Сушков Максим Вячеславович
Сушков М.В.Подписчиков: 23819
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг82.8к

Как правильно пользоваться Законом о защите прав потребителей – памятка

13 227 просмотров
407 дочитываний
54 комментария
Эта публикация уже заработала 38,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Каждый день мы с вами совершаем всевозможные покупки в магазинах или через интернет, пользуемся различными услугами, заключаем договоры на выполнение работ. Однако случается так, что приобретенные товары или услуги оказываются некачественными, в связи с чем возникает необходимость заменить товар, устранить недостатки или вернуть свои деньги. В данной статье мы расскажем, как это правильно сделать.

Основным нормативным актом, регулирующим потребительские отношения (то есть права и обязанности, ответственность между потребителем, продавцом, исполнителем услуг и т.д.), является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года (далее Закон № 2300-1). Помимо данного закона применяются также положения Гражданского кодекса РФ и постановления Правительства РФ.

Итак, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Основные права потребителя

  1. Потребитель при приобретении товаров, работ и услуг имеет право на полную и достоверную информацию об основных потребительских свойствах и особенностях приобретаемых товаров, работ и услуг, а также информацию об изготовителе (продавце) – статьи 8-10 Закона № 2300-1. Обязанность на предоставление такой информации лежит на продавце (исполнителе).
  2. Потребитель имеет право на безопасность товара (работы, услуги). То есть, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
  3. Право на качество товара (работы, услуги). Это означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует условиям договора, пригодный для тех целей, для которых потребитель его приобретает (заказывает).
  4. Право на возмещение ущерба. Данное право регулируется ст. 13 Закона № 2300-1 и означает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) несёт ответственность, предусмотренную законом или договором, в виде возмещения убытков, неустойки (пени), штрафа, а также компенсации морального вреда. Ущерб возмещается в полном объеме. Также законом запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других – такие условия договора являются недействительными.
  5. Право на судебную защиту. За защитой своих прав потребитель имеет право обратиться в суд как по своему месту жительства, так и по месту нахождения продавца (исполнителя), а также месту заключения или исполнения договора. Госпошлина при подаче исков о защите прав потребителей не уплачивается.

Если куплен товар с недостатками

Теперь рассмотрим, что же нужно делать, если вдруг вы приобрели товар с недостатками, либо эти недостатки проявились позже. Согласно статье 18 Закона № 2300-1, в случае обнаружения недостатков товара потребитель имеет право на:

  • замену товара;
  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • устранение недостатков или возмещения расходов на их устранение;
  • расторжение договора и возврата средств.

В случае предъявления требования об устранении недостатков срок устранения не может превышать 45 дней. При предъявлении требования о замене товара срок для удовлетворения требования потребителя составляет 7 дней, а при необходимости проверки качества товара – 20 дней.

В районах Крайнего Севера срок может быть больше с учетом необходимости доставки товара в отдаленную местность.

В случаях предъявления требований об уменьшении покупной цены, возврата средств, возмещения расходов на устранение недостатков, возмещение убытков при продаже товара ненадлежащего качества или предоставления недостоверной информации – 10 дней. За нарушение данных сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

В отношении технически сложных товаров порядок существует немного иной. В случае обнаружения недостатков в таком товаре потребитель вправе в течение 15 дней с момента покупки потребовать у продавца замены товара или возврата средств. Продавец вправе провести проверку качества товара, которая бывает двух видов – на месте представителем продавца и дополнительная. При проведении проверки требование потребителя в любом случае должно быть удовлетворено в течение 10 дней.

Покупка через интернет

Существует также дистанционный способ приобретения товара – через интернет, по каталогам и т.п. В таких случаях работает все то же самое за тем исключением, что до получения товара потребитель может от него отказаться, то есть не получать, но при этом обязан будет возместить продавцу стоимость доставки товара обратно на склад. Если же товар получен, то и здесь потребитель вправе от него отказаться, но только в течение 7 дней.

Также потребители имеют право отказаться от непродовольственных товаров надлежащего качества в течение 14 дней с момента покупки, если они не подошли по фасону, размеру, габаритам, цвету и т.п. Возврат возможен только в случае, если сохранены товарный вид, пломбы, ярлыки и товар не был в употреблении.

Кроме того, следует помнить, что не все товары надлежащего качества можно заменить. Существует перечень товаров, которые обмену не подлежат – это товары личной гигиены, косметика, технически сложные товары и т.д.

При оказании услуг и выполнении работ у потребителей те же самые права, что и при приобретении товаров, за тем исключением, что требования относительно оказанных услуг или выполненных работ касаются сроков оказания услуги (работ), качества таких услуг, устранения недостатков оказанных услуг. Сроки на удовлетворение требований потребителей составляют 10 дней. Также потребители вправе отказаться от услуг (работ) на любой стадии их выполнения, оплатив исполнителю фактически оказанные услуги (работы).

И во всех случаях старайтесь всегда свои требования заявлять в письменной форме: 2 экземпляра претензии – один продавцу, другой вам. На вашем экземпляре продавец обязан проставить визу – дату и подпись.

Как правильно пользоваться Законом о защите прав потребителей – памятка

Из личного опыта

Буквально недавно мне понадобилось заменить в квартире приборы учета холодной и горячей воды ввиду окончания срока их эксплуатации. Купил два прибора. В назначенный день ко мне пришли специалисты, чтобы их заменить, однако при установке одного из приборов выяснилось, что он бракованный.

Было это в пятницу, договорились, что в понедельник они придут и поставят другой, если я куплю новый.

Что делать? Есть статья 18 Закона о защите прав потребителей, где сказано, что в течение 15 дней с момента приобретения технически сложного товара потребитель вправе предъявить одно из требований – или заменить товар или вернуть средства. Вроде бы предъявить можно только одно из требований, но я пошёл по другому пути – дал возможность продавцу самому выбрать, как удовлетворить мои требования, но с указанием срока. Вот такое заявление я написал:

11.09.2018 года в вашем магазине был приобретен прибор учета холодной воды марки «Тритон» заводской номер 432838-18. При установке прибора учета 14.09.2018 года специализированной организацией ООО «Сантехэнерго» выяснилось, что прибор учёта даёт течь из-под пластиковой основы прибора учёта, в связи с чем его дальнейшая эксплуатация невозможна. На основании изложенного предлагаю вам в соответствии со статьёй 18 Закона о защите прав потребителей или заменить прибор учёта до 17.09.2018 года, или вернуть уплаченные средства после 17.09.2018 года в установленные законом сроки.

Это было в пятницу, а уже в воскресенье 16.09. мне позвонили из магазина и предложили забрать новый прибор учета взамен бракованного.

И ещё один важный момент. Когда я пришел в магазин с заявлением, продавец попросила у меня какой-то акт от организации, которая устанавливала приборы учета, о том, что при установке он дал течь. Пришлось продавца сводить на экскурсию по Закону о защите прав потребителей.

При предъявлении тех или иных требований в рамках Закона № 2300-1 потребитель предъявляет претензию, сам товар и чек при наличии. Всё. Никаких актов, скриншотов или чего-то другого подобного предоставлять не нужно, т. к. законом это не предусмотрено!

Вот и всё.

54 комментария
Понравилась публикация?
187 / -22
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сушков Максим Вячеславович
Комментарии: 54
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19023
07.03.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.9М
Продавец продала некачественный букет цветов, возможно ли его вернуть. Случай из практики. Видео о том,...
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
-1
18
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7013
07.02.2024, 15:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
Погранично конфликтная ситуация между продавцом и покупателем, тема, постоянно ...
Подробнее
Неинтересно
-3
175
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7013
02.01.2024, 16:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
Натружено перешагнув рубеж прошедшего года, мы с новыми силами начинаем раскручивать ...
Подробнее
Неинтересно
-2
31
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19023
07.03.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.9М
Продавец продала некачественный букет цветов, возможно ли его вернуть. Случай из практики. Видео о том,...
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
-1
18
Чепеленко Дмитрий Викторович
Подписчиков 19
04.03.2024, 15:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7772
Содержание:- Законно ли требование оплаты за порчу или гибель товара- Имеет ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Бендер Андрей Владимирович
Подписчиков 234
02.03.2024, 09:40
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг52.7к
Для защиты своих прав как потребителя, необходимо знать основные положения закона о защите прав потребителей.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Бендер Андрей Владимирович
Подписчиков 234
28.02.2024, 07:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг52.7к
Составление завещания - это важный и ответственный шаг, который поможет обезопасить будущее ваших близких.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Бендер Андрей Владимирович
Подписчиков 234
27.02.2024, 09:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг52.7к
Обезопасить свой бизнес от правовых рисков очень важно для его успешного функционирования. Вот несколько шагов,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Рыбин Сергей Вячеславович
Подписчиков 126
21.02.2024, 22:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг138.6к
В нашем динамичном мире, где технологии постоянно совершенствуются, а рынок насыщен разнообразными товарами,...
Подробнее
Неинтересно
0
0