Ниценко Василий Анатольевич
Ниценко В. А. Подписчиков: 1326
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 29.1к

Возврат и обмен товара ненадлежащего качества — общие правила

377 дочитываний
33 комментария
Эта публикация уже заработала 20,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Едва ли среди нас найдётся тот, кто никогда не сталкивался с нарушениями прав потребителей в сфере торговли или услуг. Хотя бы однажды, но мы приобретали товар или услугу ненадлежащего качества. И несмотря на то что каждый из нас знает о существовании законодательства, защищающего права потребителей, далеко не всем по тем или иным причинам удаётся эффективно использовать широкий спектр возможностей по защите своих нарушенных потребительских прав.

В этой публикации я постараюсь донести до широкого круга потребителей общее представление об алгоритме действий покупателя, столкнувшегося с дефектами товаров, не относящихся к категории технически сложных.

Что говорит закон?

В пункте 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» законодатель приводит исчерпывающий перечень требований, которые потребитель вправе предъявить продавцу в случае обнаружения в товаре недостатков в период его гарантийного срока. Мы же рассмотрим требования о возврате денежных средств или о замене товара.

Из анализа вышеприведённой правовой нормы следует, что требования предъявляются продавцу, а право выбора одного из перечисленных требований принадлежит только потребителю, и продавец не вправе влиять на этот выбор.

Не смотря на то что законодатель не конкретизирует форму, в которой должны быть предъявлены требования, связанные с приобретением товара ненадлежащего качества, лучше всего это делать в письменном виде, посредством претензии.

Претензия, содержащая конкретные требования, позволит избежать недопонимания сторон в ходе дальнейшего общения.

Ведь, как показывает практика, крайне редко удаётся вернуть денежные средства или обменять товар сразу в день обращения. Чаще всего продавец принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении претензии после проведения проверки качества, предусмотренной пунктом 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Проверка качества товара

При передаче товара на проверку качества стороны должны подписать акт приёма-передачи товара, где продавец может указать, а вы не заметить условие о том, что подписывая акт, потребитель соглашается с проведением ремонта товара, если неисправность будет признана гарантийным случаем.

Таким образом в отсутствие претензии будет крайне сложно доказывать продавцу, что при подписании приёмо-сдаточного документа вы в устной форме просили о возврате денежных средств или замене товара, а не о ремонте. Тем более, когда вам предлагают забрать обратно уже отремонтированный товар.

Как мы уже выяснили, возврат денежных средств, обмен товара практически во всех случаях зависит от результатов проверки качества, проводимой специалистами продавца.

Чтобы вы могли видеть все манипуляции, которые проводятся с вашим товаром во время проверки его качества, вы праве присутствовать при проверке, о чём нужно заявить в претензии.

Если в результате проверки качества будет установлено, что дефект товара возник не по вашей вине, вам обязаны вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (данное требование закреплено в статье 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»). То есть не со дня начала или окончания проверки качества товара, а со дня предъявления претензии.

В силу статьи 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование о замене товара должно быть удовлетворено в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества в течение 20 дней со дня предъявления требования о замене товара.

Споры о недостатках товара

А как же быть, если в результате проверки качества возникнет спор о причинах происхождения недостатка товара?

В этом случае, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 упомянутого Закона. Также как и при проведении проверки качества, вы вправе присутствовать при проведении экспертизы товара, а в случае несогласия с её результатами – оспорить заключение эксперта в судебном порядке.

В то же время следует обратить внимание на то, что, если результаты экспертизы будут не в вашу пользу, вы обязаны будете возместить продавцу расходы на ее проведение, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Выводы

Резюмируя хочется отметить: как театр начинается с вешалки, так и ваше общение с продавцом по вопросу возврата денежных средств или обмена товара должно начинаться с вашей юридически грамотной позиции. А для этого необходимо запомнить:

  1. При обнаружении дефекта товара потребитель вправе предъявить лишь одно требование из перечня требований предусмотренных статьёй 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
  2. Требование о возврате денежных средств или обмене товара, а также желание участвовать в проверке качества, если такая будет назначена, должны быть выражены в претензии.
  3. Претензия должна быть составлена в 2-х экземплярах: один для продавца, другой, с отметкой о вручении, для вас.
  4. Претензия вручается продавцу непосредственно, а в случае отказа в приёме (такое тоже случается) направляется в адрес продавца заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

В данной статье я описал общие правила возврата денежных средств или обмена товара. В дальнейшем я затрону вопросы, связанные с приобретением товаров ненадлежащего качества, относящихся к категории технически сложных.

33 комментария
Понравилась публикация?
226 / -15
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Ниценко Василий Анатольевич
Комментарии: 33
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

К сожалению, народ чаще машет рукой и не ввязывается в дрязги. Семь потов сойдет, хотя Вы все четко разъяснили о необходимых шагах бедолаги-потребителя

+13 / 0
картой
Ответить

Да, Вы правы.Но если потребитель начинает демонстрировать продавцу свою уверенность основанную на юридической подкованности, потов у потребителя сходит меньше.

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

мне жаль что в нашем государстве простой обыватель должен с рождения учить все законы государства потому что государство у нас не за гражданина а против него!

+32 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я купила сотовый телефон в салоне сотовой связи мтс ,через 9 дней обнаружила ,что телефон неисправен ,когда обратилась в салон с просьбой вернуть мне деньги,мне ответили ,что товар является технически сложным товаром и отправили на экспертизу ,21 день ни слуху не духу ,пошла я опять в салон ,через два дня приехал мой телефон и оказалось ,что он "исправен ",тогда я попрасила продавца вернуть мне деньги ,ведь на момент сдачи телефона не прошло еще и 14 дней ,она отказала и вернула телефон , я включила его прямо там в салоне ,но у телефона оказалась все таже поломка и продавец это видела и опять забрала телефон на экспертизу .на жалобу которую я отправила юристу мтс мне ответили ,что компания мтс не несет ответственности за товар т.к. является оператором сотовой связи ,а не продавцом .

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Наталья Ивановна, да, действительно телефон является товаром технически сложным, поэтому возврат денег в Вашем случае возможен был в течение 15 дней со дня передачи Вам телефона. Однако дополнительные сложности у Вас возникли из-за того, что Вы, скорее всего, ни в первый раз, ни второй не потребовали возврата денежных средств в письменном виде.

Обратитесь к продавцу с претензией в письменном виде, в которой потребуйте возврата денежных средств.

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

В статье перечислены не все случаи возврата товара продавцу. Согласно закону о защите прав потребителей покупатель в течение 14 дней может вернуть товар в магазин даже в случае качественного товара, например, если одежда не подошла по цвету, размеру и прочее.

+9 / 0
картой
Ответить

Галина, Вы говорите об обмене, возврате товара надлежащего качества, а я в своей публикации коснулся правил возврата товаров ненадлежащего качества не относящихся к категории технически сложных.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Помимо "...а также желание участвовать в проверке качества...", в выводах актуально отметить право покупателя присутствовать при экспертизе. Никак не отражен вопрос, каким образом продавец имеет возможность повлиять на переданный ему товар до проведения экспертизы. Имел случай, когда пришлось наказать продавца за умышленную порчу переданного ему товара (искупал сотовый для списания недостатков на покупателя). Так что еще один вывод: по возможности определяйте дату и время проведения экспертизы (проверки качества) и сами непосредственно доставляйте товар.

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
14.10.2018, 08:47
Березовский

всегда надо писать претензии на магазин

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Качество товара под вопросом, особенно китайское!

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (33)

Президент Владимир Путин озвучил причину, по которой не все бренды вернутся в РФ

Всё больше брендов, громко хлопнувших дверью три года назад, поговаривают о возвращении в Россию. Однако Россия не спешит снова распахивать двери для ушедших. Причина проста – в нашу страну не вернутся те марки,...

Можно ли съесть продукты до оплаты в магазине и что за это будет

Сегодня поговорим о правах потребителей, которые должен знать каждый. Возможно, что некоторые моменты Вы и так знаете, но не помешает «освежить» свои знания, информация ещё никогда не была лишней и бесполезной.

Законно ли указывать цену за 100 грамм товара при продаже? Всё, что нужно знать потребителям

Сегодня поговорим о таком вопросе, как продажа товаров за единицу измерения, какие права потребителей здесь нарушаются и есть ли ответственность продавцов за подобные действия, обо всё и о другом,...

"Ответственность за поврежденный товар: кто виноват в магазине?"

Кто отвечает за разбитый товар в магазине? Мой опыт и размышления. Раньше я работала в магазине, и часто сталкивалась с ситуациями, когда товар случайно разбивали. Это может произойти по самым разным причинам:

Зашёл в магазин и остался в нём «навсегда»: американский способ борьбы с кражами на примере сети магазинов «Safeway»

Сегодня мы поговорим о таком интересном вопросе, как применение методов для минимизации или предотвращения магазинных краж в США. Ведь именно американцы любят судиться по любому буквально поводу.

Запрет навязывания дополнительных товаров и услуг без отдельного согласия потребителя

В 2025 году российское законодательство о защите прав потребителей при онлайн-покупках претерпело важные изменения. Это напрямую затрагивает всех, кто совершает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.

Забота с доставкой на дом:Минфин предложил повысить налог на товары с маркетплейсов

Как Минфин решил спасти россиян от дешёвых трусов и смартфонов В эпоху, когда каждый гражданин обязан чувствовать себя частью великой державы, просто неприлично ходить в носках за 150 рублей.