Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Целесообразность замены прокурора государственным инспектором труда в делах по рассмотрению трудовых

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
215 просмотров
0 комментариев

Целесообразность замены прокурора государственным инспектором труда в делах по рассмотрению трудовых споров о восстановлении на работе

Снижение/оптимизация расходов на обеспечение системы судопроизводства при одновременном повышении ее профессионализма и эффективности – проблема постоянно сохраняющая свою актуальность. На мой взгляд, важным фактором оптимизации расходов с одновременным усилением профессионализма является четкое определение функций участников процесса.

Цель настоящей работы – обосновать целесообразность замены прокурора государственным инспектором труда в делах по рассмотрению трудовых споров о восстановлении на работе.

Статья 381 Трудового кодекса Российской Федерации [далее — ТК РФ] раскрывает понятие индивидуального трудового спора как «неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров» .

По данным судебной статистики в 2017 году судами общей юрисдикции (первая инстанция) рассмотрено с вынесением решения 12 420 трудовых споров о восстановлении на работе.

Ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [далее — Закон «О прокуратуре»] не вменяют прокурору конкретную обязанность по участию в рассмотрении дел о восстановлении на работе. Однако, п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре» содержит отсылочную норму, а именно: «Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов». Имеются в виду ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 37 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [далее — ГПК РФ].

Постановлением от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

На основании вышеизложенного, ввиду заявленной темы, нас интересует исключительно участие в деле прокурора, предусмотренное ст. 45 ГПК РФ, а если быть точным п. 3 ст. 45 ГПК РФ: «Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий [выделено мной – М.Р.]».

Если мы попытаемся привести к «логическому знаменателю» понятие «полномочия прокурора», указанное в ст. 45 ГПК РФ и в статье 22 Закона «О прокуратуре», то у нас ничего не получится: законодатель явно не предусмотрел согласованность этих понятий между собой. В данном случае целесообразно подставить в ст. 45 ГПК РФ вместо слова «полномочий» другое слово — «функций», «задач» и т. д. В таком случае получается, что прокурор дает заключение по делам о восстановлении на работе в целях возложенных на него функций, т. е., в соответствии со ст. 1 Закона «О прокуратуре», в целях осуществления прокурорского надзора, что также согласовывается с п. 1 ст. 21 Закона «О прокуратуре», а именно: «предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте».

Пунктом 2 ст. 21 Закона «О прокуратуре» установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В соответствие со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Из вышеуказанного следует, что на сегодняшний момент национальным законодательством предусмотрен не только общий (прокурорский) надзор за соблюдением прав работников, но и специальный – федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Непосредственного государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственным инспектором труда, к которому предъявляются высокие требования не только национальным законодательством, но и международным. Так часть 1 ст. 7 Конвенции № 81 Международной организации труда, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» , устанавливает следующее: «При условии соблюдения положений, которым национальное законодательство может подчинить набор служащих государственных учреждений, инспектора труда набираются исключительно на основании пригодности кандидата к выполнению задач, которые будут на него возложены».

То, что государственный инспектор труда должен обладать глубокими познаниями в области трудового права, также подтверждается тем, что на законодательном уровне установлено, что по ряду судебных дел государственный инспектор труда может выступать в качестве судебного эксперта (ст. 357 ТК РФ).

Стоит также отметить, что государственный инспектор труда при осуществлении деятельности действует от имени государства (ст. 359 ТК РФ) так же, как и прокурор (ст. 1 Закона «О прокуратуре»).

Согласно Отчету о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, размещенному на официальном интернет-сайте Федеральной службы по труду и занятости, за 2017 год 6 177 гражданам оказана правовая помощь при подготовке исков по трудовым делам; к сожалению, статистика не содержит сведений сколько из них пришлось на дела о восстановлении на работе, но даже если предположить, что незначительная часть приходится на дела о восстановлении на работе, то получается удвоение надзора.

На основании вышеуказанного, кажется нелогичным привлекать прокурора для дачи заключения по делам о восстановлении на работе при наличии государственных инспекторов труда. Это все равно, что использовать специалиста широкого профиля, когда есть специалист для выполнения конкретной работы. Видится целесообразным, чтобы государственный инспектор труда осуществлял федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а прокурор уже осуществлял надзор за деятельностью государственного инспектора труда.

Также стоит отметить, что «Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 гг.)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 1028-р, полностью возлагает надзорную деятельность в области соблюдения трудового законодательства на государственного инспектора труда, прокурор или органы прокуратуры в документе даже не упоминаются.

Замена прокурора государственным инспектором труда при рассмотрении дел о восстановлении на работе, конечно же, подлежит более глубоко изучению и аргументации, но очевидно, что при такой замене у субъекта трудовых прав появляется возможность получить более профессиональную помощь, а у государства оптимизировать расходы на судопроизводство, поскольку труд государственного инспектора труда один из самых низкооплачиваемых среди государственных служащих.


Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Румянцев Михаил Андреевич
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Читайте также

0 X