Насилие над детьми в школах и формирование правосознания
Краткое содержание :
Реакция общества
Новости о жестоком обращении с детьми учителями школ периодически будоражат общество, являясь очень резонансными в силу морально-этического содержания.
Однако судя по комментариям к таким информационным выпускам реакция общества на них неоднозначная. Вот если посмотреть этот сюжет с несколькими эпизодами такого рода, то первые же комментарии преисполнены негативом по отношению не к самим таким учителям, а наоборот к системе правовых запретов и наказаний, и более того к школьникам, подвергнутым наказаниям. Причем негативом, выраженным порой в резко эмоциональной форме, что связанно, видимо, с собственным негативным детским опытом. Начиная от сочувствий к тяжести работы учителей, заканчивая выпадами в адрес интеллектуально-морального развития отдельных подростков, применение насилия для которых поощряется.
Это вроде бы можно понять, сами дети бывают порой очень жестоки по отношению к своим сверстникам.
Так в первом сюжете указанного мной ролика, имеется информация о том, что сам школьник был неоднократно замечен в применении насилия к другим ученикам. И его еще одна выходка видимо окончательно вывела из себя учителя. Вправе ли учитель, являющийся в первую очередь педагогом, поступать подобным образом? Какую воспитательную роль в таком случае будет иметь такое его поведение? Тем более, когда педагог переходит к откровенному унижению ребенка.
Социально-правовое значение
Ведь в таким образом, учитывая свой авторитет, он тем самым переводит насилие в глазах детей в разряд официально разрешённого метода решения вопросов. То есть, если ранее в их сознании это имело значение социально запрещенного поведения, то после применения его со стороны самого преподавателя, оно автоматически перестает восприниматься в качестве такового, хотя и формально запрещенного. И здесь можно много говорить о подростковой распущенности, о морально-нравственном разложении их родителей, которые не выполняют свои воспитательные функции, но решать вопрос в таком виде, значит переходить на их уровень, разрушая для остальных детей морально-нравственные границы.
И это касается в первую очередь даже не самого насилия, как такового, а формирования правовой культуры и правосознания. В котором принцип «закон, что дышло», будет восприниматься обычной методологией правоприменения.
И можно сколько угодно рассуждать о воспитательной роли телесных наказаний для трудных подростков за или против, но когда сами педагоги начинают поступаться официальными правилами, то тем самым они для них показывают их формально-фиктивное значение.
Пора наконец понять, что школа - это базовый институт формирования правосознания. Говорить же о том, что только родители обязаны воспитывать, а если они сами маргиналы, то ничего не поделаешь-неправильно. Потому как именно школа закладывает в детей парадигму общественного сознания, то есть осознания порядка поведения в обществе.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты