Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849. Общеизвестно, что СниПы не являются нормативными актами и носят рекомендательный характер, а не обязательный, что часто становится камнем преткновения в суде, когда на такие документы ссылаются в обоснование своей позиции. Однако СНиП 30-02-97 входит в перечень таких СниПов, без соблюдения которых невозможно исполнение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (п. 199 Приказа Росстандарта от 30.03.2015 N 365), поэтому учитывать рекомендованные при строительстве забора нормы и правила необходимо.

В п. 6.2 СНиП 30-02-97 предусмотрено, что по периметру садовых и дачных участков должно быть сетчатое или решетчатое ограждение высотой 1,5 м. С обоюдного согласия соседей, составленного в письменной форме, можно поставить ограждение другого типа. Такое соглашение должно быть заверено правлением садоводческого (дачного) объединения. По решению общего собрания членов объединения можно отгородиться глухим забором со стороны улиц и проездов. Ограждением может считаться какая-либо естественная граница, например, берег реки или край оврага. В то же время, садоводам и дачникам не разрешается самим рыть ров, канаву и т.п. для обозначения границы участка (п. 5.1 СНиП).

Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил может являться основанием для удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании земельным участком, сносе и замене возведенного ограждения. Сделать ограждение с превышением размеров, предусмотренных проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения можно после утверждения органом местного самоуправления проекта такого ограждения (ч.ч. 4, 5 ст. 34 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Как споры из-за ограждений рассматриваются судом?

Указанные требования хотя и не сложны, но нарушаются часто, становясь причиной судебных споров. Суд может обязать нарушителя демонтировать возведенный забор в силу пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, если истец докажет нарушение его прав. Наиболее часто используемым доводом против нарушителя является то, что неправильный забор затеняет часть земельного участка истца, что препятствует проветриванию почвы возле забора и не дает истцу полноценно использовать участок в соответствии с его назначением - для выращивания сельскохозяйственных культур (см., напр., Решение Ленинского районного суда г. Омска от 3 октября 2014 г. по делу № 2-025/2014).

Однако прежде чем идти в суд, надо попытаться решить проблему с привлечением представителя правления дачного или садового объединения. Если он не увидит оснований для демонтажа забора, что должно быть отражено в акте, можно привлечь кадастрового инженера для проведения компетентной экспертизы. Он определит не только соответствие ограждения строительным нормам и правилам, но и дополнительно определит, соответствует ли длина ограждения расстоянию между крайним точкам межи, сведения о которой внесены в Государственный кадастр недвижимости. Имея на руках акт правления и заключение кадастрового инженера, добиться справедливости в суде будет легче.

Купля-продажа земельного участка – как заключить договор и оформить сделку?

На каком расстоянии от забора должны быть иные объекты?

Постройки должны находиться на определенном расстоянии от забора (границ соседнего земельного участка), не менее:

  • жилого строения (или дома) - 3 м;
  • постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4 м;
  • других построек - 1 м;
  • стволов высокорослых деревьев - 4 м, среднерослых - 2 м;
  • кустарника - 1 м (п. 6.7 СНиП).

Клозеты, уборные выгребные ямы и устройства для сточных вод можно размещать не ближе одного метра от границ соседнего участка (п.п. 8.7, 8.8 СНиП). Правила расчета расстояний между строениями, в том числе жилыми, и границами соседних участков приведены в п.п. 6.7, 6.9 СНиП. Также необходимо учитывать нормативы расстояний между строениями на смежных участках: от жилого дома до санузлов и от колодца до уборной (компостной ямы должно быть не менее 8 метров.

Противопожарное расстояние между жилыми домами на соседних участках зависит от материала, из которого они построены. Наибольшее расстояние должно быть между деревянными домами — 15 метров, наименьшее — между каменными (6 м) (см. п. 6.5 СНиП). Нарушение перечисленных требований также может стать причиной судебных разбирательств. В судебной практике есть случаи, когда суд обязывал демонтировать и переносить постройки (см., напр., Решение Волжского городского суда от 25 октября 2017 г. по делу № 2-3578/2017).

Как отсудить жилье у государства – разбор реальных примеров

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

А у Вас есть дача?

Проголосовало: 5 093

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментарии (328)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
52
Вниз

Законы в России работают только на низкие заборы, а где высокие заборы там совсем другие законы и все вы должны понять это!

+51 / -1
Игорь
Игорь
06.05.2018 в 09:37
Краснодар

С моей точки зрения закон Един! Честь! Справедливость и СОВЕСТЬ !!! НО В НАШЕМ ГОСУДАРСТВЕ, народ делится на две категории - 1) те которые плевали на все законы, деньги и связи решают всё; 2) те у кого отобрали первые, гаплевав на все законы.

+21 / -1
Вверх
43
Вниз

кто будет соблюдать эти нормы.это раньше во времена ссср привет николай привет серега заходи и колитка есть а сейчас все отгородиться хотят,всем спокойствия хочется и тишины от мира!

+43 / 0
Вверх
38
Вниз

Трехметровый забор - основа добрососедства

+38 / 0
Гость
Гость
06.05.2018 в 06:53
Челябинск

и под напряжением 220в!

+17 / 0

Лучше всё таки 380в.

+18 / 0

И это правильно, если совесть и честь отсутствуют...

+3 / 0

Пробовал?

И ещё не сидишь?

Ну, эт наша недоработка!

+11 / -3

10КВА.....................

+11 / 0

Евгений! Плохо работаете.

+9 / 0

ВикторПишет 06.05.2018 в 06:49
Трехметровый забор - основа добрососедства

А пятиметровый - основа долгосрочного добрососедства!

+15 / 0
Вверх
37
Вниз

Если дебилы, то лучше из блоком пятиметровый поставлю. Моя дача - мой забор. Мое дело какой ставить.

+27 / -10

Твой участок. Но забор то общий! Или его можно считать хоз. Постройкой и ставить на расстоянии 1 метра от границы участка. То есть вы должны фактически отдать соседу площадь своего участка равную длине забора умноженную на метр. И тогда никаких претензий от соседей.😚😁

+28 / 0

Два параллельных забора-один хиленький деревянный. Другой -из профнастила!

+26 / 0

У моей бабушки был участок ещё с сороковых годов. так вот на них везде раньше у всех был свой забор а между ними узенькая тропинка.

+25 / 0

Да, раньше так и было. И это было удобно, можно пройти на соседнюю улицу не мотая лишние километры. У моего дяди дача была под старой Купавной, на озере Бисерово, там так и было. Но земля все дороже и дороже. Так представляете сколько доп участков можно получить в товариществе, если убрать эти тропинки по 0,5 метров шириной?

+20 / 0

Тропинки исчезли - приходится всех обходить . А дополнительных участков не появилось. За счёт тропинок увеличили площадь участков и получили проблемы с соседями.

+10 / 0

Ну почему же отдать соседу площадь своего участка равную длине забора умноженную на метр? Мера вынужденная поставить глухой забор в метре от сетчатого,но иначе не получается отгородиться от соседа,если нужно,а главное очень хочется,но категорически не разрешено ставить забор. Этот метр так же используется. Только доступ к тому метру нужно оставить.

+4 / 0

Оставьте забор таким какой есть. А параллельно ему на расстоянии 1 метра от него поставьте стенку - брендмауер, высотой хоть 3 метра. А ещё лучше живую изгородь типа из плюща. Так соседу будет сложнее обосновать, что вы нарушаете его права собственника.

+3 / 0

Это глупая экономия. У нас в стране достаточно свободной земли.

0

На границе поставьте полосатые пограничные столбы. Тропинку распашите ( контрольно следовая полоса ).

+1 / 0
Вверх
36
Вниз

Если соседи хорошие и забор не нужен.

+35 / -1
Лариса
Лариса
06.05.2018 в 07:04
Краснодар

получается, с одной стороны понятие "собственность" носит условный характер, так как мы в качестве собственников не можем полностью распоряжаться своей собственностью, а с другой стороны, наличие соседских войн по этой теме - зашкаливает...и реально их как то надо решать... хотя бы так...

+34 / -2

Согласен! Но у меня такие соседи, видеть их не могу! Поэтому закрылся от них сплошным забором! "Заслуженный учитель России", ярая исламистка, дети для нее только татарской национальности, остальные "быдло и свиньи"...

+14 / 0

Ну это идеальный вариант....

0
Вверх
36
Вниз

Лучше хороший сосед и добрые отношения, чем высокий забор и жизнь по СНИПам. Добрее надо быть.При плохом варианте с соседом, сплошной 1,5 м высоты забор спасёт от проблем и создаст комфорт!

+31 / -5

Забор в 1.5 метра не спасет от любопытных глаз..может я хочу на своем участке голой ходить принимая воздушные ванны..

+4 / 0

При таком подходе приобретайте участок в глухой деревне или в чистом поле/лесу.

Вы живете среди людей и должны соблюдать какие-то моральльные и культурные нормы, принятые в этом обществе.

+1 / -1
Вверх
35
Вниз

Законы пишут идиоты, которые не обсуждают их с народом.

+34 / -1

Я полностью с вами согласна

+11 / -1

ИринаПишет 06.05.2018 в 13:56
Законы пишут идиоты, которые не обсуждают их с народом.

а выбирает этих идиотов кто?

+9 / 0

И что вас не устраивает в законах? Походу вы америкосовские подстилки вас просто все не устраивает российское.

+4 / -11

Они самовыдвижение. Сам выдвигает и сам голосует или друзья помогают

+10 / 0

Никто их не выбирает-они сами покупают теплое местечко

+6 / 0
Вверх
34
Вниз

НИАНПишет 27.04.2018 в 16:59
стволов высокорослых деревьев - 4 м, среднерослых - 2 м;

Было среднерослое дерево, за несколько лет выросло. Пилить?

+32 / -2

Нет. Переносить.

+26 / -1

Ситуация прямо из нашей садовой жизни! 30 лет назад,когда садовый участок появился,мы оставили на участке молоденькую елочку. Росла,никому не мешала,а наоборот радовала,потому что невероятно пушистая и красивая выросла! Да и родная стала для всей семьи за столько лет. Но так и случилось,что дерево-то выросло,поднялось,ветви расправило вширь,ствол увеличился в диаметре. Значит поневоле дерево стало расти ближе к соседскому забору,чем 30 лет назад,к тому же высокорослое. Именно так сосед и заявил - валите ель,или я сам это сделаю. Хотя нет в этом никакой надобности и проблем для него,а лишь желание из вредности сажать картошку на его 15 сотках именно в этом месте. Пришлось привлекать лесничество и лично лесника,чтобы отстоять ель от вырубки. Тогда и узнали,что не так-то легко соседу срубить лесное дерево " не достигшее еще своего максимального роста",хотя теперь оно уже и наша собственность,раз растет на нашем участке. А соседу за выруб,причиненный ущерб и возможное причинение опасности нашей жизни можно еще и под уголовную ответственность угодить. Хоть и вряд ли сосед испугался,но от нашей ели отстал.

+8 / 0

Вера Павловна, а документ какой-то лесничество или администрация оформляли для вашей Елки - что она здесь может жить? или только на словах разъяснили соседу? он же через какое то время опять начнет вредничать, так как Елка вырастет еще! (у нас примерная ситуация)

0

Документы на дальнейшее проживание елки на участке не оформляли, к сожалению. В лесничестве вообще удивились тому, что это едва ли не единственный случай, когда обращаются в лесничество с целью помочь отстоять ель от сруба. Обращаются лишь за разрешением срубить! Потому помогали довольно охотно! Но о запрете самовольного сруба, о возможных последствиях и ответственности в случае самовольного сруба лесного дерева или обрубки корней вдоль границы участка, что может стать причиной падения елки именно на нашу территорию, ущерба и даже опасности для жизни, сосед предупрежден. Но на случай вновь активных действий соседа, в лесничестве рекомендовали написать упреждающее заявление в прокуратуру с описанием угроз, включая возможную опасность для жизни от действий соседа, что и было сделано.

+4 / 0

А если "елочка" при урагане жахнется на участок соседа?

Вы ему ремонтировать будете и убирать ветки, ствол?

Скорее всего сделаете вид, что ничего не произошло и это проблемы соседа.

У меня такие же соседи - полные пофигисты к чужому добру и полные жадюги всему, что касается лично их.

0 / -1

Ну что уж вы так сразу? Согласна, елки порывом ветра и с корнем могут быть вывернуты, и стволы ломаются. Но (говоря вашими словами), что же, все ели должны непременно жахнуть? Старая, больная, поврежденная вредителями, с ослабленными корнями или растущая в неблагоприятных условиях ель, возможно, жахнет, но если уж имело место обращение в лесничество, то,поверьте, есть подтверждение, что дерево здорово, находится в активном росте, корнями держится крепко и растет в надлежащих условиях. Ель любимица всей семьи, ухожена и расстаться с ней - это беда! А если сосед не подрубит ей корни, то не жахнет никогда. Что касается того, что в случае падения ели на участок соседа, ремонтировать мы там ничего не будем и попросту закроем на это глаза, то смею вас заверить, что даже при таком крайне нежелательном для нас случае, ель ничему не навредит. Кроме, как нашему же забору! Тут скорее наоборот (опять по вашему тексту) - "сосед полный пофигист к чужому добру и полный жадюга всему, что касается лично его". Прежде, чем обращаться за разъяснением прав в лесничество, пытались вести диалог, предлагали различные варианты использования земли в районе елки, кроме желаемой посадки картошки именно в этом месте! Предлагали беседку, предлагали газон с качелями, любую другую зону отдыха... Нет! Только огород и только в этом месте! Так если для соседа, купившего участок чуть ли не на 30 лет позже, чем у нас там уже росла ель, не существует компромисса, то почему мы должны считаться с тем, что сажать огород в любом другом месте на 15 сотках невозможно просто из-за вредности? Кстати, если вы еще и про затенение вдруг скажете, то замеры и продолжительность инсоляции не проводились, потому что этим занимается лицензированная организация, так что если соседу надо, пусть он сам этим и занимается. Но ответ итак очевиден. Участок у соседа большой, одинокая ель, растущая на восточной стороне участка, тень от елки, как стрелка на солнечных часах, обходит свой круг, не останавливаясь на соседском участке. Так что, как ни крути, а кроме как вредностью и принципиальностью соседа к елке больше прицепиться нечем!

+3 / 0
Вверх
33
Вниз

Но что-то страно то что собственник должен еще думать какой высоты забор.Может он хочет 5 метров высоты или вообще без забора.

+27 / -6

Конечно собственник должен думать про высоту забора. Сделает высоту 5 м. и затенит вам получастка, а то и весь! Вам понравится?

+29 / -1

Потому что понятия частной собственности в России не существует. Есть собственность а слово частная добавлена чтоб меньше от америкосов отличаться. Если она частная то почему столько судов когда люди защищают себя и свою семью в своём доме а оказываются за решеткой. Если она частная то зачем кого-то предупреждать что во дворе собака? Нечего посторонним делать в частной собственности.Если она частная то почему любое переустройство в своём доме считается незаконной перепланировкой? Мой дом - где хочу там двери и делаю. И ещё много странностей связанных с этим словом - частное.

+58 / 0

Это точно.Только на словах что частная собственность.

+31 / 0

ИгорьПишет 27.04.2018 в 17:17
Может он хочет 5 метров высоты

Я бы хотела возвести забор от одного из моих соседей в 6 метров. Жаль, что мы должны действовать по СНИПу, или по кадастровым документам

+27 / 0

А где-то забор и по шесть метров стоит.И там и СНИП в норме и никто не задает вопросов.

+18 / 0

Ну, если Вы перепланировку делаете в многоквартирном доме, какая же она частная собственность? Умудряются при перепланировке "оттяпать" часть подъезда. Нарушить веннтиляцию, да много чего ...

+7 / 0
Вверх
33
Вниз

Ни когда не понимал дачников.Пахать неделю на работе,потом гробить свои выходные на даче вкалывая там.Всё в магазине же можно купить.Лучше пузо от пива,чем горб от работы.

+17 / -16

"Не понять вам, живущим с квартирах!

Пидерасам, стюденьтам, жидам!

Красоты настоящего мира

Где бродить только нам, мужикам!.."

+15 / -5

По твоему упластаться на 6-ти сотках,как папа карло,потом вонять,как загнанная лошадь и вечером нажраться это по мужски?))) Я думаю,что настоящий мужик деньги зарабатывает,а не ерундой занимается.

+10 / -6

А если дача не для того,чтобы на ней "горб от работы наживать",а для того,чтобы после города на природе побыть,чтобы долгожданные любимые цветы или ягоды летом выросли,чтобы под елкой посидеть, запах смолы ощутить, по мягкой травке походить, да послушать, как дятел стучит? При таком настрое и работа не в тягость. Работать надо с удовольствием,тогда и горб не вырастет,а вот живот от пива всегда. Ну,каждому свое.

+4 / -1

Читайте также

0 X