Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Нельзя уволить воспитателя детского сада, если у нет профильного образования

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (3,71) ( 68)
5 880 просмотров
21 комментариев

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Позиция Конституционного суда

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761 н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, –

лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации.

При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Закон сегодня

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям.

В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

Профессиональный стандарт

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что

к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544 н был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности «воспитатель» наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.

В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Белоцерковец Максим Александрович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 68
Рейтинг 3,71
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (21)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
30
Вниз

У конституционного суда правильная позиция, вот только почему почти все правительство без профильного образования?

+29 / -1
Вверх
17
Вниз

Вот для дошкольного образования я бы выбрал для своих детей лучше добрую "вторую маму" (без профильного образования), чем сердитого педагога...

+16 / -1
Вверх
14
Вниз

На самом деле на сегодняшний день в КАЖДОМ детском саду очень сложно найти настоящего педагога с профильным дошкольным образованием, да еще с теми моральными качествами, которому можно спокойно доверить маленького ребенка. Чаще (я имею в виду только Москву) это приезжие из регионов, для которых з/п здесь выше, чем у себя. Неполный рабочий день-возможность подрабатывать где-то,т.к.они как правило снимают жилье. Чаще соглашаются работать в две смены. Соответственно человек выжат как лимон, учитывая немеряное количество бумажной и дополнительной работы. Текучка постоянная. Настоящих педагогов в д/с все меньше и меньше.

+10 / -4

В этой профессии, как и во многих других, чудовищная дискриминация и произвол работодателей в оплате труда подчинённых. Детсады разделены на федеральные, региональные и муниципальные. Может быть это и нужно по каким-то неведомым причинам. Но не должно порождать гигантскую разницу в оплате труда воспитателя в них. (от 40 тыс и выше в федеральных до 8 тыс в муниципальных) ! Позор власти!

+12 / 0

Вы правы, это глупость и связана с источниками финансирования данных учреждений; по логике - все дошкольные и школьные учреждения д.б.отнесены к региональной субъектности источник фин-я один - бюджет региона, а вот участие федерального центра д. осуществляться путем выделения региону трансфертов (субсидий) на содержание этих учреждений, а контроль за целевым и рациональным использованием таких средств - за прокуратурой, это ее прямая обязанность.

+6 / -1
Вверх
8
Вниз

Смотрите глубже. Из-за нехватки, опять повторюсь, настоящих и квалифицированных пелагогов с опытом работы с дошкольниками, берут людей далеких от данной профессии. Это могут быть неудачники в своем деле, люди с высоким эмоциональным интеллектом, сумевшие убедить, как горячо они любят маленьких детей, многодетные домохозяйки и т.п.Получится, что "воспитывать"детей разрешат тем, кто просто захочет этим заниматься. И фундамент будут закладывать"недопедагоги".Кому это выгодно?

+6 / -2
Вверх
7
Вниз

А вот почему речь идет только о воспитателях д/с? Такая же ситуация складывается и в школьном образовании, и в дополнительном. Структуры Рособрнадзора, проверяя детсады, школы, спортшколы, колледжи и пр., выписывают протоколы об административке, суды штрафуют садики на крупные суммы, а в профстандарте и ЕКТС сказано, что по рекомендации аттестационной комиссии человека НАЗНАЧАЮТ на должность, а не ОСТАВЛЯЮТ.

+7 / 0

Мол, за такие маленькие деньги никто не хочет работать, вот и начинается воспитание! С приезжих азиатов-воспитателей, имена не выговорить, не то, что запомнить!

+5 / -1

А разве штрафы и " административки " или какие-то кредиты учреждения должны уменьшать зарплату рядовых сотрудников?

+3 / 0
Вверх
7
Вниз

За такую зарплату как в садах детских, мало пойдут профессионалы.

+6 / -1

Все отлично, узбечка привьет воспитание в нужном русле на своем языке нашим деткам!

+4 / -2
Вверх
7
Вниз

В общем ситуация такая! Если женщина (или просто работник) работает УЖЕ, подчеркиваю УЖЕ воспитателем в детском саду И НЕ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЕЛЕМ, УЧИТЕЛЕ! Й ПЕДАГОГОВ это тоже касается.

Так вот, если ЧЕЛОВЕК имеющий образование работает уже по этому профилю и прошел испытательный срок, то он ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ на всех ОБЩИХ уже основаниях что и другие. УВОЛИТЬ его НЕЛЬЗЯ!

ВСЕ РЕШАЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ при принятии на работу специалиста с другой области, главное чтобы не псих был.

Пример.

Сейчас ввели Шахматы в школе. А преподавателей где брать?

Второе. Не думаю, что преподаватель которого просто обучили на курсах повышения квалификации этому делу будет лучше работать, чем к примеру человек имеющий разряд или звание по шахматам.

А некторые поступают иначе. Берут того у кого педобразования, а профессионального шахматиста не берут. Педобразования нет у него.

Вот и получается БАРДАК и не высокие знания у людей по тому или иному предмету.

+7 / 0
Вверх
5
Вниз

В павшинской пойме в сады набирают лишь бы кого, чеченки с детьми сидят как памятники в группе за столом, разговаривать не умеют по русски, а уволить их нельзя, они с высшей категорией приехали над русскими издеваться, сад №19 на ул Авангардная.

+5 / 0
Вверх
4
Вниз

В название ошибка. Пропущено слово.

+4 / 0

Дык писал афтар без профильного образования

+11 / 0

Это просто описка. А вот слово ДЫК не существует!

0
Вверх
4
Вниз
Мельников Владимир Георгиевич
Мельников Владимир Георгиевич
19.11.2018 в 10:09
Тимашевск

Увольняют на одном вздохе!

+4 / 0

Боритесь - и восстановят.

+2 / 0

Читайте также

позавчера в 20:06

Техосмотр отменяют

Техосмотр отменяют
0 X