Магазины нарушают права покупателя (часть I)
Краткое содержание :
Многие торговые точки, пользуясь тем, что большинство граждан не обладает достаточным количеством информации о своих правах, эти самые права нарушают, чтобы упростить себе работу.
Покупатели привыкли по первому требованию охранника послушно открывать сумки и убирать в карман смартфоны, поймав неодобрительный взгляд сотрудника магазина.
Однако покупатели не обязаны следовать данным правилам. Далее мы рассмотрим безоговорочные права, которые имеются у покупателя, переступившего порог магазина.
Право не оставлять личные вещи в камере хранения
Нередки случаи, когда охранник препятствует проходу покупателя в торговый зал, требуя оставить личные вещи в камере хранения. Магазин таким образом пытается снизить количество краж товара.
Однако данный запрет нарушает права покупателей и противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ. Договор розничной купли-продажи в соответствии с частью 2 статьи 492 Гражданского кодекса является публичным договором, а это значит, что продавец не может отдавать предпочтение одному покупателю перед другим. Продавец не имеет права отказать покупателю в заключении договора купли-продажи, и соответственно не имеет права ограничивать ему вход в торговый зал.
Кроме того, требуя оставить вещи в камере хранения, продавец тем самым понуждает покупателя к заключению договора хранения. В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, понуждение к заключению договора не допускается. Соответственно, требования охранника противозаконны и покупатель может их проигнорировать.
Право на сохранность сданных в камеру хранения вещей
В супермаркетах часто можно увидеть плакаты, предупреждающие о том, что администрация магазина не несет ответственности за сохранность оставленных в камере хранения вещей.
Оставляя личные вещи в камере хранения и забирая ключ от ячейки, покупатель тем самым заключает с магазином договор хранения. В соответствии со статьей 891 Гражданского кодекса РФ, хранитель несет ответственность за сохранность принятой вещи.
Соответственно, предупреждения об отсутствии ответственности за сохранность вещей абсолютно противозаконны, и если с оставленными в ячейке камеры хранения вещами что-либо случится, администрация магазина будет нести ответственность, предусмотренную статьями 401 и 901 Гражданского кодекса РФ.
Право не платить за случайно поврежденный товар
Нередко в магазинах по вине покупателя происходит порча товара: случайно уронил, неаккуратно поставил на полку, слишком сильно кинул в корзину. Работники зала в таких случаях обычно требуют оплатить поврежденный товар, при этом даже не пытаясь разобраться, при каких обстоятельствах произошла порча.
Однако в некоторых случаях покупатель не обязан платить за испорченный товар. Так согласно ГОСТ 51773-2001 расстояние между стеллажами должно быть не менее 1,4 метра. Магазины зачастую нарушают данное правило, стремясь разместить в торговом зале как можно больше стеллажей. Если покупатель случайно заденет и уронит товар в узком, загроможденном коробками проходе, то ответственность за это будет лежать на магазине.
То же касается случаев, если товар был поврежден из-за того, что сотрудники магазина ненадлежащим образом исполняют свои обязанности: неустойчиво расставили товар на стеллажах, не выставили знак, предупреждающий о том, что пол только что помыт и т.д.
Право требовать сдачу
Хотя чаще всего проблема с недостаточным количеством мелких банкнот для размена встречается в небольших магазинчиках, столкнуться с ней можно и в крупном супермаркете.
В такой ситуации можно услышать от продавца предложение докупить на сдачу какой-либо товар, а если речь идет о небольшой сумме, то и вовсе фразу «буду должна».
Следует знать, что в любой торговой точке должен иметься определенный объем купюр и монет, который позволяет выдать сдачу с любой банкноты. Продавец не имеет права предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самостоятельного размена. Кроме того, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ магазин не имеет права отказать покупателю в продаже товара.
Продавец обязан самостоятельно решить проблему с отсутствием мелких денег для размена и выдать покупателю сдачу в полном объеме.
Право расплатиться любой купюрой, не утратившей признаки платежеспособности
Каждая купюра за срок своей жизни проходит через очень большое количество владельцев, постепенно изнашиваясь. Магазины нередко отказываются принимать купюры, имеющие сильные повреждения, но отказ не всегда законен.
В Указании Центробанка РФ № 1778-У от 26 декабря 2006 года «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монет Банка России» указано, что магазины обязаны принимать к оплате купюры и монеты, признанные платежеспособными, даже если они имеют незначительные дефекты, к которым относятся:
- потертости и загрязнения;
- посторонние надписи и оттиски печатей;
- надрывы, отсутствие углов или края;
- проколы и небольшие отверстия.
Если купюра повреждена слишком сильно, то ее можно будет обменять в банке.
О том, как кассиры обманывают покупателей, можно прочитать здесь