Автор: Юрист
Фролков Михаил Вячеславович
, Москва
Москва

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, если вы ничего не нарушали?

просмотров: 13 516 комментариев: 63

Ни для кого не секрет, что достаточно большое число россиян слабо разбирается в аспектах действующего законодательства, и это дает возможность работникам госорганов безнаказанно нарушать закон, не соблюдая права и законные интересы россиян.

В общей массе неправомерных действий сотрудников государственных органов большую часть занимают нарушения законодательства со стороны «доблестных» сотрудников ГИБДД. Это подтвердит вам практически любой водитель.

Как же поступать водителю в случае, когда ему предстоит общение с инспектором ДПС ГИБДД?

Давайте рассмотрим наиболее распространенные случаи, с точки зрения правил проведения процессуальных действий, правил поведения сотрудников ГИБДД, а также административного регламента, которым руководствуются представители ДПС.


Вас останавливают на дороге

Вопрос остановки ТС на дороге регламентирован Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017). В нем четко оговорены основания, по которым инспектор ДПС имеет право остановить ТС:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства.
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Т.е., из вышеизложенного можно понять, что вас могут остановить просто по желанию сотрудника ДПС, поскольку всегда есть возможность подвести остановку под один из пунктов регламента.

В связи с этим, фраза из «Наставлений по службе ДПС ГИБДД» о том, что остановка ТС в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, звучит по меньшей мере издевательством.

Вы можете придумать более исчерпывающий список причин? Лично я — нет.


Что делать, когда вас остановил инспектор ГИБДД

Итак, вас остановили. После этого, согласно пункту 89 вышеуказанного регламента:
Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если раньше при проверке документов можно было не передавать их в руки сотруднику ДПС, то сейчас пункт 53 регламента говорит:

С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Т.е., мало того, что вы должны передать его в руки сотруднику ДПС, вы обязаны освободить его от всяческих обложек, цепочек, и т. п.

После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

В каких случаях сотрудник ДПС может предложить водителю выйти из ТС:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид;
  • в целях досмотров, осмотров;
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров;
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов;
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам;
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.


Презумпция невиновности

Наиболее неприятный момент для любого водителя – составление административного протокола.

Тут следует знать о наличии небольшой хитрости в административном праве. И нередко она играет на руку водителю. Это презумпция невиновности, в соответствии с которой, пока вина кого-либо прямым образом не доказана, он считается невиновным. Это оговорено в ст 49 Конституции РФ.

Т.е., вне зависимости от того, какое нарушение инспектор пытается вменить в вину водителю, он ОБЯЗАН предоставить прямые доказательства вины водителя.

Частенько инспекторы ДПС требуют от водителя выйти из машины и проследовать в патрульный автомобиль для составления административного протокола. Однако, в соответствии с нормами ст. 27.3 КоАП РФ, такое требование сотрудника ДПС правомерно лишь в случае составления протокола об административном задержании. Такой протокол, равно как и его содержание, правила оформления и т.п. регламентируются ст. 27.4 КоАП РФ.

При составлении протокола, необходимо понимать следующие моменты:

  1. Подпись и объяснение – это не обязанность, но ПРАВО водителя. Поэтому внимательно читайте протокол, ищите место, где указано «Подпись нарушителя», зачеркивайте слово «нарушителя» и впишите слово «водителя». Тем самым вы опровергаете то, что вы являетесь нарушителем.
  2. На свободном месте протокола сделайте надпись «не согласен». Это делается для того чтобы позже, когда вы будете обжаловать неправомерные действия сотрудников ДПС, было ясно, что вы с самого начала были не согласны с действиями инспектора.
  3. Вам должны передать копию протокола, составленного сотрудником ГИБДД. При этом на оригинале, который остается у инспектора, не забудьте указать: «Требую юридической помощи» (в соответствии с нормой ст. 25.5 КоАП РФ). Это позволит вам в дальнейшем обжаловать решение по протоколу. Часто это примечание позволяло отменить решение инспектора ДПС ГИБДД в суде по причине нарушения им регламента процессуальных действий.
  4. Обязательно поставьте «прочерк» в пункте «Свидетели». Иначе потом там могут оказаться вписанными непонятные лица, которые якобы присутствовали при составлении протокола и подтверждают все написанное сотрудником ДПС.


Превышение скорости

При остановке инспектором ДПС за превышение скорости также нелишним будет вспомнить о презумпции невиновности.

В частности при предоставлении фотоматериалов сотрудники ДПС должны доказать, что показатель скорости принадлежит именно вашему ТС, а замер сделан непосредственно перед остановкой. Если же этих доказательств не предоставлено, или же ушлый инспектор ДПС пытается показать вам некий «фен с цифрами», то смело оспаривайте составленный им протокол.


Пример из практики

Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.

Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:

  • На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
  • На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.

После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.

После минутной паузы, судья задала только один вопрос: «Обжаловать будете?». «Разумеется, Ваша честь!». Дело было решено в пользу моего клиента.


Грязные номерные знаки

В данном случае инспектор ДПС предъявляет претензию, что номерные знаки загрязнены и нечитаемы, после чего пытается составить протокол.

Однако после напоминания о том, что согласно ГОСТ 50577-93 запрещено управлять ТС, знаки которого не читаются в темное время суток, будучи освещенными фонарем инспектора с расстояния 20 метров, и предложения создать соответствующие условия, инспектор, как правило, просто предлагает протереть номера тряпкой и продолжать движение.


Кончились аргументы

Последней претензией, когда у инспектора ДПС кончились аргументы, а оштрафовать жуть как охота, является «непристегнутый ремень».

Однако в данном случае неплохо срабатывает следующий аргумент: «Нельзя управлять ТС без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили». Дело в том, что доказать обратное, если только инспектор не предъявит фото-видео материалы, где детально виден непристегнутый ремень во время движения (что вряд ли получится), будет весьма проблематично. Особенно, если в качестве свидетеля вы предложите своего пассажира

Удачи на дорогах!

Интересна ли Вам публикация?
Оценили 427 человек
4,41
Поделитесь этой статьёй: