Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
ПодписатьсяНе сейчас

Сделает ли Зорькин Путина конституционным монархом?

8 809 просмотров
1 дочитываний
263 комментариев

На прошедших вчера дебатах по теме «Итоги российских выборов 2018 г» на открытой дискуссионной площадке «Открытые дебаты» участвовали представители практически всех оппозиционных партий, за исключением, разумеется КПРФ и ЛДПР. И не потому, что тех не приглашали, а в силу безусловной системности последних. Система же эта заставила говорить всех присутствующих практически в одном ключе, что итоги голосования, хотя и отражает определен уровень протеста, но в целом не влияет на ситуацию с выборами, для которых перспективы не ясны.

Вопрос о перспективах мной был конкретно озвучен с учетом высказанного мнения председателя Конституционного суда РФ Зорькина В.Д. о необходимости точечных изменений в Конституцию, которое было озвучено сразу после прошедших выборов в контексте новых электоральных веяний. Такая непосредственная синхронность его появления с муссируемыми в общественном пространстве результатами выборов, четко указывающих на падение авторитета власти, указывает на возможность системного изменения подхода к правовым основам государственной власти.

По всей очевидности, что хоть данные результаты сами по себе и не могли принести хоть сколько то значимых изменений в структуру властных отношений, но в долгосрочной перспективе они могут указывать на негативные тенденции для правящей властной верхушки. Это особенно актуально, что президентский срок Путина, учитывая возраст того и уже вызывающая нарекания именно в конституционном смысле-несменяемость, в настоящий момент рассматривается как последний, а политический режим у нас персонифицирован. То есть, завязан на культе личности одной фигуры. В этой связи возникают предположения о возможности конституционного продления его полномочий вплоть до бесконечности, что так же высказывалось в ходе упомянутых мной дебатах.

Однако, я лично усматриваю в заявлении Зорькина два ключевых момента, которые по сути являются планируемыми гарантиями для закрепления власти на момент ухода Путина. Это, во-первых, нечеткое разграничение полномочий между правительством и президентом, когда статус президентской администрации достаточным образом не определен, а так же одиозное по правовой сути заявление Зорькина о том, что местное самоуправление является нижнем уровнем публичной власти, что противоречит самому его понятию и основному конституционному принципу.

Если рассмотреть этот вопрос в контексте того, что Путин В.В. все же уйдет с поста президента, несмотря уже возникающие сомнения в этом, то надо понимать, что он не уйдет в никуда. Соответственно требуется гарантированная подготовка того места на которое он уйдет, которое несомненно будет находиться в системе исполнительной власти. В этом свете, учитывая неоднозначно туманную возможность амбиций преемника, встает вопрос о конфликте полномочий правительства и президента с его администрацией. Где под перегибом исполнительной власти видимо стоит понимать формирование ее со стороны президента. Ограничить полномочия которого, отдав их под контроль законодательного органа, то президентская власть сильно сократится в размерах.

В таком виде, когда правительство начнет формироваться со стороны Госдумы, то оно может возглавляться ставленником парламентского большинства неопределенно долгое время. С полномочиями, которые Зорькин предложил отграничить от полномочий президента и его администрации. Так, не делая Путина президентом снова, показывав явный антиправовой авторитарный диктат, но сделать его главным лицом в государстве путем соответствующих конституционных реформ становится вполне возможно.

Вопрос остается здесь за парламентским большинством. И вот тут то становится понятен выпад Зорькина в сторону региональных властей и принципов местного самоуправления. Как высказывалось на тех же дебатах по итогам выборов, с которых я начал, региональные и местные депутаты, это как раз те, кто наиболее близок к народу и формирует его мнение. Так как они, что называется, работают «на земле». И именно на них оппозиционные кандидаты нередко добиваются успехов, как и произошло в этот раз, с чем и связанно столь сильная озабоченность такими показателями, не несущими непосредственную угрозу политическому режиму.

Потому не удивительно рвение главного конституционного проектировщика власти задавить региональные и местные инициативы на корню. Вплоть до того, что им было высказано суждение, прямо противоречащее Конституции о местном самоуправлении, как нижнем уровне публичной власти. В силу же конституционного принципа местного самоуправления, оно не входит в систему органов государственной власти, а служит для самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

А вам нужен Путин в качестве бессменного главы государства?

Проголосовали:1 345

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

да
101 / -38
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да101 / -38нет

Обсуждают (92): Обсуждение

показать всех обсуждающих

Комментарии (263)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (263)

Читайте также