Спросить бесплатно

Как правильно написать претензию и провести экспертизу товара

5 849 просмотров
19 комментариев

Приобретая некачественный товар или получая некачественно выполненную услугу, не соответствующую ожиданиям, граждане часто опускают руки, не пытаясь отстоять свои права. С чем это связано – с незнанием права или субъективным мнением об отсутствии прав? Учитывая многолетнюю практику, сразу скажу, что права у потребителей есть и они защищаются не только на бумаге, но и судом. Необходимо знать только механизм восстановления нарушенного права, о чем я и расскажу.

Не нужно сразу обращаться в суд

И не только потому, что суд — это долго и требует определённой подготовки в части сбора документов, о которых я расскажу чуть позже. Многие продавцы, зная жесткость закона, идут на уступки покупателям и соглашаются на замену товара или на ремонт на месте.

Для решения вопроса в добровольном порядке необходимо составить письменное требование – претензию.

Претензию нужно составить в двух экземплярах, это важно. Если писать текст дважды нет ни времени, ни желания – просто снимите копию. Претензию необходимо вручить продавцу или администратору, не важно кто её примет, но необходимо чтобы на одном экземпляре – на вашем – осталась печать той организации, которой претензия была адресована, и дата принятия документа организацией.

В идеале претензию должны принять и удовлетворить в добровольном порядке, но существуют и несговорчивые продавцы, которые не принимают претензию. Иногда форма общения с представителем компании не располагает к вручению претензии лично.

Если претензию не принимают или вы не хотите общаться с представителем компании – отправьте претензию по почте.

Исходя из моей личной практики, претензию нужно отправлять только ценным письмом с уведомлением. Ценное письмо отправляется с описью, один экземпляр которой вкладывается в конверт, второй отдаётся вам. У вас также останется квитанция об отправке, на которой указан почтовый идентификатор для отслеживания местонахождения отправления. Эти документы вам могут пригодиться в суде.

Если компания крупная или хотя бы известная в вашем городе – смело отправляем претензию на адрес магазина – местонахождение торговой точки. Если же магазин съехал в неизвестном направлении или по каким-то другим причинам нет возможности направить документ на торговую точку, тогда корреспонденцию лучше отправить на юридический адрес продавца/исполнителя.

Выяснить его не трудно, если имеете дело с юридическим лицом: на чеке или договоре, выданном вам при совершении оплаты, указаны реквизиты юридического лица – ИНН, ОГРН. Этих реквизитов достаточно для того, чтобы узнать адрес регистрации юридического лица на соответствующем сервисе Федеральной Налоговой Службы, расположенном в интернете.

Не отдавайте товар на проверку сразу

Дело в том, что продавец, изготовитель или исполнитель работы (услуги) несет ответственность только за недостаток производственного характера. Если вы просите вернуть деньги за некачественный гаджет и уложились в установленные законом сроки для предъявления такого требования, продавец в любом случае будет проводить проверку качества товара.

Проверка качества, как правило, делается на базе сервисных центров. Согласитесь, велик соблазн отремонтировать гаджет. Тем более это гораздо проще и дешевле, чем его заменить на новый или вернуть деньги.

После проверки качества будет выдано заключение об отсутствии недостатка, и случаи, когда экспертиза сможет доказать обратное единичны, так как ремонт осуществлен авторизированным сервисным центром, поэтому пломбы будут возвращены на место.

Чтобы этого избежать, просто укажите в претензии, что вы настаиваете на проведении проверки качества в вашем присутствии.

Согласно положениям закона, ваше присутствие должно быть обеспечено второй стороной. Продавец вынужден будет вас пригласить на проверку качества в назначенные дату и время. Тогда вместе с товаром, который вы принесли с собой, вы приходите в указанное место проведения экспертизы. Ход экспертизы лучше фиксировать на фото и видео. Это не обязательно, но если речь идёт о дорогостоящей технике – вполне уместно.

Нужно ли потребителям проводить экспертизу качества товара?

Все мы помним, что продавец/изготовитель/исполнитель несет ответственность только за недостаток производственного характера. Если оборудование вышло из строя из-за неправильной эксплуатации, это ваши проблемы и переложить их на второю сторону не получится.

Но бывают такие случаи, когда экспертиза может опровергнуть вывод проверки качества или просто установить недостаток. Зачастую именно факт наличия недостатка играет самую большую роль в вопросе восстановления нарушенного права.

Самый распространённый пример — это споры по возврату автомобилей: Недостаток проявился по истечении 15 дней со дня покупки. Сервисный центры могут бесконечно долго делать различные манипуляции – менять масло, чистить фильтры, смазывать шестерёнки. Но недостатка в автомобиле нет – точнее, они не могут его найти, или просто не фиксируют, с целью избежать ответственности.

Второй распространённый пример, когда из-за трещины на мониторе телефона продавец отказывает покупателю в ремонте гнезда зарядки, ссылаясь на механическое повреждение. В этом случае эксперт должен установить является ли трещина на мониторе причиной, по которой телефон не заряжается.

В отдельных случаях, после проведения экспертизы, может потребоваться повторная претензия, в которую включают выводы экспертов, а первоначально заявленное требование может быть изменено потребителем в связи с пропуском продавцом/изготовителем/исполнителем срока.

Для того чтобы инициированная вами экспертиза была принята второй стороной и судом, её нужно проводить правильно. Выберите экспертное учреждение, которому вы доверяете, и обсудите ситуацию со специалистом. Эксперт перед проведением экспертизы может попросить у вас предоставить документы, имеющие отношения к товару или оказанной услуге. Предоставьте их.

Помните, что эксперт должен будет защищать свои выводы, изложенные в экспертном заключении, перед судом. Поэтому чем большей информацией он обладает, тем больше вероятность, что экспертиза пройдет в вашу пользу.

После изучения документов специалист может предложить вам проведение другого вида экспертизы, которая больше подходит к вашему случаю. После установления всех значимых вопросов с экспертом, на проведение экспертизы вам необходимо пригласить вторую сторону, то есть уведомить о времени и месте проведения экспертизы.

Такое уведомление подается по правилам подачи претензии в двух экземплярах, под подпись и печать. Не стоит беспокоиться о явке представителя второй стороны – вы известили, остальное проблемы нерадивой компании.
Зачем уведомлять? Для реализации права второй стороны на участие в экспертизе, права задавать вопросы эксперту, делать замечания.

Многие граждане знают про закон «О защите прав потребителей», читали его и пользовались его нормами. И вполне логичен вопрос: если законом установлена обязанность продавца/изготовителя/исполнителя провести экспертизу за свой счет – зачем нам тратиться?

Всё очень просто – ответственность предусмотрена только за нарушение права, и факт этого нарушения лучше доказать сразу.

Имея на руках заключение экспертизы, вы уже будете понимать, стоит ли идти в суд, или недостаток, о котором вы заявляли, – это все-таки ваша вина. Если иск подается без заключения экспертизы, суд его, конечно, примет, а в ходе заседания будет назначена судебная экспертиза. Экспертиза, проведённая по определению суда, будет единственной в материалах дела и оспорить её или выслушать мнение другого эксперта (специалиста) с вашей стороны, уже не получится.

Идём в суд

Когда все документы собраны, а претензия так и осталось неудовлетворённой или проигнорированной, можно подавать исковое заявление.

Для потребителей предусмотрены льготы при обращении в суд:

  • исковое заявление о защите прав потребителей можно подать по собственному месту жительства или месту нахождения;
  • государственная пошлина за рассмотрение дела судом при цене иска до одного миллиона рублей потребителем не уплачивается;
  • при вынесении судом решения в пользу потребителя, суд налагает штраф на продавца/изготовителя/исполнителя.

Штраф взыскивается судом в пользу потребителя в размере половины от суммы, присужденной по основным исковым требованиям.

Исковое заявление составляется в трёх экземплярах, два из которых сдаются в канцелярию суда, а на третьем ставят штамп о принятии и возвращают заявителю.

Копии документов, на которые ссылается исковое заявление, делаются по числу исковых заявлений и прикладываются к каждому из них при подаче. Не забудьте отразить их в приложениях и в тексте искового заявления.

Суд принимает решение по документам, имеющимся в деле, поэтому важно приложить максимальное количество документов, удостоверяющих ваше нарушенное право. Руководство по эксплуатации товара тоже может являться важным доказательством в суде.

Что можно попросить у суда?

Варианты, которые может попросить истец:

  1. Удовлетворение основного требования: возврат денег, замена или ремонт товара.
  1. Неустойка за просрочку удовлетворения требования.

Обратите внимание: если по вашему заявлению вам не предоставили подменный аппарат, это тоже является нарушением вашего права. И за это тоже можно попросить неустойку – 1% от стоимости товара.

Размер законной неустойки по товарам ненадлежащего качества – 1% от стоимости товара за каждый день просрочки, по требованиям в отношении работ или услуг – 3%. Но есть одна особенность – неустойка по товарам не ограничена, а по услугам неустойка не может превышать стоимости самой услуги.

  1. Возмещения убытков, если они были. В том числе и возмещение судебных расходов на представителя.
  1. Компенсации морального вреда.

Взыскание штрафа можно не заявлять, он должен быть взыскан по умолчанию при удовлетворении исковых требований в полном объеме или в части.

Вам понравилась моя публикация?
+52 / -1
Kомментарии
19 комментариев читать
Обсуждение. Комментариев: 19
Комментировать
1 2
Сортировка:

По тексту "Экспертиза" необходимо заменить на "Исследование", так как экспертизу может назначить только уполномоченное на то лицо.

Ответить
Цитировать
0

Спасибо ! Будем знать.

Ответить
Цитировать
0

Нужнее тема "Как защититься от потребительского экстремизма".

Потребители начитаются статей, и уверенно приходят за сутки до окончания трехлетней гарантии к продавцу с утопленной техникой за деньгами. Участились случаи угроз и откровенных вымогательств.

Просто необходимо, чтобы в закон РФ "О защите прав потребителей" прописали норму, которая дает право не отвечать на неоднократную претензию, содержащую одни и те же требования. Приглашая в своих ответах людей на экспертизу, они не приходят, при этом отправляют одну и ту же претензию, меняя дату в документе. Надеясь, видимо, что однажды им не ответят и с этим они пойдут дальше.

Сделать по аналогии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ. (В гос. органы когда неоднократные одинаковые обращения поступают, на это время по закону можно не тратить. Очень актуально во время весеннего обострения у граждан, например).

Ответить
Цитировать
+1 / -1
Виктор
10.09.2018 в 14:15
Ульяновск
Рейтинг: 12.9k

Пожалуй лучшая и доступно-понятная из всех статей по теме!

Ответить
Цитировать
+2 / 0

Я так понимаю:

1. В суд подается 3 оригинала исковых заявлений, на каждом по оригиналу моей подписи. Один из них передается мне с печатью о том, что принято.

2. В суд подается 2 копии документов, без заверения того, что они приняты судом.

Ответить
Цитировать
+3 / 0

Да, Вы правилно понимаете. Только одно уточнение: в тексте искового заявления указываются приложения списком. В приложении перечисляются все документы, которые Вы прикладываете к иску. При принятии сотрудник суда будет сверять приложения по списку. Отметка о принятии на Вашем экземпляре искового завления будет свидетельством того, что приложения сданы Вами в полном объеме.

Ответить
Цитировать
+8 / 0

А я думала, что одна копия иска отправляется по почте ответчику...

Ответить
Цитировать
0

Отвечику отправляется иск, если спор рассматривается Арбитражным судом. Арбитражные суды рассмаривают споры хозйствующих субъектов (юр. лиц и ИП) и не имеют никакого отношения к спорам потребителей

Ответить
Цитировать
+1 / 0
Сергей Николаевич
10.09.2018 в 09:46
Березовский
Рейтинг: 24.6k

суд не всегда на стороне покупателя

Ответить
Цитировать
+4 / 0
Алексей
10.09.2018 в 08:52
Санкт-Петербург
Рейтинг: 1.4k

от покупателей дэ Биллов разрешено отстреливаться. Пистолеты получать в местных внутренных органах.

Ответить
Цитировать
+3 / -2

Очень полезная статья, спасибо! Но в конкретных делах много нюансов и вопросов. Например продавец претензию принял, а товар с недостатком нет. Через 8 дней попросил дать товар на экспертизу и обещал позвонить мне для участия в ней, но так и не позвонил. Когда я уже подал иск в суд, продавец заявил, что я виноват в недостатках товара, но в рамках "лояльного" отношения он хочет вернуть деньги за товар. И это уже через примерно 20 дней после претензии. Полно вопросов и как поступать простому человеку.

Ответить
Цитировать
+6 / 0

А время? А затраты? А нервы?

Ответить
Цитировать
+5 / 0
Наталья
10.09.2018 в 06:25
Чита
Рейтинг: 0.4k

Я думаю что сейчас очень много и не порядочных покупателей!!!!А предприниматель это почему то всегда виноват.потому что деньги за суд и экспертизу легче снять с него ,чем с физ.лица.все постасили на поток,и многие этим пользуются к сожелению.

Ответить
Цитировать
+9 / -2
Обсуждение:
1 2