Телефонное мошенничество, советы юриста- как не дать себя обмануть

434 просмотров
10 дочитываний
3 комментариев

С каждым годом набирает оборот и все большее распространяется мошенничество с использованием средств мобильной связи, так называемое – «телефонное мошенничество». Каждый год жертвами телефонных мошенников становятся около тысячи человек. Только зарегистрированных фактов таких преступлений в прошлом году более 700. Правоохранительными органами возбуждаются уголовные дела по фактам тайного хищения денежных средств с банковских карт граждан и по фактам совершения мошеннических действий посредством использования устройств мобильной связи и телекоммуникационных систем. Как правило, вероятность вернуть потерпевшим похищенные деньги сводится к нулю. У мошенников достаточно разнообразный выбор схем обмана граждан. Управление "К" МВД России, которое специализируется на раскрытии преступлений в сфере высоких технологий, даже разработало специальную инструкцию для граждан, рассказывающую, как не попасться на уловку аферистов и что делать, если вами заинтересовались жулики. Памятка опубликована на официальном сайте ведомства. Как правило, в организации телефонных махинаций участвуют несколько преступников. Очень часто в такие группы входят осужденные преступники, отбывающие срок в исправительно-трудовых учреждениях. Каким-то образом им удается раздобыть мобильный телефон, и они из-за решетки руководят процессом отъема у граждан денежных знаков. Мошенники хорошо разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва негодяев невольно выдает при общении с ними. Полицейская статистика свидетельствует, что чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди или доверчивые подростки. Они используют такие мотивы, как беспокойство за близких и знакомых, за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз или любопытство - желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. Телефонные мошенники рассчитывают на доверчивых, податливых людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Арсенал мошеннических схем весьма богат. Например, обман по телефону - требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника, SMS-просьба о помощи - требование перевести определенную сумму на указанный номер, используется обращение "мама", "друг", "сынок". Применяется телефонный номер-"грабитель" - платный номер, за один звонок на который со счета списывается денежная сумма. Или же предлагается простой код от оператора связи для получения услуги или другой выгоды - достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счета. Сообщают о выигрыше в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи - вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счет, а потом ввести специальный код. Бывает, просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку. Нередко пускаются в шантаж - угрожают штрафными санкциями и отключением номера за якобы нарушенный договор с оператором связи. Цель мошенников - заставить человека передать свои деньги "добровольно". То есть, передать деньги из рук в руки или оставить в условленном месте, приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить мошеннику коды карты, перевести деньги на свой счет и ввести специальный код, перевести деньги на указанный счет, позвонить на специальный телефонный номер, который окажется платным, и с вашего счета будут списаны средства. Кстати, никто не имеет права требовать коды с карт экспресс-оплаты!

Первый и наиболее распространенный — направление СМС – сообщения. Другим способом выманивания денег является сообщение или звонок о несчастье с близким человеком, в большинстве случаев с ребенком. Чаще всего в качестве такой неприятности указывается тот факт, что близкому человеку грозит тюремное заключение, поскольку он совершил преступление. Наиболее часто фигурирует дорожно-транспортное происшествие, причинившее вред здоровью человеку, который нуждается в срочной операции и длительном лечении. Вместе с этим указывается, что данную проблему можно уладить посредством перевода денежных средств, сумма при этом может быть разная от одной до ста тысяч рублей и выше, на конкретного человека с участием банка либо путем их зачисления на названный номер телефона. Следующим распространенным способом является сообщение о выигрыше автомобиля, ноутбука, денег и др. Однако за получение выигрыша необходимо перечислить либо налог, либо доставку товара, либо комиссию за оформление документов и т.д. В качестве другого приема осуществляются звонки якобы от Вашего оператора связи с сообщением о том, что Вы сменили тарифный план, воспользовались какими – либо услугами, не входящими в тарифный план, в связи с чем Вы должны оплатить штраф в энную сумму.

Несмотря на неоднократные предупреждения о таких «телефонных аферистах» граждане легко поддаются на их уловки, и в дальнейшем уже выступают в качестве потерпевших. Для того чтобы не стать жертвой злоумышленников необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения пожилых родственников:

— никогда не доверять звонкам и сообщениям, что Ваш родственник или знакомый попал в аварию, больницу, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, и за него нужно внести залог (штраф, взятку). Необходимо позвонить своим родственникам и знакомым и убедиться, что у них все в порядке. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет понять, что преступники пытаются ввести граждан в заблуждение;

— не отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги, чтобы помочь детям или получить якобы выигранный приз. Все призы достанутся мошенникам в виде Ваших честно заработанных денег;

— не сообщать по телефону сведения личного характера. Лучше перепроверить информацию, перезвонив самостоятельно в офис банка и уточнив, поступал ли от их сотрудников запрос на предоставление личных данных клиента. В конце концов, лучше потратить время и удостовериться в легальности запроса данных, чем потом сожалеть о том, что вас обманули. Тем, кто все-таки стал жертвой телефонных аферистов, в Управлении "К" советуют сразу уведомить об этом своего мобильного оператора. Оператор в кратчайшие сроки должен вернуть эти деньги обратно, в том случае, если обман произошел внутри сети оператора. Подавать заявление нужно сразу, чтобы оператору сотовой связи было проще разобраться в ситуации. Так же нужно написать заявление в полицию.

Телефоны, по которым смогут помочь.

МТС: 8 (800) 333-08-90 (или отослать полученное SMS на бесплатный номер 1911);

Билайн: 8 (495) 974-88-88 (получить бесплатные рекомендации по телефону 068044);

Мегафон: 8 (800) 333-05-00 (абонентская служба 0500);

Полиция: 02 (с мобильных телефонов 112).

А Вы или Ваши близкие и знакомые сталкивались с телефонными мошенниками?

Проголосовали:13

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

да
1 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
1 / 0
нет

Обсуждают (3): Обсуждение

Автор: (0), Пользователи: Светлана (1), Людмила Р (1), Андрей (1)

Комментарии (3)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (3)

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение