Соглашение об урегулировании убытка по ОСАГО – новая уловка страховых компаний
Краткое содержание :
С тех пор как водителей обязали заключать договоры ОСАГО ежегодно, любой автовладелец сталкивается со страхованием на постоянной основе – кто-то больше, а кто-то меньше. Взаимодействие водителя со страховщиком начинается от сделок по заключению договоров ОСАГО и заканчивается обращениями относительно наступления страхового случая.
Теория страхования
В этой схеме, как правило, задействованы две стороны:
- водитель, который пользуется застрахованным автомобилем и всеми принадлежащими ему правами,
- страховщик, который является профессиональным игроком на рынке страховых услуг.
И данная схема, казалось бы, в первую очередь должна обеспечивать интересы водителя – потребителя страховых услуг. А страховой компании следует добиваться того, чтобы водителю было наиболее комфортно и удобно пользоваться страховыми услугами, ведь водитель ежегодно платит за страховку кругленькую сумму. Такая практика, в частности, действует на западе, где страховая компания выступает гарантом защиты прав своих страхователей и пытается всяческим образом облегчить их жизнь.
Российская действительность
Но что же происходит со страхованием в России, спросите вы? У нас, к сожалению, присутствует абсолютно противоположный баланс сил, где страховые компании никак не беспокоятся о своих страхователях и их потребностях – они ее попросту не интересуют. Выдав клиенту полис ОСАГО и собрав с него страховую премию, страховая компания напрочь забывает о своем клиенте и его интересах на целый год.
Основной головной болью страховых компаний России является урегулирование убытков – то есть вопросы выплаты страхового возмещения по обращениям клиентов. Здесь страховщики пытаются придумать все новые способы выкрутиться, чтобы благополучно уйти от исполнения своих обязательств перед клиентом.
Одной из относительно новых уловок, которыми охотно пользуются страховые компании, выступает соглашение об урегулировании убытка по ОСАГО.
Разберемся, что из себя представляет данное соглашение.
Соглашение об урегулировании убытка по ОСАГО – что это?
Право страховой компании на заключение с клиентом соглашения об урегулировании страхового случая предусмотрено пунктом 12 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», в соответствии с которым, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший согласились о размере страхового возмещения и не настаивают на организации независимой технической экспертизы, то она не проводится.
Получается, что соглашение теоретически должно выступать гарантом защиты прав клиента, дабы он получил выплату страхового возмещения в необходимом размере, в кротчайшие сроки и без дополнительной бумажной волокиты. В таком соглашении указывается окончательный размер и сроки выплаты страхового возмещения.
Однако на практике ситуация обстоит совсем иначе – страховщики бессовестно подсовывают ничего не подозревающим клиентам такое соглашение, в котором указывает минимальную сумму страхового возмещения из всех возможных.
Сотрудник страховой компании не предупреждает клиента о последствиях подписания такого соглашения, пользуясь случаем и желанием клиента как можно скорее получить выплату на свой банковский счет. В таком соглашении в обязательном порядке указывается пункт, что водитель более не имеет к страховой компании каких-либо финансовых претензий после получения выплаты. Чаще всего невнимательные водители попросту не замечают этот пункт или не придают ему значения.
А последствием подписания такого соглашения со страховой компанией является дальнейшая невозможность требовать доплаты страхового возмещения и оспорить первоначальную выплату.
Обосновано это тем, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение выплаты, вследствие чего после исполнения страховщиком обязательства по страховой выплате в размере, согласованном сторонами, основания для взыскания каких-либо дополнительных убытков отсутствуют (статья 408 Гражданского кодекса РФ).
Как защититься от недобросовестного страховщика?
Как же быть обычным водителям и как обезопасить себя от действий страховой компании?
- Тщательно проверяйте каждый документ, который вам предоставляет на подпись сотрудник страховой компании, внимательно читайте все условия, и, если увидите в шапке документа слово «соглашение», смело отказывайтесь его подписывать.
- Помните, что по закону вы не обязаны подписывать со страховой компанией какое-либо соглашение, если сами того не желаете. Страховщик не может заставить вас подписать это соглашение, а все угрозы, которые могут последовать относительно того, что в противном случае вы и вовсе не получите страховое возмещение, вас волновать не должны.
- После подачи клиентом заявления в страховую компанию и предоставления своего автомобиля на осмотр, у страховщика возникает обязанность в течение 20 календарных дней произвести выплату страхового возмещения или направить вас на ремонт. Каких-либо иных обращений или подписания документов страховщик от вас требовать не вправе, поэтому после предоставления вашего авто на осмотр спокойно занимайтесь своими делами и не ведитесь на просьбы страховой компании повторно явиться к ним в офис.
Будьте бдительны и не дайте себя обмануть – не совершайте действий, которые не входят в ваши обязанности в соответствии с Законом «Об ОСАГО». Тогда вы можете быть уверены, что не попадетесь на уловки страховых компаний и сможете защитить свои права в судебном порядке в случае выплаты страхового возмещения в недостаточном объеме!
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: