Охрана труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда

2 148 просмотров
462 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 25,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание :

  1. Обсуждение

Важно! С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест по условиям труда была введена специальная оценка условий труда на рабочих местах. Но по сей день встречаются такие организации, которые не проводили и не собираются проводить СОУТ.

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) - это оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 12 ст. 209 ТК РФ).

Законодательство возлагает проведение аттестации на работодателей (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Исключение составляют работодатели - физические лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (абз. 2 п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342 н).

Порядок проведения аттестации устанавливает Минтруд России (ч. 12 ст. 209 ТК РФ, п. 1, пп. 5.2.16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).

Приказом от 26.04.2011 N 342 н ведомством утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок проведения аттестации), содержащий требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ

АТТЕСТАЦИЮ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА?

КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ПОДЛЕЖАТ АТТЕСТАЦИИ?

С 26 февраля 2013 г. работодатель обязан проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, выполнение трудовых функций на которых может причинить вред здоровью и жизни работника (п. п. 2, 4 Порядка проведения аттестации). Соответствующие изменения в Порядок внесены Приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590 н.

Исчерпывающий перечень таких работ содержится в п. 4 Порядка проведения аттестации. Это работы:

-с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами, а также по их эксплуатации, обслуживанию, испытанию, наладке и ремонту;

-с источниками опасностей, которые могут оказывать вредное воздействие на работника и определяются аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

-с электрифицированным, механизированным или другим ручным инструментом;

-по хранению, перемещению и (или) применению сырья и материалов.

Обязательной аттестации подлежат как уже существующие рабочие места (организованные при создании юридического лица, регистрации индивидуального предпринимателя), так и вновь организованные, если они связаны с выполнением указанных в перечне работ (абз. 1 п. 4 Порядка проведения аттестации).

Вновь организованными признаются рабочие места, которые образованы (абз. 1 п. 4 Порядка проведения аттестации):

-при создании юридического лица, регистрации индивидуального предпринимателя;

-по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрения новой техники и технологий.

Все вновь организованные рабочие места работодатель обязан отразить в структуре организации, в частности в технической документации, локальных нормативных актах (п. 4 Порядка проведения аттестации). Например, если новое рабочее место возникает в результате реконструкции старого оборудования, то установка нового оборудования должна быть оформлена актом приемки.

КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА НЕ ПОДЛЕЖАТ АТТЕСТАЦИИ?

Согласно буквальному прочтению п. 4 Порядка проведения аттестации не подлежат аттестации рабочие места тех работников, чья трудовая функция связана исключительно:

-с работой на компьютерах;

-с эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации;

-с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

В то же время Минтруд России в письмах от 08.04.2013 N 15-1-859, от 01.03.2013 N 15-1/3012126-117 указал, что рабочее место, на котором работник проводит более половины рабочего времени за компьютером, должно быть аттестовано.

Вывод основан на следующем. Лица, работающие на ПЭВМ более половины рабочего времени, подлежат обязательному медосмотру (п. 3.2.2.4 Перечня, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302 н). Если проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников является обязательным, то повторная аттестация занимаемых ими рабочих мест должна проводиться не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка проведения аттестации). Следовательно, рабочее место, на котором работник более половины рабочего времени проводит за компьютером, подлежит аттестации.

Обращаю внимание на то, что указанные письма не являются нормативными правовыми актами, а носят рекомендательный характер.

Рабочие места работников, занятых на работе с компьютером менее половины рабочего времени, аттестации не подлежат. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22.08.2013 N 33-5043).

Однако если работник или представитель профсоюза обратится с требованием о проведении аттестации либо ГИТ направит соответствующее предписание, то работодатель обязан будет аттестовать указанные рабочие места (абз. 2, 4 п. 47 Порядка проведения аттестации) согласно разд. VI Порядка проведения аттестации. Подробнее о внеплановой аттестации см. раздел "Виды аттестации рабочих мест по условиям труда. В какой срок проводится аттестация?" настоящего материала

Важно! Если работодатель не провел в установленный срок аттестацию рабочего места, которое до 26 февраля 2013 г. (когда такое требование было отменено Приказом Минтруда России от 12.12.2012 N 590 н) подлежало обязательной аттестации, его могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ

ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА.

В КАКОЙ СРОК ПРОВОДИТСЯ АТТЕСТАЦИЯ?

В зависимости от срока и основания проведения аттестация может быть первичной, повторной и внеплановой.

Первичную аттестацию работодатель обязан проводить после организации новых рабочих мест (как при создании юридического лица, регистрации индивидуального предпринимателя, так и в процессе своей деятельности) (п. 4 Порядка проведения аттестации).

Срок, в течение которого необходимо проводить аттестацию рабочих мест, организованных при создании юридического лица или регистрации индивидуального предпринимателя, Порядком проведения аттестации не регламентирован. Нет и официальных разъяснений по этому вопросу. Полагаем, что в такой ситуации работодатель вправе самостоятельно определить срок аттестации. Однако целесообразно провести ее не позднее одного года с момента создания указанных рабочих мест.

Отмечу, что раньше аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно было проводить не позднее 60 рабочих дней с момента их ввода в эксплуатацию (абз. 4 п. 8 Порядка проведения аттестации). Однако за столь короткий промежуток времени производственные предприятия не всегда достигали проектных производственных мощностей, что приводило к получению недостоверных результатов аттестации (заключение Минэкономразвития России от 12.05.2012).

Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда на них будут признаны безопасными (оптимальными и допустимыми), проводить повторную аттестацию этих рабочих мест не нужно (пп. "б" п. 8 Порядка проведения аттестации). Данное положение распространяется в том числе и на те рабочие места, на которых условия труда были признаны безопасными до 26 февраля 2013 г. (когда вступил в силу Приказ Минтруда России от 12.12.2012 N 590 н).

В случае возникновения каких-либо оснований для их аттестации (например, в связи с заменой старого оборудования) они будут аттестованы внепланово в соответствии с п. п. 47 - 51 Порядка проведения аттестации.

Если имеются основания для повторной аттестации рабочих мест (пп. "а" п. 8 Порядка аттестации рабочих мест), срок ее проведения должен определить работодатель. Отсчет этого срока следует вести с даты завершения предыдущей аттестации, и он не должен превышать пяти лет (абз. 4 п. 8 и пп. "а" п. 8 указанного Порядка).

Датой начала повторной аттестации будет дата издания приказа о ее проведении (включая утверждение аттестационной комиссии, графика проведения аттестации) (абз. 5 п. 8 Порядка проведения аттестации). Подробнее о том, как составить такой приказ, см. п. 1.1 настоящего материала.

Внеплановая аттестация рабочих мест проводится при возникновении оснований, перечисленных в п. п. 47 - 48 Порядка проведения аттестации. Установить заранее сроки такой аттестации невозможно. Однако представляется разумным провести внеплановую аттестацию как можно скорее, иначе работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, абз. 1 п. 6 Порядка проведения аттестации).

Данная обязанность предусматривает, что работодатель должен выполнить следующее:

1. Организовать проведение аттестации рабочих мест. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.

2. Документально оформить результаты аттестации рабочих мест. Подробнее об этом см. раздел "Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда" настоящего материала.

3. Уведомить о результатах проведенной аттестации рабочих мест соответствующие контролирующие органы..

1. Оформление проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п. 11 Порядка проведения аттестации). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

-о составе аттестационной комиссии (подробнее об этом см. п. 1.2.1 настоящего материала);

-о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п. 10 Порядка проведения аттестации);

-о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных указанных в нем лиц.

Аттестационная комиссия

Состав аттестационной комиссии

Состав аттестационной комиссии установлен п. 10 Порядка проведения аттестации и зависит от того, к какой категории субъектов предпринимательства относится организация, в которой планируется проведение аттестации.

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных к микропредприятиям и малому бизнесу (пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ), то в состав аттестационной комиссии включаются:

-работодатель (его представитель). В качестве представителей работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники;

-представители аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1.3 настоящего материала);

-представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

-представители организации или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Во всех остальных организациях в состав аттестационной комиссии включаются:

-представители работодателя;

-специалист по охране труда;

-представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

-представители аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1.3 настоящего материала).

Функции аттестационной комиссии

Функции аттестационной комиссии определены в п. 12 Порядка проведения аттестации.

Аттестационная комиссия:

-осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

-формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организует их изучение;

-составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, выделяет аналогичные рабочие места и указывает факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (подробнее об этом см. п. п. 2 и 2.1 настоящего материала);

-готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787);

-присваивает номер каждому рабочему месту (подробнее об этом см. п. п. 2 и 2.1 настоящего материала);

-заполняет и подписывает карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложениях N 2 и N 3 Порядка проведения аттестации);

-при необходимости готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

-по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестующая организация

Аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора (п. 6 Порядка проведения аттестации). Аттестующая организация - это юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее перечисленные ниже функции:

-измерение и оценка факторов рабочей среды и трудового процесса;

-оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

-оформление и подготовка отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна соответствовать следующим условиям:

-аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205 н;

-является независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого ею проводится аттестация. В Порядке проведения аттестации не конкретизируется, что подразумевается под независимостью аттестующей организации. В данном случае можно руководствоваться нормами ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1: аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Таким образом, независимость аттестующей организации подразумевает под собой ее неаффилированность по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

Все работодатели - юридические и физические лица - для проведения аттестации обязаны привлекать аттестующие организации, соответствующие указанным требованиям (п. 6 Порядка проведения аттестации, решение Верховного Суда РФ от 16.01.2013 N АКПИ 12-1612, Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2013 N АПЛ 13-103).

Заключить договор для выполнения работ по аттестации работодатель может с несколькими аттестующими организациями. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между аттестующими организациями как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных местах.

Права и обязанности аттестующей организации и работодателя при проведении аттестации установлены п. 7 Порядка проведения аттестации.

Аттестующая организация:

-определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и Порядка проведения аттестации, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

-исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

-запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

-предоставляет по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации;

-передает на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации (п. 46 Порядка проведения аттестации). Процедура передачи этих сведений разъяснена в письме Минтруда России от 06.12.2012 N 15-3-1108.

Аттестующая организация может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не предоставил необходимую документацию или не обеспечил требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Работодатель:

-вправе требовать от аттестующей организации документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги по аттестации рабочих мест. Аттестующая организация должна предоставить уведомление (копию уведомления) о ее включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

-вправе требовать от аттестующей организации проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

-обязан предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

-обязан не предпринимать действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к запрашиваемым аттестующей организацией информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации;

-обязан не утверждать отчет об аттестации, который не подписан представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

2. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

Обязанность по составлению перечня рабочих мест возложена на аттестационную комиссию (п. 12 Порядка проведения аттестации).

Согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Для составления перечня рабочих мест необходимы следующие документы:

-штатное расписание;

-список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений.

Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании.

2.1. Аналочные рабочие места

При составлении перечня из общей массы рабочих мест необходимо выделить аналогичные рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков (п. 12 Порядка проведения аттестации):

-профессии или должности одного наименования;

-выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

-использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

-работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

-использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

-одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

-одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

-одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

На аналогичных рабочих местах оценка вредных и (или) опасных производственных факторов производится на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). В случае выявления хотя бы одного места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100 процентов этих рабочих мест. После оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п. 40 Порядка проведения аттестации).

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой "а".

Важно! На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации

3. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Порядок проведения оценки установлен п. п. 14 - 19 Порядка проведения аттестации.

Оценка проводится путем инструментальных измерений в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т.д.), химические (вредные вещества), биологические факторы (микроорганизмы и т.п.), тяжесть и напряженность трудового процесса (физическая и динамическая и интеллектуальная нагрузка, наклоны корпуса и т.д.).

При проведении инструментальных измерений необходимо использовать только те средства измерения, которые прошли поверку в установленные сроки (п. 16 Порядка проведения аттестации).

Методика измерения уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Измерения и оценки оформляются протоколом, который составляется по правилам, предусмотренным п. 18 Порядка проведения аттестации, и является неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда. По каждому фактору (группе факторов), подлежащему оценке, оформляется отдельный протокол.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 18 Порядка проведения аттестации).

4. Оценка травмоопасности рабочих мест

Оценка травмоопасности проводится специалистами аттестующей организации и осуществляется по правилам, установленным п. п. 20 - 28 Порядка проведения аттестации.

Травмоопасность рабочих мест оценивается по соответствию определенных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:

-требованиям по защите от механических воздействий;

-требованиям по защите от воздействия электрического тока;

-требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

-требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.

Объектами оценки травмоопасности являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (п. 21 Порядка проведения аттестации).

Для оценки травмоопасности производственного оборудования должны быть проведены следующие действия:

-проверка наличия и соответствия нормативным требованиям документов, средств защиты работников и пр., предусмотренных п. 23 Порядка проведения аттестации;

-анализ технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ;

-внешний осмотр производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда;

-проверка наличия сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности (при необходимости).

Чтобы оценить травмоопасность инструментов и приспособлений, необходимо провести следующие мероприятия:

-внешний осмотр инструментов и приспособлений;

-проверку соответствия состояния инструментов и приспособлений требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

-проверку наличия сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности (при необходимости).

При оценке соответствия подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям надлежит провести проверку следующих документов:

-инструкций по безопасности и по охране труда;

-документов, подтверждающих прохождение необходимого обучения.

Согласно п. 28 Порядка проведения аттестации выделяется три класса травмоопасности условий труда:

-1-й класс травмоопасности - оптимальный (не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

-2-й класс травмоопасности - допустимый (не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

-3-й класс травмоопасности - опасный (выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом (Приложение N 4 к Порядку проведения аттестации) с учетом особенностей, предусмотренных для составления протокола при оценке травмоопасности рабочих мест, на которых находятся объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 27 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки травмоопасности рабочего места с указанием класса травмоопасности вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.

5. Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) возложена на работодателя.

СИЗ считаются средства индивидуального пользования, применяемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Такое определение дано п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290 н).

Приобретение и выдача работникам СИЗ осуществляется работодателем за счет собственных средств (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 3 ст. 221 ТК РФ).

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится после проведения оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места по правилам, установленным п. п. 29 - 35 Порядка проведения аттестации.

Обеспеченность работников СИЗ оценивается путем последовательной реализации следующих процедур (п. 31 Порядка проведения аттестации):

-сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ устанавливаются различными нормативными актами в зависимости от видов экономической деятельности;

-проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

-проверки порядка обеспечения работников СИЗ, установленного Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290 н);

-оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте;

-проверки оценки эффективности выданных работнику СИЗ (при необходимости) (п. 33 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляются протоколом.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 35 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки обеспеченности работников СИЗ вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.

6. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте, которая включает в себя результаты следующих оценок (п. 36 Порядка проведения аттестации):

-класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

-класса условий труда по травмоопасности;

-обеспеченности работников СИЗ.

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда", если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка проведения аттестации).

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" при несоответствии условий труда гигиеническим нормативам, и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 38 Порядка проведения аттестации).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка проведения аттестации).

Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда

По результатам аттестации аттестационная комиссия составляет отчет об аттестации, к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации):

-приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала);

-перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (подробнее об этом см. п. 2 настоящего материала);

-карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок (подробнее об этом см. п. 1.2.2 настоящего материала);

-сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение N 6 к Порядку проведения аттестации);

-сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение N 7 к Порядку проведения аттестации);

-план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение N 8 к Порядку проведения аттестации), который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю;

-итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 9 к Порядку проведения аттестации);

-сведения об аттестующей организации (Приложение N 10 к Порядку проведения аттестации) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

-протоколы заседаний аттестационной комиссии;

-заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

-предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

2. Обязанности работодателя при завершении аттестации рабочих мест по условиям труда

Подписание приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждение отчета об аттестации

Процедура аттестации завершается подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации). Подписание приказа о завершении аттестации и утверждение отчета об аттестации осуществляется работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С приказом о завершении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

Ознакомление работника с результатами аттестации его рабочего места

В течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен ознакомить работника под подпись с результатами аттестации его рабочего места в карте аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации).

Организации, которые нужно уведомить о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда

Уведомление государственной инспекции труда о результатах аттестации рабочих мест

В течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ следующие документы:

-сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

-сведения об аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1 "Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда" настоящего материала);

-сопроводительное письмо на бланке работодателя (п. 4 Порядка организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, получаемых государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации от работодателей, утвержденного Приказом Роструда от 31.08.2011 N 193; далее - Порядок организации формирования и анализа сведений).

Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка проведения аттестации).

Поступившие от работодателя документы регистрируются ГИТ в журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При представлении работодателем неправильно оформленных документов или неполного их пакета ГИТ сообщает ему об этом с указанием конкретного срока для устранения недостатков (п. 5 Порядка организации формирования и анализа сведений).

Сведения, содержащиеся в документах, ГИТ вносит в реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах (п. 10 Порядка организации формирования и анализа сведений). Ознакомиться с ним можно на официальных сайтах территориальных органов Роструда (п. 2 Приказа Роструда от 02.10.2012 N 216).

Полученные от работодателя сведения о результатах аттестации рабочих мест анализируются. Результаты анализа могут быть использованы (п. 11 Порядка организации формирования и анализа сведений):

-для принятия решений о приостановлении деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

-для принятия решений о временном приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности ввиду угрозы жизни или здоровью работников;

-для предъявления требований по обеспечению безопасных условий труда;

-для оценки деятельности аттестующих организаций.

Представленные работодателями документы по результатам проведения аттестации рабочих мест хранятся в ГИТ.

Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах аттестации рабочих мест

Работодатель обязан сообщать в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Форму такой отчетности вправе утверждать Минтруд России (п. 5.2.127 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, п. 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524).

С отчетности за полугодие 2013 г. введена в действие новая форма 4-ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107 н). Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат отражению в Таблице 10 названной формы.

Отчетность должна быть представлена в Фонд социального страхования РФ по месту регистрации работодателя.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ

ИМ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест, а также за достоверность и полноту предоставленной в ГИТ информации возложена на работодателя. Ответственность за достоверность измерений и оценок несет работодатель и аттестующая организация (п. 52 Порядка проведения аттестации).

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести аттестацию рабочих мест (ст. 212 ТК РФ). В случае неисполнения этой обязанности ему грозит административная ответственность:

Важно! Если аттестация рабочих мест проведена после 01.12.2010 организацией, не прошедшей в установленном порядке обязательную аккредитацию, то ГИТ вправе обязать работодателя повторно провести аттестацию. В случае невыполнения предписания работодатель несет административную ответственность (Приказ Роструда от 31.08.2011 N 193).

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Павел
Подписчиков 2983
вчера, 21:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
В Москве задержали заместителя министра обороны России Тимура Иванова - ближайшего ...
Подробнее
Неинтересно
0
17
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 45503
вчера, 21:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.7М
Здравствуйте, мои дорогие читатели! У меня сегодня не только познавательная статья, но еще и «вкусная».
Подробнее
Неинтересно
0
24
Карина Юрьевна
Подписчиков 5808
вчера, 20:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.8М
Здравствуйте, дорогие читатели! Ребенок не хочет учиться? Причин может быть много. Первым делом нужно понять,...
Подробнее
Неинтересно
0
41
Валерий Ш
Подписчиков 26752
вчера, 13:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.9М
Это видео уникально тем, что существует сразу в двух временных измерениях: молодой ...
Подробнее
Неинтересно
02:40
Поделитесь этим видео
0
53
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1233
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Здравствуйте, уважаемые читатели юридического сайта 9111.ru!
Подробнее
Неинтересно
-1
99
Денис
Подписчиков 9416
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.7М
В экономике России давно существует просто колоссальный перекос. С одной стороны, богатство ...
Подробнее
Неинтересно
-4
185
Эдуард Р
Подписчиков 11975
вчера, 18:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.9М
День добрый уважаемые подписчики, решил поделиться с вами одним моим экспериментомВ ...
Подробнее
Неинтересно
0
27
Валерий Ш
Подписчиков 26752
вчера, 18:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.9М
Не смотря на бурное развитие охранных технологий, мускулистые отряды мордатых ...
Подробнее
Неинтересно
01:09
Поделитесь этим видео
0
16
Марина
Подписчиков 4623
вчера, 15:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Заместитель министра обороны Российской Федерации Тимур Иванов отправлен в СИЗО до 23 июня.
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
0
20
Казак Анатолий
Подписчиков 6970
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.6М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
31
Игорь
Подписчиков 5301
вчера, 15:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.4М
Вербное воскресенье 28.04.2024 года. "Верба хлёст, бей до слез" А вы светите веточки вербы в церкви ?
Подробнее
Неинтересно
0
17
Александр
Подписчиков 8747
вчера, 15:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.4М
На мой шестидесятилетний юбилей собрались не только родственники, но все знакомые Советского времени,...
Подробнее
Неинтересно
0
25
Павел
Подписчиков 2983
вчера, 21:50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
В Москве задержали заместителя министра обороны России Тимура Иванова - ближайшего ...
Подробнее
Неинтересно
0
17