Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Неразлучная четверка «ночных ведьм»: летчицы, прошедшие войну от первого до последнего дня вместе.

547 просмотров
16 комментариев

Бомбардировочный авиаполк, прозванный немцами «ночными ведьмами», объединил в годы Великой Отечественной войны отважных женщин, которые готовы были защищать свою Родину на поле боя. Каждую ночь они бесстрашно взмывали в небо на «фонерных» самолетиках, чтобы наносить точные удары по немецким базам. Несмотря на изнурительный труд и жесткую дисциплину, в полку царили добрые отношения. Крепкая дружба связывала четырех летчиц - Раю Аронову, Полину Гельман, Наташу Меклин и Иру Себрову. Бок о бок они прошли всю войну, и остались близки после Победы!

Наташа Меклин – настоящая легенда советской авиации. Девушка прошла всю войну: в июле 1941 года она, еще будучи студенткой авиационного института, копала противотанковые рвы, а уже в мае 1942 года была зачислена в ряды Красной Армии. Наташа с юности мечтала о небе, в школьные годы в Киеве посещала школу планеризма, а после поступила в московский институт на самолетостроительный факультет. Когда же грянула война, тут же отправилась добровольцем в военкомат, правда, брать первокурсницу на фронт не спешили.

Судьба улыбнулась Наталье, когда в институте объявили о том, что опытная летчица Марина Раскова набирала желающих в авиачасть. Наталья, хоть и не имела достаточной практики полетов, сумела убедить Раскову в своем желании летать, и та зачислила ее штурманом.

Боевой путь Меклин на фронте – это более 980 боевых вылетов, во время которых были уничтожены как базы, вооружение, так и живая сила противника. Наташа служила в полку ночных пикирующих бомбардировщиков, в котором были исключительно женщины. Штурманом Наташа много летала в экипаже Иры Себровой, по команде сбрасывала бомбы по намеченным целям.

Первый полет за штурвалом (и 381-й – в боевом послужном списке!) Наташа Меклин провела 18 мая 1943 года. За годы войны летать приходилось в различных условиях: и через горные хребты в Крыму, и во время февральских метелей в Восточной Пруссии, были и такие перелеты, когда штурманам указывали лишь направление движение, а сам конечный пункт оказывался «за обрезом карты», поскольку перемещались в спешном порядке, и новые карты штаб печатать не успевал…

Ирина Себрова – абсолютный рекордсмен по количеству боевых вылетов. Всего она совершила 1008 вылетов. До войны Ирина работала на фабрике по изготовлению изделий из картона, а параллельно прошла обучение в московском аэроклубе и стала инструктором. Когда была объявлена война, и аэроклуб готовился к эвакуации, добровольно попросилась на фронт, чувствовала ответственность.

Ирина прошла всю войну, летала в предгорьях Кавказа и Крыма, отличилась в боях за освобождение Могилева, Минска, Гродно… Ее боевой путь начался с череды аварий, выстоять в такой ситуации было сложно, особенно, когда рядом одна за другой гибли боевые подруги. Однако Ирина нашла в себе силы летать дальше. Какое-то время штурманом с ней летала Наташа Меклин, девушки прекрасно работали в команде. Позже, когда летали порознь, все равно не теряли друг друга из вида.

Война принесла Ирине немало страданий, ее мать умерла, замученная нацистами. Однако на войне Ирина встретила и своего будущего мужа – Александра Хоменко, инженера ремонтной мастерской. В эту мастерскую «Ночные ведьмы» регулярно отравляли самолеты, пострадавшие от обстрелов. Однажды Ирина делала пробный вылет на своем самолете после ремонта, сзади сидел Александр. Пристегиваться он не стал, поскольку еще перед взлетом Ира пообещала, что мертвую петлю делать не будет. Во время полета пилот увлеклась, и Александр едва не выпал из кабины, когда самолет выполнял фигуру высшего пилотажа. Ира еще долго не могла прийти в себя, когда осознала случившееся после приземления…

Полина Гельман – еще одна отважная летчица из числа «Ночных ведьм». Весь ее боевой путь, начавшийся с добровольной мобилизации в 1941 году и закончившийся в 1945 году полетами над Берлином, прошел в роли штурмана. И причина на то была существенная: из-за своего миниатюрного роста Полина просто не доставала до педалей самолета. По этой причине она не смогла летать, занимаясь в авиаклубе в мирное время. Однако когда пришла война, ее профессиональные знания пригодились, и Полину приняли в штурманы. За годы войны у Полины 860 боевых вылетов.

Согласно отчетам, Полина выбросила 113 тонн бомб на расположения врага. Помимо бомбежек, участвовала и в доставке жизненно необходимых грузов и боеприпасов военным, попавшим в изоляцию. Свой боевой путь Полина закончила в должности начальника связи эскадрильи.

Вспоминая свой самый страшный полет, рассказывает о случае, приключившемся с ней во время обстрела противника под Новороссийском. Тогда она должна была сбросить светящуюся бомбу, и даже уже сняла ее с предохранителя, когда увидела, что ее стабилизатор запутался с крагами, ремешок от которых висел у нее на шее. До взрыва оставалось ровно 10 секунд, самолет уже вовсю обстреливали немцы с зениток, и пилот ждала указаний, куда ей стоит держать курс. Полина на последних секундах приняла единственно верное решение – сбросить бомбу вместе с крагами. С тех пор на задания она летала без перчаток, хоть рукам и грозило постоянное обморожение из-за работы с ледяным металлом.

Раиса Аронова, как и другие девушки, в преддверии войны была одержима небом – занималась в аэроклубе, летала и прыгала с парашютом. Окончив его, получила звание пилота запаса, и всерьез задумалась об авиации. Мечта летать была настолько сильной, что Раиса оставила учебу в Саратовском институте механизации сельского хозяйства и поступила в Московский авиационный институт.

Летом 1941 года, как и другие студенты, копала траншеи и рвы, а после – стала проситься в армию. Среди «Ночных ведьм» была с мая 1942 года, всего совершила 960 успешных боевых вылетов. Долго была штурманом, но после прошла дополнительное обучение и стала пилотом.

Раиса не была суеверной и считала, что цифра 13 приносит ей не неприятности, а счастье. Первые ее вылеты проходили тихо, немцы буквально игнорировали ее самолет, и девушка даже стала переживать, что их экипаж заподозрят в том, что они не летают к цели. Настоящее боевое крещение случилось у Раисы Ароновой во время тринадцатого полета: тогда по ее самолету немцы открыли шквальный огонь, и пилоту пришлось лететь напролом. То, что самолет не взорвался и не получил серьезных повреждений, - настоящее чудо.

Раиса – борец по натуре. Свою очередь на курсы пилотов она ждала долго, но жизнь распорядилась совершенно иначе. В один из боевых вылетов Раиса получила сильное осколочное ранение, но, превозмогая боль, сбросила все бомбы на базу противников. Когда самолет наконец-то вернулся в расположение, Раиса с трудом оставалась в сознании, все еще шутя, что это может быть незначительная рана.

Девушку прооперировали в срочном порядке, извлекли более 16 осколков, и ни разу она не закричала, так как проявлять слабость было нельзя, за стенкой располагалась мужская палата. На лечение ее отправили самолетом в Ессентуки. Там девушка выдержала два месяца, а, когда прочла в письме от боевых подруг, что несколько бойцов отправили на переобучение в пилоты, не выдержала и попросила врача отпустить ее в часть. Рана Раисы заживала уже во время учебы, зато она воплотила свою мечту, и вскоре заняла место пилота в кабине.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Коваленко Андрей Александрович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (16)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
7
Вниз

Героические девушки.

+7 / 0
Вверх
7
Вниз

Ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Аронова Раиса Ермолаевна скончалась 20 декабря 1982 года. Похоронена в Москве на Кунцевском кладбище. Ее имя носит улица в Саратове.

+6 / -1

Я хотела+.. На телефоне плохо.....

+3 / 0
Вверх
7
Вниз

В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. С 1957 года Гвардии майор П. В. Гельман — в отставке. После развёртывания событий на Кубе в районе Плайя — Хирон, работала там в качестве переводчика и посла мира. Затем занялась своим любимым делом — общественными науками. Поступила на работу в Институт общественных наук преподавателем политэкономии. Лекции читала на испанском языке для слушателей, прибывших из Латинской Америки и Испании. В 1970 году защитила диссертацию, получив учёную степень кандидата экономических наук. В 1973 году стала доцентом кафедры политэкономии. В этом качестве она работала до ухода на пенсию в 1990 году. Являлась членом правления Общества «СССР — Уругвай». Умерла 29 ноября 2005 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

+7 / 0
Вверх
7
Вниз

Меклин (Кравцова) Наталья Фёдоровна

С 1972 года — член Союза писателей. Ею изданы повести: «От заката до рассвета», «Вернись из полёта!», «Из-за парты — на войну», «За облаками — солнце», «Госпитальная палата», «На горящем самолёте», а также очерки и рассказы. За сборник повестей «Вернись из полёта!» была удостоена медали имени Фадеева.

Умерла: 5 июня 2005 г. (82 года), Москва

+7 / 0

И все девочки состоялись в мирной жизни! Умницы! Красивы были естественной красотой...

+3 / 0
Вверх
6
Вниз

Кино смотрел про этих девушек.

+6 / 0
Вверх
6
Вниз

С 1948 года Гвардии старший лейтенант И. Ф. Себрова - в запасе, а затем и в отставке. Работала в Московском авиационном институте. Жила в Москве. Умерла 5 апреля 2000 года. Похоронена на кладбище "Ракитки"( участок 2 ).

+6 / 0
Вверх
5
Вниз

Молодцы девушки!

+5 / 0
Вверх
5
Вниз

А какие красавицы!!!!!

+5 / 0
Вверх
4
Вниз

Даже похожи друг на друга.

+4 / 0
Вверх
4
Вниз

Мои симпатии целиком на стороне блокадниц, тыловых тружениц, военных медиков. Всегда казалась чем-то диким предрасположенность женщин воевать и убивать. В Музее Карельского перешейка "ночным ведьмам" посвящена значительная часть выставки, у большинства из них очень трагичные истории.

+4 / 0

Читайте также

0 X