Возврат и обмен товара ненадлежащего качества — общие правила

Едва ли среди нас найдётся тот, кто никогда не сталкивался с нарушениями прав потребителей в сфере торговли или услуг. Хотя бы однажды, но мы приобретали товар или услугу ненадлежащего качества. И несмотря на то что каждый из нас знает о существовании законодательства, защищающего права потребителей, далеко не всем по тем или иным причинам удаётся эффективно использовать широкий спектр возможностей по защите своих нарушенных потребительских прав.
В этой публикации я постараюсь донести до широкого круга потребителей общее представление об алгоритме действий покупателя, столкнувшегося с дефектами товаров, не относящихся к категории технически сложных.
Что говорит закон?
В пункте 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» законодатель приводит исчерпывающий перечень требований, которые потребитель вправе предъявить продавцу в случае обнаружения в товаре недостатков в период его гарантийного срока. Мы же рассмотрим требования о возврате денежных средств или о замене товара.
Из анализа вышеприведённой правовой нормы следует, что требования предъявляются продавцу, а право выбора одного из перечисленных требований принадлежит только потребителю, и продавец не вправе влиять на этот выбор.
Не смотря на то что законодатель не конкретизирует форму, в которой должны быть предъявлены требования, связанные с приобретением товара ненадлежащего качества, лучше всего это делать в письменном виде, посредством претензии.
Претензия, содержащая конкретные требования, позволит избежать недопонимания сторон в ходе дальнейшего общения.
Ведь, как показывает практика, крайне редко удаётся вернуть денежные средства или обменять товар сразу в день обращения. Чаще всего продавец принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении претензии после проведения проверки качества, предусмотренной пунктом 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Проверка качества товара
При передаче товара на проверку качества стороны должны подписать акт приёма-передачи товара, где продавец может указать, а вы не заметить условие о том, что подписывая акт, потребитель соглашается с проведением ремонта товара, если неисправность будет признана гарантийным случаем.
Таким образом в отсутствие претензии будет крайне сложно доказывать продавцу, что при подписании приёмо-сдаточного документа вы в устной форме просили о возврате денежных средств или замене товара, а не о ремонте. Тем более, когда вам предлагают забрать обратно уже отремонтированный товар.
Как мы уже выяснили, возврат денежных средств, обмен товара практически во всех случаях зависит от результатов проверки качества, проводимой специалистами продавца.
Чтобы вы могли видеть все манипуляции, которые проводятся с вашим товаром во время проверки его качества, вы праве присутствовать при проверке, о чём нужно заявить в претензии.
Если в результате проверки качества будет установлено, что дефект товара возник не по вашей вине, вам обязаны вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (данное требование закреплено в статье 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»). То есть не со дня начала или окончания проверки качества товара, а со дня предъявления претензии.
В силу статьи 21 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование о замене товара должно быть удовлетворено в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества в течение 20 дней со дня предъявления требования о замене товара.
Споры о недостатках товара
А как же быть, если в результате проверки качества возникнет спор о причинах происхождения недостатка товара?
В этом случае, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 упомянутого Закона. Также как и при проведении проверки качества, вы вправе присутствовать при проведении экспертизы товара, а в случае несогласия с её результатами – оспорить заключение эксперта в судебном порядке.
В то же время следует обратить внимание на то, что, если результаты экспертизы будут не в вашу пользу, вы обязаны будете возместить продавцу расходы на ее проведение, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Выводы
Резюмируя хочется отметить: как театр начинается с вешалки, так и ваше общение с продавцом по вопросу возврата денежных средств или обмена товара должно начинаться с вашей юридически грамотной позиции. А для этого необходимо запомнить:
- При обнаружении дефекта товара потребитель вправе предъявить лишь одно требование из перечня требований предусмотренных статьёй 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
- Требование о возврате денежных средств или обмене товара, а также желание участвовать в проверке качества, если такая будет назначена, должны быть выражены в претензии.
- Претензия должна быть составлена в 2-х экземплярах: один для продавца, другой, с отметкой о вручении, для вас.
- Претензия вручается продавцу непосредственно, а в случае отказа в приёме (такое тоже случается) направляется в адрес продавца заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.
В данной статье я описал общие правила возврата денежных средств или обмена товара. В дальнейшем я затрону вопросы, связанные с приобретением товаров ненадлежащего качества, относящихся к категории технически сложных.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
К сожалению, народ чаще машет рукой и не ввязывается в дрязги. Семь потов сойдет, хотя Вы все четко разъяснили о необходимых шагах бедолаги-потребителя
Да, Вы правы.Но если потребитель начинает демонстрировать продавцу свою уверенность основанную на юридической подкованности, потов у потребителя сходит меньше.
мне жаль что в нашем государстве простой обыватель должен с рождения учить все законы государства потому что государство у нас не за гражданина а против него!
Я купила сотовый телефон в салоне сотовой связи мтс ,через 9 дней обнаружила ,что телефон неисправен ,когда обратилась в салон с просьбой вернуть мне деньги,мне ответили ,что товар является технически сложным товаром и отправили на экспертизу ,21 день ни слуху не духу ,пошла я опять в салон ,через два дня приехал мой телефон и оказалось ,что он "исправен ",тогда я попрасила продавца вернуть мне деньги ,ведь на момент сдачи телефона не прошло еще и 14 дней ,она отказала и вернула телефон , я включила его прямо там в салоне ,но у телефона оказалась все таже поломка и продавец это видела и опять забрала телефон на экспертизу .на жалобу которую я отправила юристу мтс мне ответили ,что компания мтс не несет ответственности за товар т.к. является оператором сотовой связи ,а не продавцом .
Наталья Ивановна, да, действительно телефон является товаром технически сложным, поэтому возврат денег в Вашем случае возможен был в течение 15 дней со дня передачи Вам телефона. Однако дополнительные сложности у Вас возникли из-за того, что Вы, скорее всего, ни в первый раз, ни второй не потребовали возврата денежных средств в письменном виде.
Обратитесь к продавцу с претензией в письменном виде, в которой потребуйте возврата денежных средств.
В статье перечислены не все случаи возврата товара продавцу. Согласно закону о защите прав потребителей покупатель в течение 14 дней может вернуть товар в магазин даже в случае качественного товара, например, если одежда не подошла по цвету, размеру и прочее.
Галина, Вы говорите об обмене, возврате товара надлежащего качества, а я в своей публикации коснулся правил возврата товаров ненадлежащего качества не относящихся к категории технически сложных.
Помимо "...а также желание участвовать в проверке качества...", в выводах актуально отметить право покупателя присутствовать при экспертизе. Никак не отражен вопрос, каким образом продавец имеет возможность повлиять на переданный ему товар до проведения экспертизы. Имел случай, когда пришлось наказать продавца за умышленную порчу переданного ему товара (искупал сотовый для списания недостатков на покупателя). Так что еще один вывод: по возможности определяйте дату и время проведения экспертизы (проверки качества) и сами непосредственно доставляйте товар.
всегда надо писать претензии на магазин
Качество товара под вопросом, особенно китайское!