Как правильно пользоваться Законом о защите прав потребителей – памятка

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,38) ( 208)
10 194 просмотров
54 комментариев

Каждый день мы с вами совершаем всевозможные покупки в магазинах или через интернет, пользуемся различными услугами, заключаем договоры на выполнение работ. Однако случается так, что приобретенные товары или услуги оказываются некачественными, в связи с чем возникает необходимость заменить товар, устранить недостатки или вернуть свои деньги. В данной статье мы расскажем, как это правильно сделать.

Основным нормативным актом, регулирующим потребительские отношения (то есть права и обязанности, ответственность между потребителем, продавцом, исполнителем услуг и т.д.), является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года (далее Закон № 2300-1). Помимо данного закона применяются также положения Гражданского кодекса РФ и постановления Правительства РФ.

Итак, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Основные права потребителя

  1. Потребитель при приобретении товаров, работ и услуг имеет право на полную и достоверную информацию об основных потребительских свойствах и особенностях приобретаемых товаров, работ и услуг, а также информацию об изготовителе (продавце) – статьи 8-10 Закона № 2300-1. Обязанность на предоставление такой информации лежит на продавце (исполнителе).
  2. Потребитель имеет право на безопасность товара (работы, услуги). То есть, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
  3. Право на качество товара (работы, услуги). Это означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует условиям договора, пригодный для тех целей, для которых потребитель его приобретает (заказывает).
  4. Право на возмещение ущерба. Данное право регулируется ст. 13 Закона № 2300-1 и означает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) несёт ответственность, предусмотренную законом или договором, в виде возмещения убытков, неустойки (пени), штрафа, а также компенсации морального вреда. Ущерб возмещается в полном объеме. Также законом запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других – такие условия договора являются недействительными.
  5. Право на судебную защиту. За защитой своих прав потребитель имеет право обратиться в суд как по своему месту жительства, так и по месту нахождения продавца (исполнителя), а также месту заключения или исполнения договора. Госпошлина при подаче исков о защите прав потребителей не уплачивается.

Если куплен товар с недостатками

Теперь рассмотрим, что же нужно делать, если вдруг вы приобрели товар с недостатками, либо эти недостатки проявились позже. Согласно статье 18 Закона № 2300-1, в случае обнаружения недостатков товара потребитель имеет право на:

  • замену товара;
  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • устранение недостатков или возмещения расходов на их устранение;
  • расторжение договора и возврата средств.

В случае предъявления требования об устранении недостатков срок устранения не может превышать 45 дней. При предъявлении требования о замене товара срок для удовлетворения требования потребителя составляет 7 дней, а при необходимости проверки качества товара – 20 дней.

В районах Крайнего Севера срок может быть больше с учетом необходимости доставки товара в отдаленную местность.

В случаях предъявления требований об уменьшении покупной цены, возврата средств, возмещения расходов на устранение недостатков, возмещение убытков при продаже товара ненадлежащего качества или предоставления недостоверной информации – 10 дней. За нарушение данных сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

В отношении технически сложных товаров порядок существует немного иной. В случае обнаружения недостатков в таком товаре потребитель вправе в течение 15 дней с момента покупки потребовать у продавца замены товара или возврата средств. Продавец вправе провести проверку качества товара, которая бывает двух видов – на месте представителем продавца и дополнительная. При проведении проверки требование потребителя в любом случае должно быть удовлетворено в течение 10 дней.

Покупка через интернет

Существует также дистанционный способ приобретения товара – через интернет, по каталогам и т.п. В таких случаях работает все то же самое за тем исключением, что до получения товара потребитель может от него отказаться, то есть не получать, но при этом обязан будет возместить продавцу стоимость доставки товара обратно на склад. Если же товар получен, то и здесь потребитель вправе от него отказаться, но только в течение 7 дней.

Также потребители имеют право отказаться от непродовольственных товаров надлежащего качества в течение 14 дней с момента покупки, если они не подошли по фасону, размеру, габаритам, цвету и т.п. Возврат возможен только в случае, если сохранены товарный вид, пломбы, ярлыки и товар не был в употреблении.

Кроме того, следует помнить, что не все товары надлежащего качества можно заменить. Существует перечень товаров, которые обмену не подлежат – это товары личной гигиены, косметика, технически сложные товары и т.д.

При оказании услуг и выполнении работ у потребителей те же самые права, что и при приобретении товаров, за тем исключением, что требования относительно оказанных услуг или выполненных работ касаются сроков оказания услуги (работ), качества таких услуг, устранения недостатков оказанных услуг. Сроки на удовлетворение требований потребителей составляют 10 дней. Также потребители вправе отказаться от услуг (работ) на любой стадии их выполнения, оплатив исполнителю фактически оказанные услуги (работы).

И во всех случаях старайтесь всегда свои требования заявлять в письменной форме: 2 экземпляра претензии – один продавцу, другой вам. На вашем экземпляре продавец обязан проставить визу – дату и подпись.

Из личного опыта

Буквально недавно мне понадобилось заменить в квартире приборы учета холодной и горячей воды ввиду окончания срока их эксплуатации. Купил два прибора. В назначенный день ко мне пришли специалисты, чтобы их заменить, однако при установке одного из приборов выяснилось, что он бракованный.

Было это в пятницу, договорились, что в понедельник они придут и поставят другой, если я куплю новый.

Что делать? Есть статья 18 Закона о защите прав потребителей, где сказано, что в течение 15 дней с момента приобретения технически сложного товара потребитель вправе предъявить одно из требований – или заменить товар или вернуть средства. Вроде бы предъявить можно только одно из требований, но я пошёл по другому пути – дал возможность продавцу самому выбрать, как удовлетворить мои требования, но с указанием срока. Вот такое заявление я написал:

11.09.2018 года в вашем магазине был приобретен прибор учета холодной воды марки «Тритон» заводской номер 432838-18. При установке прибора учета 14.09.2018 года специализированной организацией ООО «Сантехэнерго» выяснилось, что прибор учёта даёт течь из-под пластиковой основы прибора учёта, в связи с чем его дальнейшая эксплуатация невозможна. На основании изложенного предлагаю вам в соответствии со статьёй 18 Закона о защите прав потребителей или заменить прибор учёта до 17.09.2018 года, или вернуть уплаченные средства после 17.09.2018 года в установленные законом сроки.

Это было в пятницу, а уже в воскресенье 16.09. мне позвонили из магазина и предложили забрать новый прибор учета взамен бракованного.

И ещё один важный момент. Когда я пришел в магазин с заявлением, продавец попросила у меня какой-то акт от организации, которая устанавливала приборы учета, о том, что при установке он дал течь. Пришлось продавца сводить на экскурсию по Закону о защите прав потребителей.

При предъявлении тех или иных требований в рамках Закона № 2300-1 потребитель предъявляет претензию, сам товар и чек при наличии. Всё. Никаких актов, скриншотов или чего-то другого подобного предоставлять не нужно, т. к. законом это не предусмотрено!

Вот и всё.

Поделиться публикацией
вконтакте
одноклассники
telegram
whatsapp

Обсуждение. Комментариев: 54

1 2
Комментировать
Жми на звезду, чтобы оценить публикацию?
Рейтинг 4,38. Оценок: 208
Публикации, набравшие рейтинг от 3,5, попадают в раздел Интересное
Вверх
12
Вниз

Уважаемый Максим Вячеславович, приборы учета холодной и горячей воды не относятся к технически сложным товарам. См. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 924.

+12 / 0

ПЕРЕЧЕНЬ

НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,

НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ОБМЕНУ НА АНАЛОГИЧНЫЙ

ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА, ФОРМЫ, ГАБАРИТА, ФАСОНА,

РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями)

+13 / -3

Переписать ЗОЗПП много ума не надо, статья ни о чем.

+9 / -1

ВикторПишет 03.10.2018 в 08:48
Переписать ЗОЗПП много ума не надо

Абсолютно согласен, но есть одно НО. У людей каждый день возникают вопросы, что делать в той или иной ситуации, на сайте есть немало статей на эту тему, эта статья всего лишь очередное напоминание о том, какие права имеют потребители.

+10 / 0

Сушков Максим ВячеславовичПишет 02.10.2018 в 09:51
бытовое газовое оборудование и устройства;

Приборы учёта расхода воды не относятся к газовому оборудованию или устройствам.

+9 / 0

РоманПишет 03.10.2018 в 09:49
Приборы учёта расхода воды не относятся к газовому оборудованию или устройствам.

Обосновать можете и доказать? Тогда я соглашусь, что моя статья ни о чём

+6 / -2

Не будем ждать вашего ответа, я вам разъясню. В этом выражении - бытовое газовое оборудование и устройства - определяющим смысл всего является слово "бытовое". Было бы написано - газовое бытовое оборудование и устройства, тогда было бы однозначно понятно, что только газовое. Здесь же указывается именно бытовое, а именно - газовое оборудование и устройства. Следующий момент - оборудование и устройства только газовое? Оборудование да, а вот устройства нет, поскольку есть союз "и", который в данном контексте несёт смысл перечисления - первое и второе. Таким образом, можно сделать вывод, что речь идет о бытовом газовом оборудовании и бытовых устройствах. Следующий вопрос - являются ли бытовые приборы устройствами? Являются, поскольку прибор учета это устройство, механизм, позволяющий учитывать объем потребления ресурса в единицах.

Это называется грамматическое толкование норм права.

+14 / -2

Сушков Максим ВячеславовичПишет 02.10.2018 в 09:51
бытовое газовое оборудование и устройства

Вот именно про бытовое газовое оборудование и устройства ГАЗОВЫЕ здесь идет речь. Запятая не стоит между этими вводными.

+7 / -1

Сушков Максим ВячеславовичПишет 03.10.2018 в 09:52
Обосновать можете и доказать?

А что здесь доказывать.

+5 / 0

Сушков Максим ВячеславовичПишет 03.10.2018 в 10:08
бытовое газовое оборудование и устройства - определяющим смысл всего является слово "бытовое".

Если бы стояла запятая перед словом "устройства" - я бы согласилась.

+7 / -1

Сушков Максим ВячеславовичПишет 03.10.2018 в 09:52
Обосновать можете и доказать?

Конечно могу, элементарно: вода не является газом.

+8 / 0

Елена Алексеевна, именно и только бытовое газовое оборудование и бытовые устройства. Есть счетчик газа, который работает по той же самой схеме, что и счетчик для воды, почему тогда для этого законодатель делает исключение? Не делает - речь идёт о бытовых устройствах вообще, и вместо запятой тут союз "и", поскольку запятую ставят, обычно, когда идёт более двух перечислений.

+2 / 0

Сушков Максим ВячеславовичПишет 03.10.2018 в 10:24
Не делает - речь идёт о бытовых устройствах вообще,

А зачем тогда выделять газовое оборудование, которое тоже относится к "бытовым устройствам вообще". Вы ошибаетесь, речь идёт именно о газовом оборудовании и устройствах. Всё перечисленное в приведённой цитате списка сложных устройств можно отнести к "бытовым устройствам вообще".

+2 / 0

РоманПишет 03.10.2018 в 10:34
А зачем тогда выделять газовое оборудование

Затем, что оборудование и устройства вещи разные. Оборудование более сложный механизм. В отличие от водоснабжения, в газоснабжении есть оборудование - газовая колонка, газовый котел. Использование такого оборудования в быту требует особых мер безопасности. Есть водонагреватели, но они не относятся к оборудованию водоснабжения - это обычные электроприборы, их использование не требует особых мер предосторожности.

+2 / 0

Сушков Максим ВячеславовичПишет 03.10.2018 в 10:44
В отличие от водоснабжения, в газоснабжении есть оборудование

То есть Вы хотите сказать, что бытовых газовых устройств не существует на данный момент и не будет никогда производиться - иначе законодатель внёс бы их в перечень?

+2 / 0

Я вам проще объясню: речь идёт о бытовом газовом оборудовании и устройствах вообще, но не только газовых и бытовых, с одной лишь оговоркой - на них установлен гарантийный срок.

Что касается газовых устройств, то вам нужно понять отличие устройства от оборудования. Загляните в словари.

+2 / 0

Уважаемый Максим Вячеславович, еще раз обращаю Ваше внимание на тот факт, что приборы учета холодной и горячей воды не относятся к технически сложным товарам. И поэтому Ваша ссылка на статью 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав потребителей" в указанном Вами случае не может быть применена.

+1 / 0

Сам себе противоречишь.

Слово "бытовое" - в единственном числе, поэтому к слову "устройства" оно отношения НЕ имеет. Иначе было бы "бытовЫЕ оборудование и устройства".

Так что "вывод" - лажа.

+2 / 0

"бытовое газовое оборудование и, устройства"??? Что за бред? Запятой там вообще не может быть!

Юристы, вы, может, и опытные, но как филологи - так себе...

+2 / 0
Вверх
11
Вниз

Кто мне объяснит почему у нас счетчики воды меняются по времени, а не по количеству посчитанной воды. У меня подходит четырехгодичный срок замены счетчиков горячей воды. У нас в квартире их два, для ванны и для кухни. В ванне еще худо-бедно через счетчик протекло 83 куба воды, а через кухню 20. Вот только про поверку не надо, она стоит столько же, сколько и замена счетчиков. Более менее внятное объяснение мне дали на канале ОТР: изготовлением счетчиков занимаются ресурсоснабжающие организации.

+11 / 0

А как жить государству с вечными приборами?

+8 / 0
Вверх
6
Вниз

Цитата:
При предъявлении тех или иных требований в рамках Закона № 2300-1 потребитель предъявляет претензию, сам товар и чек при наличии. Всё. Никаких актов, скриншотов или чего-то другого подобного предоставлять не нужно, т. к. законом это не предусмотрено!

Лучше иметь подобный документ во избежании траты времени и нервов. Откажет магазин - ничего другого как судиться нет. Да, выиграет процесс потребитель. Но сколько уйдет на это его жизненных и материальных ресурсов?

+5 / -1
Вверх
5
Вниз

Добрый день! Мы покупаем светодиодные лампы в квартиру, гарантию дают на 1 год. В течении года неск ламп перегорают, иду в магазин по гарантии их меняют, но новую гарантию на новые лампы не выписывают. Правомерно ли?

+5 / 0

Нет конечно. Если откажут менять, обращайтесь в суд. Но, можно жалобу написать в Роспотребнадзор.

+6 / 0

менять они меняют, новую гарантию не дают.

+4 / 0

Ольга, ну, если меняют, значит только по гарантии, иначе бы не меняли

+4 / 0

Вы издеваетесь??? Объясню ещё популярнее.

Гарантия на лампочку 1 год. Прихожу через 7 месяцев с перегоревшей лампочкой - логично, что меняют по гарантии. Но на лампочку, которую выдали НОВУЮ, НОВУЮ ГАРАНТИЮ НЕ ДАЮТ.

Вопрос: ДОЛЖНЫ ЛИ ДАТЬ НА НОВУЮ ЛАМПОЧКУ НОВУЮ ГАРАНТИЮ???

Так более понятно?

+4 / 0
Вверх
5
Вниз

а вообще, потребительский экстремизм процветает при попустительстве ответственных чиновников правительства. Вопрос экспертам- "является ли вибронасос Ручеек (пр-ва Беларусь) тех.сложным бытовым прибором?" Ответ из Москвы- "нет, не является", ответ из СПб- "да, является" . А все потому, что нет четких списков товаров, что к чему относится. Идиотизм!

+5 / 0

А вибратор ?

+2 / -1

Без разницы. Товары интим-спектра не подлежат возврату/обмену.

+1 / 0
Вверх
4
Вниз

Вы в статье написали, что технически сложные товары обмену не подлежат, так же как и средства личной гигиены, например. А дальше в своем примере пишите, что предложили продавцу вам товар заменить (или вернуть средства). Я не поняла, в чем разница между обменом и заменой. Поясните, пожалуйста.

+4 / 0

Они не подлежат обмену, если нет недостатков, они качественные. Я иногда встречаю вопросы, когда клиент просит совета, что делать в случае, если он приобрел, к примеру, телефон, но он ему разонравился по тем или иным причинам, и может ли его он поменять или вернуть деньги. Конечно нет. Вот и вся разница.

+5 / 0

Спасибо, поняла. :)

А в случае с телефоном, например. Мы купили смартфон, он оказался с битым пикселем на экране. Мы пришли возвращать товар, нам сказали, что будут проводить экспертизу. Забрали телефон. По "результатам экспертизы" они сказали, что в том месте якобы мы сами сделали скол. И действительно чудесным образом после экспертизы там оказался небольшой скол. В обмене и возврате средств отказано, мы же не можем доказать, что скол сделали не мы.

В таком случае шансов никаких?

Наши знакомые дошли до суда, но и там им сказали, что нет доказательств, что скол сделали во время экспертизы, а значит виноват покупатель.

+6 / 0

В таких случаях доказать свою правоту действительно практически невозможно, поскольку при покупке подразумевается, что покупатель товар осмотрел.

+6 / 0

Да, спасибо.. Мы в этом убедились ещё раз, когда купили надувной спальный матрас, а он к утру немного спускал. Отдали на "экспертизу", и там тоже чудесным образом оказалось, что это, оказывается, мы сами виноваты. После экспертизы матрас стал спускаться к утру практически полностью.

Получается, что покупатель часто бывает незащищен законом.

+5 / 0

Ольга, но вот тут вы не совсем правы. Экспертизу можно оспорить в суде путём проведения независимой, то есть другой. Это дело времени и затратное, но, если вы уверены в своей правоте, то это единственный механизм защиты в таких ситуациях. И в случае выигрыша все затраты взыскиваются с продавца.

+5 / 0
Вверх
4
Вниз

для общего развития статья полезна

+4 / 0
Вверх
4
Вниз

Полнейшая чушь! Если вы купили в интернет-магазине, Вам просто не отвечают...! И можете писать письма "до хрипоты"! Единственное что Вы можете сделать это написать заявление в суд. Но обычно после 2 - 3 дней бюрократической волокиты, Вы бросаете это неблагодарное дело! Вам же дешевле обойдется! Так вы заплатили только за товар. а тк придется оплачивать услуги пьявки-адвоката, судовые издержки и прочее...! В РФ не работает Закон О защите прав потребителя, да и организации этим занимающейся НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Вас встретит прощелыга-юрист и предложит оплатить от 10 до 20 тысяч за подачу заявления без надежды "на успех" , лбычно в погоне за "наживой" у такиэ юристов по несколько десятков дел. которые они доблестно проигрывают!

+3 / -1

проходил подобное. пишите в роспотребнадзор и им дубликат. если фирма не однодневка решается все, долго примерно месяц, но обошлось без суда

+3 / 0

Конкин, сам наверно такой юрист, из глухого местечка Вещёнская. Прямо жуть у тебя, какая- то. Этот "прощелыга- юрист", о котором ты пишешь ждёт- не дождётся, что бы ВСТРЕТИТЬ тебя, когда ты некачественное бухло купишь, что бы предложение тебе сделать оплатить его услуги.

+2 / 0

Прощелыга и пьявка! :D

+1 / 0
Вверх
3
Вниз

Написать можно все что угодно, бумага все стерпит. Но на практике закон, как и служба, не защищает права потребителей. И их хорошо могут обходить.

+1 / -2
Вверх
2
Вниз

знайте закон и носите с собой брошюрку "закон о защите прав потребителя". Апеллируя данным законом и показывая печатный экземпляр вопросов не возникает. Меня в районе в каждом магазине как почётного гостя встречают.

+2 / 0
Обсуждение:
1 2

Читайте также

Ефим
Ефим вчера в 19:44
Рейтинг публикации:
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,29) ( 7)
Просмотров: 155
Нужен ли такой клуб?Одним из средств защиты наших – граждан РФ прав и свобод может стать юридический Клуб «ЮРИУС».
Шведов Сергей Алексеевич
Юрист Шведов Сергей Алексеевич вчера в 11:27
Рейтинг публикации:
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,87) ( 37)
Просмотров: 696
Салтыков-Щедрин рекомендовал, есть солянку в трактире быстро, и не приглядываясь. По такому же принципу достаточно большой процент современных граждан закупается продуктами в сетевых универсамах.
Игорь Юрьевич
Игорь Юрьевич 07.09.2019 в 03:53
Рейтинг публикации:
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (2,47) ( 15)
Просмотров: 671
Когда покупаешь новый автомобиль, рассчитываешь на его многолетнюю эксплуатацию без проблем. Иначе зачем покупать его новым?
Искибаева Елена Юрьевна
Юрист Искибаева Елена Юрьевна 29.08.2019 в 09:48
Рейтинг публикации:
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,69) ( 42)
Просмотров: 2883
При выявлении у товара дефекта продавец может сделать на него скидку. Так, на стиральную машинку с вмятиной на корпусе может скинуть 1000—2000 рублей, на платье с трудновыводимым пятном тоже может быть небольшая скидка.
Шведов Сергей Алексеевич
Юрист Шведов Сергей Алексеевич 21.08.2019 в 13:12
Рейтинг публикации:
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,14) ( 125)
Просмотров: 5186
Владелец магазинов «Пятерочка», компания X5 Retail Group, запустила новый проект Х 5 ОМНИ (или 5POST).