Автор: Юрист
Свинухов Александр Юрьевич
, Кубинка
Кубинка

В тюрьму за репост – как сажали так и будут. Обзор изменений

просмотров: 7 230 комментариев: 62

В третьем чтении теми, кого законодательством Российской Федерации «запрещено называть дебилами» по стойке смирно был принят президентский законопроект о внесении изменений в ст. 282 УК РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ничего в такой скорости принятия удивительного нет, как и все президентские инициативы такие законы принимают моментально. Это же не социально полезный закон, который защитит народ от чиновничьего беспредела.


Положительное

Начнем, пожалуй, действительно с положительных сдвигов. Итак, согласно президентскому законопроекту, уголовная ответственность по части 1 статьи 282 УК наступает за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенные без квалифицирующих признаков, и наступит она только в случае, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние. Это уже реально сдвиг, и очень серьезный!

Пояснительная записка к законопроекту указывает на цель внесения изменений:

«гуманизация законодательства путем исключения случаев привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства».

Что положительного конкретно мы имеем?

Прежде всего перед тем как возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ по признакам ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, следственным органы следует «понять» и доказать, что перед ними субъект, который в течение года, как установлено законодательством был привлечён к административной ответственности за аналогичное деяние.

Естественно, без исключения норм ст. 10 УК РФ, которая гласит об обратной силе уголовного закона, все лица, в отношении которых сегодня возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ, либо уже отбывающие на этот момент наказание, либо его отбывшие, имеющие непогашенную судимость, должны быть освобождены от уголовного преследования путём прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям!

Это мощный и жирный плюс.


Какие были минусы

В чем же кроется подвох? Мы все помним, что все последние годы законодатели принимали законы в сторону утяжеления уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ.

С того же 2012 года срок наказания с двух лет лишения свободы увеличили до четырех лет. А потом и вовсе до пяти лет лишения свободы. Уже как-то не укладывается, с чего такая «демократия».

Также были доработаны нормы, в которых есть указание на то, что уголовная ответственность наступает не только за действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, а также с использованием Интернета. Вследствие чего сразу же пришло в движение Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, также известное как Центр «Э», и понеслось… Сразу же в сети обнаружилась информация, имеющая признаки экстремизма и представляющая особую угрозу основам конституционного строя и безопасности государства. И понеслась череда арестов и разоблачений.

Вследствие этого сложилась ситуация, реально схожая с репрессиями в отношении неугодных и инакомыслящих, практика привлечения к уголовной ответственности пользователей социальных сетей, сделавших репосты, поставивших «лайки», за фотографии, за то, что сохранили на своих страницах в социальных сетях какую-либо информацию. Эксперты МВД РФ сразу обнаружили просто вал признаков разжигания ненависти либо вражды. Ы.

И самое страшное – правоохранительные органы не остановились в этой пляске. Основным квалифицирующим признаком части первой вышеприведенной статьи является «социальная группа», в отношении которой были совершены преступные действия, направленные на разжигание ненависти или вражды. К сожалению, как всегда в статье не раскрыли понятие социальной группы, применительно к данной норме, а вот следственные органы и суды моментально сориентировались, что к данной группе (а как могло быть иначе-то?) следует относить тех «кого в Российской Федерации законом запрещено называть дебилами», а также правоохранительные органы. Действия тех граждан, кто осмелился критиковать правящую власть, квалифицировать по ч. 1 ст. 282.


Какие минусы имеем на сегодня

Итак, какие же основные недостатки мы имеем на сегодняшний день уже в измененном законе:

  • часть нормы права, раскрывающей само правило, определяющей действия лиц, направленные на разжигание ненависти или вражды по отношению к определенной в статье категории людей или социальных групп, за что наступает уголовная ответственность, так и не соизволили конкретизировать и раскрыть. Критериев, разграничивающих административное правонарушение от уголовного, так в статье и не появились. И чем это закончится на практике, мы уже знаем.
    Таким образом с принятием этого законопроекта пользователей социальных сетей как принимали, так и будут принимать – по сути особо ничего не изменилось.
  • незначительно усложнилась процедура, ввели так называемую административную преюдицию (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению, обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица) по отношении к уголовным делам, возбуждаемым по ч. 1 ст. 282 УК РФ.
    Теперь в случае повторного административного правонарушения за разжигание ненависти или вражды лицо, допустившее данное административное правонарушение в течение одного года, будет привлекаться к уголовной ответственности. Суть административной преюдиции заключается в том, что одно и то же деяние одновременно содержит признаки как административного правонарушения, так и уголовного. Повторные правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность, должны влечь за собой более строгую, но, все же административную ответственность.


Вывод

Если наши законотворцы оставят попытки найти критерии разграничения уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282 УК РФ и административной ответственности, то уголовные дела по данной статье будут опять расти «как грибы после дождя», следственным органам не составит особого труда набить и аккумулировать практику привлечения к административной ответственности за разжигание ненависти или вражды.

Но потом, принимая во внимание изменения, снова продолжат плановое возбуждение уголовных дел. Ведь показатели-то просядут!

Интересна ли Вам публикация?
+150 / -17
Поделитесь этой статьёй: