30 обязанностей управляющей организации

11 784 просмотров
88 комментариев

На днях я опубликовал статью «Споры о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги» https://www.9111.ru/questions/777777777368348/, которая собрала очень много просмотров, на выходных была в ТОП-5 просматриваемых статьей этого сайта, а также достаточное количество комментариев.

Тема ЖКХ актуальна всегда, с этим я попал, видимо, в точку. Было много комментариев в стиле «расскажи лучше, как не платить долги», «как сделать так, чтобы снизить долги»… Лично я бы от себя ответил следующее: чтобы не было долгов, нужно вовремя платить. Обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги установлена законом.

А вот далеко не каждый собственник жилого / нежилого помещения знает об обязанностях управляющей организации, обслуживающей ваш дом.

Сегодня я постараюсь раскрыть несколько основных моментов, в соответствии с которыми управляющая компания обязана надлежащим образом осуществлять уже СВОИ обязанности.

Нормативная база

Несколько основных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения управляющей компании и собственника:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
  • Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (ред. от 13.09.2018) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (ред. от 27.03.2018) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».

Есть еще немало различных законов, подзаконных актов, писем ФНС и писем Минтроя, но вышеуказанные НПА, на мой взгляд, являются самыми главными, чтобы знать все свои права (а не только обязанности) и знать обязанности (а не только права) управляющей компании.

Постараюсь вывести здесь основные моменты, которые будет точно полезно знать собственникам жилых помещений, которым не безразлична судьба своего дома.

Обязанности управляющей организации

  1. Управляющая компания обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
  2. Управляющая компания обязана производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).
  3. Управляющая компания обязана осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
  4. Управляющая компания обязана осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
  5. Управляющая компания обязана вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
  6. Управляющая компания обязана информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
  7. Управляющая компания обязана информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
  8. Управляющая компания обязана разместить на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
  • сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
  1. Управляющая компания обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
  2. Управляющая компания обязана обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы.
  3. Управляющая компания обязана вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  4. Управляющая компания обязана своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
  5. Управляющая компания обязана осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
  6. Управляющая компания обязана организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
  7. Управляющая компания обязана организовать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений;
  8. Управляющая компания обязана предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
  9. Управляющая компания обязана обеспечивать готовность внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
  10. Управляющая компания обязана осуществлять поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
  11. Управляющая компания обязана осуществлять уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
  12. Управляющая компания обязана осуществлять сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
  13. Управляющая компания обязана осуществлять организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
  14. Управляющая компания обязана осуществлять содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
  15. Управляющая компания обязана осуществлять меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
  16. Управляющая компания обязана осуществлять содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
  17. Управляющая компания обязана осуществлять текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
  18. Управляющая компания обязана осуществлять проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
  19. Управляющая компания обязана осуществлять обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
  20. Управляющая компания обязана предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом.
  21. Управляющая компания обязана раскрывать информацию о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.
  22. Управляющая копания обязана оформлять документы по общим собраниям собственников помещений в строгом соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».

Да, текст получился длинный. Но он мог быть еще больше. Здесь я выделил 30 основных обязанностей управляющей компании, которые должен знать каждый собственник. И который ВПРАВЕ их требовать от управляющей компании!

Ознакомьтесь с сайтом УК. Поищите компанию на официальном сайте ГИСЖКХ. Посмотрите информацию об УК (и размещена ли она) на стенде в вашей парадной. Запросите договор управления многоквартирным домом у УК для ознакомления, чтобы точно знать «что, когда и в какие сроки».

Взаимодействие с управляющей организацией будет намного лучше, когда каждый собственник будет знать на что он имеет право. В случае бездействия управляющей компании вы всегда можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, Прокуратуру или даже суд. Это будет эффективным «рычагом воздействия» опять же, повторюсь, в том случае, когда собственник знает свои права и знает на что может пожаловаться и обратить внимание государственного органа.

Спасибо, что прочитали статью до конца.

Интересна ли Вам моя публикация?
Рейтинг 4,31. Оценок: 242
Поделиться
Обсуждение. Комментариев: 88
Сортировка:
Комментировать

Интересно и злободневно. В нашем доме произошла смена УК на основании решения общего собрания собственников. Причём, за смену УК проголосовали 51%, за то, чтобы остаться в старой компании - соответственно, 49%. Многих интересует, правомерны ли действия инициативной группы, выступавшей за смену УК. Какие ещё документы они должны были бы представить в Орган, который выдал лицензию на осуществление деятельности новой УК?

Ответить
Цитировать
0

Для получения лицензии сог-но ЖК РФ п.2,ст.192 " Лицензирование деятельности УК, необходим Договор на управление МКД и др. документы, но прежде собственники на общем собрании должны принять решения о расторжении договора с предыдущей УК, а то вам будут две платежки к оплате приходить.

Ответить
Цитировать
0

А если та инициативная группа сама составила и представила решение о расторжении договора с предыдущей УК, можно ли в таком случае оспорить получение лицензии? И главный вопрос: в этом решении должны быть подписи собственников жилья?. А Договор на управление МКД должны подписывать те же самые собственники?

Ответить
Цитировать
0
Комментарий удалён автором публикации

Добрый день.

Вы имеет ввиду, какие документы необходимо предоставить в Государственную жилищную инспекцию по проведенному собранию за смену на новую УК?

Если общим собранием определено лицо от имени собственников, которое должно уведомить соответствующие органы о принятом решении на общем собрании, то уполномоченное лицо направляет копию решения с сопроводительным письмом.

Если не установлено уолномоченное лицо, то согласно ст.46 ЖК РФ, инициатор собрания в течение 5 дней должен увдеомить новую УК о результатах проведенного собрания, и передать экземпляры документов в новую УК. А далее новая УК обязана разместить все данные на официальном сайте и на сайте ГИСЖКХ, подать заявление о внесении изменений в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ, и после получения распоряжения Инспекции о включении в реестр лицензий указанного дома, передать с отдельным сопроводительным письмом в Инспекцию оригиналы документов по собранию для ответственного хранения в Инспекции, согласно 46 ст. ЖК РФ.

Ответить
Цитировать
0

Документы для получения лицензии:

1. заявление на получение лицензии.

2. заверенные копии учредительных документов УК

3. ксерокопии документов, список которых установлен законодательством для определенного рода деятельности;

4.опись, в которой будут включены все документы.

Ответить
Цитировать
0

Статья полезная. Но, увы. У них главная задача - получить доход. Я не верю управляющей организации. Они занимаются очковтирательством. Сами принимают решения за собственников. Бухгалтерских документов они не показывают собственникам. Это у них коммерческая тайна. Вся отчетность от "лукавого". УК пользуется безграмотностью владельцев недвижимости и их пассивностью и безнаказанностью. Власти города их не контролируют. Пока государство не возьмет ЖКХ в свои руки или собственники не будут требовать исполнения договорных обязанностей УК, что я, думаю, для человека работающего невозможно.

Ответить
Цитировать
+1 / 0

Спасибо, статья очень понравилась. Вот если Вы ещё разъяснили как должна происходить сама оплата (квитанция об уплате, должен ли присутствовать чек ККМ, что должно отображаться на квитанции) Я была бы Вам очень признательна.

Ответить
Цитировать
0

А наша УК соблюдает эти правила, а если что не так, звонишь им и говоришь. Выезжают устраняют, меняют, Полный контакт с собственниками. Молодцы ребята, спасибо им.

Ответить
Цитировать
+2 / 0

Обязаны, да не дождёшься. Набегаешься со своими требованиями вплоть до суда. И не раз... , до самой верхушки верховного. И годами будет длиться тяжба в слу 4 ае отказа перерас 4ёта и других законных требований., ...

Ответить
Цитировать
+1 / 0

Благодаря Вашим советам выиграла в мировом суде у управляющей компании. Большое спасибо. Правда, их юрист грозится подать апелляцию в районный суд. Буду бороться дальше.

Ответить
Цитировать
+3 / -1

Поздравляю!

Ответить
Цитировать
0

Спасибо за статью и вообще за помощь. Я вот теперь довольно успешно сужусь с УК по вопросу несвоевременной поверки общедомового теплосчётчика.

Ответить
Цитировать
0 / -1

А это разве не обязанность самих жильцов вовремя приглашать на поверку? Я сама этого не сделала вовремя. Год платила по нормативу, а потому как мы подавали все сведения старшей по дому, я и думала. Что плачу по счётчику. Только в связи со сменой УК и чехардой власти пришлось самой ехать в РКЦ, чтобы сообщить показания, вот там-то мне и сказали, что я плачу по нормативу. Только вчера вызвала на поверку представителя, переспросила его, будут они передавать сами все сведения в РКЦ, а он ответил: "Если бы была прежняя компания, мы бы всё передали сами, а ваша компания новая в городе, вам самим надо будет копировать и отвозить документы в УК.

Ответить
Цитировать
0

А что обязана делать управляющая компания в Коттеджном поселке в МО?

Ответить
Цитировать
0

Серьёзный анализ законодательства. Благодарю Вас. скопировал себе в избранное.

Ответить
Цитировать
0

Статья вечно-актуальная как и сфера ЖКХ. Хотелось бы узнать мнение автора вот о чем. Еще в августе 2017 года Верховный Суд РФ в своем Определении разъяснил, что по горячему водоснабжению объем тепловой энергии на подогрев воды должен определяться по нормативам, установленным в субъекте РФ. Однако ресурсоснабжающие организации, а вслед за ними и управляющие организации, продолжают определять объем этой теплоэнергии в Гкал, что значительно повышает стоимость горячей воды.

Ответить
Цитировать
+1 / 0

Ваш вопрос надо вынести отдельной темой!

Эта тема актуальна и, думаю, интересна многим будет. А в этом топике она " потеряется "...

Ответить
Цитировать
+1 / 0
Обсуждение:
Оставить комментарий...

Читайте также:

Госдума опровергла информацию об изменении тарифов на отопление с учетом этажности
В сети интернет, на телевидении и радио в последние дни неустанно твердят, что с 2020 года изменятся тарифы на отопление с учетом этажности.
Наличие задолженности за услуги ЖКХ у граждан - это не редкость. Давайте поговорим о том, какие меры наказания предусмотрены в этом случае, и что грозит собственнику.
Теги: 
Медведев запретил повышать цены на услуги ЖКХ
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому запрещается необоснованно повышать цены на услуги ЖКХ выше инфляции.
В России появится единая квитанция за услуги ЖКХ
Депутаты Госдумы предложили ввести единый платежный документ за оплату жилищно-коммунальных услуг.
Пока Путин в эфире - "коммуналка повышается"
Лишь только в июне многие пенсионеры получили полагающуюся с 1 января 2019 года индексацию пенсии. И у многих она составила не более 600 рублей, так как расчет в большинстве случаев идет от минимальных пенсионных выплат.
Теги: