Спросить бесплатно

Разрыв радиатора отопления в квартире – кто должен возместить ущерб?

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (4,26) ( 499)
13 189 просмотров
65 комментариев

Что делать, если у вас в квартире произошел разрыв радиатора отопления и затопило помещение. Кто виноват в этом? Давайте разберемся.

Что говорит закон

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 10, 16, 42 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Исходя из закона следует, что и радиатор отопления, находящийся в квартире, относится к общему имуществу, поэтому управляющая компания обязана следить за его исправностью, сроком годности и т.п. Но в реальной ситуации, в случае разрыва радиатора отопления в квартире и возникновения затопления, не всегда управляющая компания признает, что именно она отвечает за надлежащее содержание данной части системы отопления и обязана возместить собственнику ущерб, вызванный затоплением.

Прежде всего управляющая компания ссылается на то, что поскольку радиатор отопления относится в квартире, то и бремя его содержания должен нести исключительно собственник, рассматривая батарею как личную собственность, а не общее имущество дома.

Правы ли УК?

Давайте разберемся с этим более подробно. В решении от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ 09-725 Верховный суд разъяснил следующее по данному вопросу.

В случае, если радиатор отопления, расположенный в квартире, имеет отключающие устройства, то есть собственник спокойно может демонтировать его после получения разрешения на переустройство без нанесения вреда всей системе отопления, то радиатор относится к личной собственности, а не к общему имуществу. Следовательно, и следить за его исправностью обязан собственник квартиры, а не управляющая компания.

Если же радиатор отопления не имеет отключающих устройств, то он относится уже к общему имуществу, и бремя содержания будет нести как собственник, так и управляющая компания.

Споры в суде

Очень часто возникают споры: управляющая компания доказывает в суде, что она не виновата, так как проверяет общее имущество, а в разрыве радиатора виноват собственник, поскольку он тоже несёт бремя ответственности.

Обращаясь к судебной практике, можно сделать вывод, что суд удовлетворяет исковые требования к управляющей компании о возмещении ущерба, связанного с затоплением квартиры. Именно она должна проверять исправность общего имущества, даже если оно находится в квартире собственника, следить за его исправностью.

Я встретила единственное решение об отказе в возмещении ущерба и отсутствии вины управляющей компании, в нем суд установил, что разрыв радиатора отопления произошел вследствие механического воздействия на оборудование со стороны собственника. Собственник произвел неправильную перепланировку в квартире и задел радиатор, в результате чего произошел разрыв. Во всех остальных случаях, если радиатор не имеет отключающих устройств, относится к общему имуществу дома, то в случае его разрыва по причине наличия трещин, коррозии и т.п., виновата управляющая компания. Она обязана следить за исправностью системы отопления и ее отдельных элементов.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 499
Рейтинг 4,26

Комментарии (65)

Вверх
57
Вниз

Если учесть сколько у нас старых домов, где десятилетиями не было ремонта, статья нужная.

+57 / 0
Людмила
Людмила
25.10.2018 в 10:15
Москва

СветланаПишет 25.10.2018 в 02:10
Если учесть сколько у нас старых домов, где десятилетиями не было ремонта,

Вообще-то в старых домах капитальные отопительные системы, в которых сварные соединения. На них нет резьбовых соединений и запорной арматуры. С внутренней и/или наружной резьбой. Рвутся новые радиаторы. По разным причинам.

+19 / -2

ЛюдмилаПишет 25.10.2018 в 10:15
На них нет резьбовых соединений и запорной арматуры. С внутренней и/или наружной резьбой

Может быть и нет, но нас так соседи затопили. Трубу разорвало. Дефекты и износ.

+10 / 0

Вообще-то изучите мат. часть! Чугунные батареи соединяются с трубопроводом отопления по средствам резьбового соединения имея как внутреннею резьбу во фланце так и внешнею в муфте соединения наваренного сгона. Наш МКД 1953 года постройки, так, что не нужно лить в уши, если сами не в теме. !

+16 / -1

Рвутся только китайские радиаторы.

+4 / -2

Страхуйте свою гражданскую ответственность, если зальёте соседа внизу, платить будут страховщики.

+11 / -3

Страховщики-понятие ненадёжное. Насчитают 8 000, где нужно 80 000. Не надо вводить в заблуждение людей!

+3 / 0

Совершенно верно, а если учесть что сварка это место где возникают нежелательные напряжения, то это место где часто возникают протечки. В так называемых разъёмных соединения эти недостатки отсутствуют, главное их по Госту выполнить и произвести гидроиспытание да и в дальнейшем разъёмное соединение значительно практичней.

+4 / -1
Людмила
Людмила
29.10.2018 в 11:39
Москва

Валерий АнатольевичПишет 28.10.2018 в 07:08
Вообще-то изучите мат. часть! Чугунные батареи соединяются с трубопроводом отопления по средствам резьбового соединения имея как внутреннею резьбу во фланце так и внешнею в муфте соединения наваренного сгона. Наш МКД 1953 года постройки, так, что не нужно лить в уши, если сами не в теме.

Проверила. Резьбы нет. Только сварные швы. Вы со своим домом не показатель.

0 / -1

Чугунные радиаторы могут устанавливаться только на резьбовых соединениях, не сваривается чугун.

+1 / 0
Людмила
Людмила
29.10.2018 в 11:40
Москва

Ропай Светлана ФёдоровнаПишет 28.10.2018 в 11:30
Рвутся только китайские радиаторы.

Они сейчас все китайские. Даже если написано "Италия".

+3 / 0

Страховые от жиру вообще трескались, только вот маленькая строчечка будет в договоре страхования, что по вашей вине затопили и они выплачивать не будут - не страховой случай!

+4 / 0
Вверх
25
Вниз

Спасибо за информацию! При кап. ремонте этим летом в нашем многоквартирном доме поставили чугунные радиаторы, которые куплены якобы в Донецке... Это нечто... При опрессовке системы отопления обнаружилась течь в одной из секций радиатора из-за отверстия в самом чугуне. Батарею срочно заменили. В других трех радиаторах вода потекла через прокладки между секциями (7 секций - заводская комплектовка). Заменили прокладки. Боюсь, что зимой при увеличении нагрузки на радиаторы (давление,...) еще где-нибудь потечет... И еще... Предупредили, что в местах соединения "американок" (для полипропиленовых труб) тоже со временем может обнаружиться течь... Короче, одно дело, что кап. ремонт - это кошмар, а другое - теперь буду жить в страхе (как бы чего-нибудь еще не произошло)... Так что, Ваша информация очень даже кстати (не дай бог, конечно, если на самом деле будет что-то подобное)... Спасибо еще раз!

+25 / 0
Людмила
Людмила
25.10.2018 в 10:19
Москва

МарияПишет 25.10.2018 в 07:27
чугунные радиаторы, которые куплены якобы в Донецке.

В Донецке вряд ли. Старье свое какое-то сбагрили. Или закупили старье по дешевке.

+10 / 0

Полипропилен не самый плохой, но и не лучший вариант для отопления. Есть риск размягчения и еще трубы удлиняются. Лучшим вариантом будет сшитый полиэтилен. Правильно опрессованное соединение выдерживает 20 атмосфер, трубы не удлиняются и выдерживают температуру пара т.к. материал из которого делают такие трубы, затвердевает с помощью химической реакции. Только вот более-менее приличный комплект инструментов для работы с такими трубами стоит около 20000. Если есть возможность то лучше заменить все трубы на сшитый полиэтилен опрессовав накидными гайками с фторопластовыми прокладками вместо американок. Лет 10 точно ничего не потечет. А за радиаторами необходимо последить первый день подачи давления. Если уж чугун сразу не потек - служить будет долго.

+15 / 0

ЛюдмилаПишет 25.10.2018 в 10:19
Старье свое какое-то сбагрили. Или закупили старье по дешевке.

Видимо, так и есть...

+8 / 0

НиколайПишет 25.10.2018 в 10:33
Полипропилен не самый плохой, но и не лучший вариант для отопления

Николай, спасибо за информацию и подсказку, но... Заменить все трубы на сшитый полиэтилен у нас не получится... В доме живут в основном пенсионеры с маленькими пенсиями... А категория привезенных нам

полипропиленовых труб PN25, которые применяются для горячего водоснабжения и центрального отопления... За радиаторами слежу постоянно, но еще холодов не было... Думаю, пока давление в системе небольшое (3-4 атм), а вот когда дадут по максимуму (5-6 атм), вот тогда и посмотрим... Очень беспокоит ржавчина, которая проходит через прокладки между секциями... Даже жалею, что дала заменить свои старые чугунные батареи, но...Что сделано, то сделано... Тем более, что в старых батареях уже был засор 7%...Просто с ними много лет никаких забот не было...

+10 / 0

Армированный полипропилен на отоплении стоит уже 8 лет. Нужно руки иметь не из того места

+5 / -2

Вы не правы. В продаже у нас Белоруссия, Украина, и наши отечественные.

+2 / 0
Вверх
17
Вниз

Очень интересно. Общее имущество у меня в квартире... В моей частной квартире общее имущество... очень интересно...

+12 / -5

В любой квартире присутствует общедомовое имущество: стены. Трубы отопления, канализации, козырьки балконов последних этажей дома.

+17 / -1

Стены общие, канализация общая, батарея отопления общая, проводка общая, стояки... общие... А что в квартире частное?... Кошка?...

+4 / -1

За батареями должны следить жильцы! Прав Вячеслав из Ульяновска! Трубы отопления-стояки (подача и обратка-общедомовые), а вот батареи-собственность жильцов, тем более, что в квартиры вообще не пускают! Не открывают и все! А откуда, допустим деньгиу ЖСК на замену тех же батарей? Опять же с жильцов! У ЖСК и ТСЖ нет своих средств-они ничего не производят!

+3 / -4

Жильцы отвечают только за те батареи, которые можно перекрыть внутри квартиры.

+1 / 0

Александр ВасильевичПишет 28.10.2018 в 13:25

Батареи отопления в тсж и жск собственность жильцов.

+1 / -1

Александр Васильевич, когда те люди, которые поделили единый имущественный комплекс (дом) на множество квартир и множество собственников, они, видимо. Не думали о том как и где будут проходить границы, отделяющие одно имущество от другого. Они думали как получить деньги и как можно больше за проданные квартиры. И вот печальный результат. Люди не могут определиться кто где хозяин...

+1 / 0

Александр, вы не правы. Как это нет своих средств? А квартплата, которую ежемесячно вносят собственники квартир. Она разделяется на содержание жилья и текущий ремонт.

0

А должники по квартплате? За чей счет УК рассчитывается с ресурсниками?

+1 / 0

Укомпания расплачивается с ресурсниками со счета текущего ремонта мкд.

+1 / 0

Стояки холодного и горячего водоснабжения, канализации и центрального отопления - это общедомовое имущество. Вы мечтаете, чтобы их прокладывали в коридоре? А если поссоритесь с соседом, не боитесь подлянки?

+1 / 0
Вверх
15
Вниз

Полезная информация, так как немного е собственники знают об этом и уверены что при порыве радиатора отопления обязаны заменить его самостоятельно. УК пользуются неграмотностью населения в вопросах ЖКХ и чувствуют свою безнаказанность.

+14 / -1
Вверх
15
Вниз

У нас хотят иметь свою квартиру, а отвечать за неё должен дядя.

+7 / -8
Вверх
13
Вниз

Все неполадки должна делать ЖКХ.

+9 / -4
Вверх
10
Вниз

Поставил 12 лет назад "биметалл" и забыл о проблемах с отоплением!

+10 / 0
Вверх
9
Вниз

Статья интересная.. есть несколько "но!"..Как проверять износ коммуникаций и оборудования? (я работаю в УК,сварщиком, и мне приходится видеть, как мои слесаря попадают в жилые помещения).. В КВАРТИРУ ВАС ВПУСТЯТ ТОЛЬКО ПРИ АВАРИИ, ЕСЛИ САМИ ВЫЗВАЛИ... а так-то "мамы-папы дома нет"..то-мы квартиранты, а хозяева вообще в Тьму-таракани"...короче-сотни отговорок... Есть умные-делают ремонт, нанимают "левых спецов",отсекающие не ставят специально, и потом, в случае чего-вы управляющая, у нас нет отсекающих, вот вы и отвечайте.. Многие закрывают коммуникации коробами-нет доступа (не пускают, что бы сфотографировать, а составишь акт-соседи не подписывают, не хотят ссориться с соседями), а в случае чего-быстро разбирают короб, и говорят-так и было.. Да!хотели вот установить-не успели.. Я это всё ,привожу из собственной жизни и опыта...

+8 / -1

Добрый день, в данном случае, советую вести журнал таких проверок, плюс при составлении акта договариваться с участковым попробовать договориться чтобы с Вами ходил и расписывался на акте что в квартиру не попали даже если соседи не подпишут, его подпись будет стоять, если отказываются открывать то пусть ваш юрист подаёт в суд иск о понуждении предоставить доступ в квартиру. Потом когда у таких жильцов, вечно отсутствующих прорвется тот же радиатор или станет неисправным какая либо часть общего домового имущества находящегося в квартире стояк и тп, он подаст в суд на вашу компанию, тогда ваш юрист предоставит и журнал проверок и акты и то что просили предоставить доступ в квартиру, что вы приняли все меры а не бездействовали, на практике у управляющей организации суд запрашивает подтверждение что вы проводили проверки или подтверждение что вам собственник не открыл, вот вам и доказательства эти документы плюс на актах подпись участкового.

+6 / 0

Вообще наши законы такие, но лучше делать так пришли на обследование систем отопления и хозяева не впускают, составить акт и лучше с УК комиссией из 3 человек. И далее предписание данному жильцу, что в случае отказа и недоступа во второй раз УК снимает с себя ответственность в случае аварит. И если что случиться и судебным иском представитб акты и уведомление а суд. Только так наших горе жильцов наказывать. Тоже ссамое и с водоэлектросчетчиками, только нам среднемесячный рамход и далее по нормативу.

+6 / -1
Вверх
7
Вниз

А кто должен следить за исправностью "отключающих устройств"?У меня батареи стоят 60 лет без замены, (квартира была тогда полностью государственная) ,на них есть краники для перекрытия, но они никогда никем не поворачивались и на использовались, заржавели и,если их попытаться завернуть, то авария неизбежна. И кто будет виноват? Сейчас квартира приватизирована, но менять батареи УК не спешит. Две аварии уже было. Страховая платит...

+7 / 0

Вы согласились приватизировать в таком состоянии - теперь это ваша проблема.

0
Вверх
5
Вниз

Спасибо за информацию.

+5 / 0

Читайте также

0 X