Автор: Юрист
Свинухов Александр Юрьевич
, Кубинка
Кубинка
Рейтинг
4,0

У казаков появится вертикаль власти

просмотров: 3 764 комментариев: 260

В храме Христа Спасителя в Москве представители 11 реестровых казачьих войск со всей России проголосовали за создание Всероссийского казачьего общества, подкрепив свое решение ритуальным «любо!»

После того как общество будет зарегистрировано в Минюсте, президент должен указом назначить наказного атамана сроком на шесть лет (указами президента назначаются и войсковые атаманы). В результате объединения, по подсчетам руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, возникнет «всероссийское казачье войско численностью около 200 000 человек». Для сравнения: численность сотрудников Росгвардии, включая гражданских, составляет порядка 340 000 человек.


Полномочия казаков

Российское казачество заканчивает строительство собственной вертикали. Объединенная казачья организация станет серьезной по численности, но крайне ограниченной по правам парамилитаризованной структурой с большими амбициями.

Но полномочия казаков невелики. Помимо службы в армии они, согласно закону, только «принимают участие» в охране правопорядка, охране границы, борьбе с терроризмом и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также ведут патриотическую работу среди призывников и молодежи. Кроме того, им разрешена не детализированная законом «иная деятельность» по договорам с местными органами власти, и именно она чаще прочего обращает на себя внимание.


«Иная» деятельность

Так, люди в казачьей форме и с нагайками якобы по соглашению с московской мэрией участвовали в разгоне несогласованного митинга «Он нам не царь» 5 мая 2018 г. (официальные казачьи организации столицы позднее открестились от этих людей).

Центральное казачье войско заявило, что их члены просто «высказали свою позицию». Несколько казаков пришли на концерт «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива с казачьим репертуаром. «Рядом проходил неразрешённый митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками отечества», — говорится в сообщении ЦКВ.

Современное казачество лояльно власти, поддерживает Владимира Путина на выборах и, конечно, хотело бы быть более заметной силой, чем сейчас. Однако расширять полномочия и сферу деятельности казаков государство не спешит: в качестве неофициальной полусиловой структуры казаки полезнее, да и безопаснее. Достройка казачьей вертикали может сделать голос казачества сильнее, но может традиционно обернуться бюрократизацией.


Казачество в современности

За семь десятилетий советской власти по организационной структуре, экономике, традициям и образу жизни казачества во всех регионах России был нанесен сокрушительный удар. Оправляться от него казачество стало лишь на рубеже 1980 – 1990 гг., возрождение казачества приняло совершенно иные формы.

  1. Среди современных казаков далеко не все имеют казачье происхождение, для многих участие в казачестве сродни выражению своих политических и социальных взглядов.
  2. Постсоветские казачьи войска, лишенные экономической базы и признанного государством статуса, представляют собой лишь общественные организации со всеми вытекающими последствиями. Деятельность многих казачьих организаций за два с половиной постсоветских десятилетия успела настроить против современных наследников казачества значительную часть российского общества. Какие чувства могут вызывать у адекватных людей «ряженые» генералы и полковники, награжденные мыслимыми и немыслимыми наградами и присваивающие чины, и должности сами себе?

Еще в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Стремясь упорядочить ситуацию, российская власть в 2005 г. обеспечила принятие Федерального закона 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

В законе содержится понятие о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации как об информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах. Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются:

  • содействие в воинском учете и военно-патриотической подготовке призывников,
  • участие в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций,
  • охрана общественного порядка,
  • охрана Государственной границы РФ,
  • обеспечение экологической и пожарной безопасности.

Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. И все же что такое казачье общество?

Казачье общество – форма некоммерческого юридического лица, основанная на принципах добровольности, самоорганизации, общности интересов и уклада жизни. Вносится в государственный реестр казачьих обществ в официальном порядке, согласно нормам гражданского законодательства.

Внесение в государственный реестр казачьих обществ фиксирует правовое положение данных юридических лиц. Согласно нормам права, такое общество относится к категории корпоративных организаций, целью которых является не получение материальной выгоды, а достижение определенных целей, направленных на культурное развитие общности, разделяющей определенные взгляды.

Оно признается официально действующей некоммерческой организацией, если внесено в государственный реестр казачьих обществ.

Основная цель деятельности – сохранение традиционного образа уклада жизни и культуры казачества.

Основные особенности правовой формы «КО»:

  • Исключительно добровольный порядок объединения.
  • В состав организации могут быть приняты только граждане Российской Федерации. Согласно закону, члены общества принимают на себя обязательство нести определенную службу.
  • Создается с целью сохранения традиционного уклада жизни казаков земель России.

Казачьи формирования, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ, являются воплощением культурных и этнических особенностей народности. Лидером сообщества выбирается атаман.

Каждое сообщество имеет наименование, которое определяется видом организации:

  • Городское казачье общество – первичная организация, которая вносится в государственный реестр казачьих обществ. Объединяет жителей городских поселений (одного или нескольких), которые принимают на себя соответствующие обязательства. Хуторское и станичное казачье общество относится к этому типу юридических лиц.
  • Юртовое или районное общество составляется из первичных казачьих обществ.
  • Отдельское казачье общество – организация, которая формируется из нескольких юртовых, хуторских, городских или станичных обществ. Отдельское казачье общество именуется также окружным.
  • Войсковые общества формируют окружные казачьи общества.
  • Всероссийские общества образуются из войсковых обществ. Устав такой организации утверждает президент (о чем собственно выше и было написано).

Признаки организационно-правового статуса казачьего общества

Общество имеет ряд признаков как юридическое лицо. Правовой статус данной организации фиксируется и подтверждается нормами гражданского законодательства, нормативными актами и учредительной документацией организации.

Подтверждением организационно-правового статуса общества являются:

  • Цель деятельности: сохранение культуры и традиций уклада жизни казаков российских земель.
  • В состав общества могут быть приняты только граждане России. Согласно нормам, которые регулируют деятельность таких обществ, принадлежность к юридическому лицу фиксирует правовую и культурную связь именно с Россией, поэтому требование к вступающим быть гражданами России вполне правомерно и логично.
  • Вступление в общество является добровольным. Также на добровольных основаниях участник принимает на себя обязательства нести службу (государственную или какую-либо другую).

Объединения формируются лицами, которые считают себя прямыми потомками, преемниками казаков, и объединяются для возрождения и поддержания культуры и традиций, передачи их потомкам.

Документ, подтверждающий принадлежность к данному сообществу –-удостоверение. Внутренние правила регулирует устав казачьего общества.

Виды службы, к которым могут быть привлечены члены казачьих обществ

Согласно нормам действующего законодательства, в государственный реестр казачьих обществ вносят организации, которые объединяются на добровольной основе и принимают на себя государственную или другие виды службы.

Сообщества могут вести такие виды деятельности:

  • Военно-патриотическая работа;
  • Образовательная деятельность;
  • Подготовка к военной службе;
  • Содействие в противостоянии стихийным бедствиям, чрезвычайным ситуациям, ликвидация последствий данных происшествий;
  • Работа в сфере охраны общественного порядка;
  • Охрана флоры и фауны, лесного фонда российских земель;
  • Работа в сфере охраны жизнедеятельности граждан;
  • Охранные работы с объектами культурного наследия, объектов, которые являются государственной собственностью.


Государственной регистрации казачьих обществ

Внесение в государственный реестр казачьих обществ осуществляется, согласно нормам гражданского законодательства и Указу Президента от 21 сентября 2003 года.

Уполномоченным органом, который ведет государственный реестр казачьих обществ, является Министерство юстиции. Требования относительно внесения в реестр, правила внесения, сроки и прочие особенности официальной фиксации казачьих обществ, регулируются Приказом Министерства юстиции.

Поскольку казачьи общества являются некоммерческими юридическими лицами, требуется регистрация данных организаций.

Для регистрации необходимы такие документы:

  • Устав.
  • Заявление о внесении в реестр.
  • Копия решения высшего органа управления юридического лица о внесении в реестр.
  • Список членов сообщества.
  • Копия документа, который фиксирует добровольное принятие обязательств нести государственную службу.
  • Копии решений высших органов управления обществ о вхождении в состав определенного юридического лица.

Не позднее чем через 30 дней сообщество должно получить результат относительно того, будет ли внесено общество в реестр. Если обществу отказывают, необходимо предоставить причины отказа.

Департамент по делам некоммерческих организаций занимается вопросами внесения юридического лица в государственный реестр казачьих обществ.

Специальная правосубъектность казачьих обществ

Специальная правосубъектность – свойство, которым характеризуются казачьи общества. Наличие данного свойства связано с выполнением обществами определенных обязанностей, связанных с несением государственной службы.

Внесение в государственный реестр казачьих обществ дает право и обязанность членам сообщества принять на себя определенные обязанности по несению государственной службы. Статус казачьего сообщества возникает официально в день фактической регистрации.


Учредительные документы «КО»

Создание казачьего общества, как и любого юридического лица, требует принятия учредительной документации членами данного сообщества. Для официальной регистрации юридического лица документация должна быть предоставлена в уполномоченные органы.

Основной документ – Устав, который принимается на общем собрании членов казачьего общества. Собрание может именоваться конференцией, кругом, съездом. Учредители имеют право формировать управляющие органы и принимать учредительную документацию на основании правил, которые являются общими для всех юридических некоммерческих лиц. В Уставе указываются особенности деятельности, цели, правила функционирования сообщества.

Имущество «КО», условия, порядок государственного финансирования

Источником финансирования казачьих сообществ является федеральный бюджет, но дополнительными источниками для формирования имущественного фонда могут быть:

  • Добровольные взносы.
  • Поступления от учредителей и членов организации.
  • Доходы, полученные от различных видов законной деятельности.
  • Доходы от собственности.
  • Выручка от реализации товаров и предоставления услуг.
  • Любые другие поступления, которые не запрещены законом.

Основания исключения казачьего общества из государственного реестра

Основания исключения изложены в нормах законодательства и могут быть дополнены положениями Устава:

  • Нарушения норм законодательства, Конституции, Устава.
  • Ненадлежащее исполнение обязанностей.
  • Прекращение деятельности путем ликвидации или реорганизации.
  • Нарушения в процессе формирования юридического лица.

Преобразование казачьих обществ

Согласно нормам закона, общество может быть в определенном порядке преобразовано в:

  • Союз (ассоциацию);
  • Некоммерческую автономную организацию.

Главным фактором в процессе преобразования должно быть добровольное решение членов данной организации. Нормы, которые касаются преобразования общества, императивны (не допускающие выбора).


Интерес к казачеству со стороны России

Особый интерес государства к казачеству существенно возрос после 2014 года и был связан с событиями на Украине и с активным участием казачества, в первую очередь донских и кубанских казаков, в воссоединении Крыма с Россией и в боевых действиях на Донбассе.

Правящая власть стала рассматривать казачество как надежного и боеспособного союзника, выступающего в защиту национальных интересов российского государства. Естественно, правящим властям импонирует и поддержка внутренней политики со стороны реестрового казачества.

В настоящее время наиболее серьезным и активным является Кубанское казачье войско, которое действительно вносит очень существенный вклад в охрану общественного порядка на Кубани и Черноморском побережье Кавказа, охрану государственных границ, борьбу с чрезвычайными ситуациями. Именно кубанские реестровые казаки сыграли важную роль в обеспечении воссоединения Крыма с Россией.

Донские нереестровые казаки под командованием атамана Николая Козицына, в свою очередь, воевали на Донбассе. Многие казаки героически погибли, сражаясь против украинской армии и «добробатов».

Примерно с этого же времени отдельные казачьи формирования активно участвуют и в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.

Само участие казаков, которые, несмотря на наличие соответствующего закона, до сих пор обладают не до конца оформленным и урегулированным правовым статусом, в охране или разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов и дает возможность российской оппозиции атаковать власть за «использование нелегитимных военизированных формирований». Когда несанкционированный митинг разгоняет полиция или части внутренних войск (теперь – Национальной гвардии), то с этим поспорить сложно, поскольку они наделены соответствующими полномочиями в законодательном порядке, но у казаков таких полномочий нет.

Конечно, в участии казачьих формирований в охране порядка, границ, в борьбе с терроризмом, охране государственных объектов нет ничего плохого. Полиции, национальной гвардии и армии помощь казаков никогда не помешает. Но сейчас в России фактически отсутствуют и правовая база, и условия, которые бы позволяли узаконить участие казаков в охране общественного порядка в качестве самостоятельной структуры, а не дружинников (если они еще оформлены как ДНД) при полиции.

Если обратимся к тексту Федерального закона 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», то увидим, что в нем предусматривается возможность финансирования казачьих обществ из государственного бюджета. И в этом нет ничего предосудительного.

Например, на Кубани казаки действительно охраняют общественный порядок в людных местах, на вокзалах и привокзальных территориях. Если поспрашивать местных жителей, то они легко подтвердят, что с появлением казачьих патрулей на улицах действительно стало спокойнее. В этом плане Краснодарскому краю даже завидуют жители соседней казачьей области – Ростовской, где пока не удалось достичь таких масштабов сотрудничества казачества с правоохранительными органами (хотя и на Дону казаков все активнее привлекают к охране общественного порядка, патрулированию территорий и т.д.).

Интересно, что представители реестрового казачества сейчас фактически отмежевываются от участия своих казаков в разгоне митингов. Так, в СМИ прошла информация, что Центральное казачье войско, которое является главным казачьим объединением столицы и столичного региона, не отправляло своих казаков на это массовое мероприятие. В Департаменте региональной безопасности Москвы от казаков, участвовавших в драке на митинге, также поспешили отмежеваться. По словам представителей московской мэрии, ни власти столицы, ни столичная полиция никаких казаков для охраны общественного порядка на массовых мероприятиях не привлекали, хотя мэрия активно поддерживает казачьи формирования, в том числе и те, которые занимаются охранной деятельностью.

В любом случае, сейчас последнее слово должны сказать именно представители государственной власти. Пора поставить точку в вопросе об урегулировании официального правового статуса казачества, его полномочий в охране общественного порядка и сотрудничестве с полицией.

Интересна ли Вам публикация?
Оценили 54 человек
4,02

Считаете ли вы целесообразным существование Казачьих формирований в России

Проголосовало: 267

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Поделитесь этой статьёй: