Спросить бесплатно

Особенности шведского парламентаризма

102 просмотров
0 комментариев


В конституционном праве существуют разные подходы к определения такого понятия, как парламентаризм. Согласно одному из подходов - это форма организации высших органов государственной власти; другой подход отождествляет это понятие с методом или способом взаимодействия этих высших органов власти.

Парламентаризм - это одновременно и метод (способ) взаимодействия высших органов государственной власти, и система идей, и отдельный институт конституционного права. Несмотря на общие формы государственного режима, Скандинавские страны достаточно серьезно отличаются друг от друга конкретными механизмами осуществления парламентаризма.

На сегодняшний день одной из самых популярных в Скандинавии теорий парламентаризма является теория баланса, которая предполагает фактическое деление всей политической жизнь общества между несколькими, но лучше всего двумя политическими группами, и восстановлении с помощью партий необходимого баланса сил и интересов в деле государственного управления, постоянного соперничества правительства с парламентом. Однако в Скандинавии отсутствует классическая двухпартийная система эпохи становления парламентаризма.

Одной из особенностей парламентаризма в странах Скандинавии являются сложившиеся отношения по вопросу о выражении вотума (не)доверия. Из всех Скандинавских стран только в Швеции имеет место позитивная форма парламентаризма, при которой обязательным требованием является получение вновь сформированным правительством вотума доверия со стороны шведского парламента - Риксдага. При этом данный вотум должен быть оформлен в виде специального постановления, одобряющего кандидатуру нового премьера.

Зависимость правительства от парламента можно прежде всего определить тем, что правительство Швеции образуется на основе соотношения сил в парламенте. Роль главы государства в формировании правительства была (по конституционной реформе 1968-1973 годов) передана председателю парламента – тальману Риксдага. Легитимацию новое правительство получает в постановлении парламента. А вновь сформированное правительство получает вотум доверия со стороны Риксдага.

Парламентский режим впервые установлен в Швеции в 1917 году. Хотя официально история парламента Швеции начинается с 1435 г. В начале XIX века Риксдаг был конституционно ограничен даже в законодательных правах. По Акту о риксдаге 1810 он оставался сословно-представительным учреждением, состоявшим из четырех курий – от дворян, горожан, духовенства и крестьян и собирался один раз в 5 лет. В 1917 году парламентаризм стал действенным конституционно-правовым обычаем страны, подтвержденным переговорами лидеров ведущих политических партий.

После окончания Второй мировой войны борьба за реформы на конституционном уровне в Швеции продолжилась, поскольку в 1917-1940 гг. основные принципы парламентаризма так и не были закреплены в основном законе страны и не все из них были воплощены на практике. По итогам реформы 1969 г. был создан однопалатный парламент. А в результате конституционной реформы 1974 была нарушена традиционная схема участия монарха в управлении страной, поэтому практические функции главы государства в этой сфере стал осуществлять тальман (председатель Риксдага), что закреплялось в Форме правления.

Парламенты Скандинавских стран формируются посредством волеизъявления населения страны, в Швеции Форма правления помимо указанного положения дополняет его нормой о свободном формировании мнений среди населения, которое позволяет избирать национальное правительство. Шведский Риксдаг образуется посредством прямых, равных и тайных выборов. В настоящий момент в Швеции действует Закон «О выборах» 1997 г. В шведской избирательной системе признается существование единого избирательного дня, который означает одновременное проведение по всей стране одномоментных выборов во все представительные органы власти. Страна разделяется на избирательные округа, совпадающие с ленами (административно-территориальными единицами Швеции), за исключением некоторых районов с большой плотностью населения, состоящих из нескольких избирательных округов. Во время выборов в Риксдаг среди данных избирательных округов распределяются 310 мандатов, оставшиеся 39 считаются уравнивающими, т.к. они распределяются между политическими партиями в зависимости от общего количества голосов.

Активным избирательным правом обладают граждане страны, достигшие 18 лет и внесенные в списки избирателей. Кандидаты в депутаты Риксдага баллотируются от политических партий, которые и являются основными субъектами избирательного процесса. В отличие от Дании и Норвегии, институт «независимого кандидата» в Швеции отсутствует. К распределению мандатов допускаются партии, набравшие более 4% голосов. На первом заседании принимается решение по докладу Комиссии по проверке выборов, затем избираются председатель (тальман) и три его заместителя. Сессию парламента открывает монарх.

Риксдаг состоит из 349 депутатов и по своей структуре является однопалатным. Руководителем является Тальман, имеющий 3 заместителей. Тальман в Швеции, в частности, также ведет переговоры с лидерами партий о кандидатуре премьер-министра, затем он же вносит эту кандидатуру на обсуждение и голосование. Если после четырех туров голосования премьер-министр не избран – Риксдаг распускается.

Тальман помимо этого обладает правом оформлять увольнения в отставку в предусмотренных законом случаях правительства и министров, при определенных обстоятельства распускать Риксдаг и назначать новые выборы, он возглавляет Военную делегацию Риксдага и его административное управление, может быть временным регентом и т.д.

В Скандинавских парламентах может быть предусмотрено создание коллегиальных руководящих органов: в Швеции это правление Риксдага, состоящее из тальмана и 10 избранных членов. Помимо него по регламенту Риксдага для обсуждения важных вопросов образуется конференция при тальмане (в нее входят тальман, председатели постоянных комитетов, председатели от всех партийных групп, вице-председатель административного управления).

На основе Акта о риксдаге 1974 г. в Шведском Риксдаге должно образовываться на весь срок его полномочий 16 комиссий. Все текущие вопросы направляются на подготовку в какую-либо комиссию, по ним комиссиями принимаются действительные решения. При голосовании Риксдаг очень редко выступает против предложения, принятого большинством соответствующей комиссии.

Делегация по вопросам заработной платы из 17 членов избирается на срок полномочий Риксдага для того, чтобы вести переговоры об условиях найма государственных служащих.

В Швеции депутаты принимают участие в создании и работе особого органа, наделённого внешнеполитическими полномочиями. Это Внешнеполитический комитет, который формально возглавляется королем, а входят в него тальман и 9 депутатов. Этот комитет может созываться правительством и по требованию 4-х членов. На закрытых заседаниях комитета председательствует глава государства, а депутаты не вправе разглашать информацию о его работе. В случае если государство в состоянии войны, Внешнеполитический комитет принимает постановление о передаче полномочий Риксдага Военной делегации, в которую помимо тальмана избираются 50 членов Риксдага. По характеру своих полномочий она может заменять собой Риксдаг, но с определенными ограничениями в праве издания законов.

Специфическим контрольным органом парламентов в Скандинавии являются омбудсманы – особые их представители, которые назначаются для контроля за соблюдением законности в деятельности гражданской и военной администрации, а также судов и органов местного самоуправления. В Швеции также из 6 членов конституционной комиссии образуется Делегация по делам омбудсманов.

Как отмечает И.А. Ракитская, среди основных форм деятельности депутатов в странах Скандинавии (и в Швеции, в частности) можно выделить следующие:

• участие в заседаниях парламента и парламентских слушаниях;

• участие в работе постоянных и специальных комиссий и комитетов, а также депутатских объединений - депутатских групп (фракций);

• внесение законопроектов в парламент;

• внесение парламентского запроса (интерпелляции);

• обращение с вопросами к членам правительства.

В Швеции формально право законодательной инициативы принадлежит правительству, но им обладает и депутат Риксдага. Депутатский законопроект направляется в соответствующую комиссию парламента, в которой и решается его дальнейшая участь. Подготовка проекта бюджета страны проходит в финансовой и налоговой комиссиях Риксдага. Финансовое постановление принимается в форме закона. Правительству так же запрещено производить внешних заимствований без разрешения Риксдага.

В Швеции наиболее полно и последовательно осуществлена идея зависимости правительства от парламента: премьер-министр избирается Риксдагом по предложению его председателя, согласованного с лидерами партийных групп в парламенте. Риксдаг же утверждает предложенный премьер-министром состав правительства.

Первоначально тальман советуется с представителями партийных групп и вице-тальманами о кандидатуре премьер-министра. Затем он же предлагает Риксдагу избрать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах. В стране действует негативный вотум недоверия - премьер-министр считается избранным, если против него не проголосовало большинство депутатов Риксдага. Если кандидат не получает требуемого большинства голосов депутатов, предусмотрена возможность четырех повторных голосований. В случае, если и после четырех голосований премьер-министр не будет избран, то Тальман распускает Риксдаг и объявляет новые парламентские выборы. Однако если до очередных выборов остается три и менее месяца, то образование нового правительства откладывается до их проведения. После избрания нового премьер-министра он должен сформировать правительство и представить его на утверждение Риксдага. После утверждения состава нового правительства происходит торжественная церемония смены правительства на особом заседании Риксдага в присутствии главы государства. Если же король отсутствует, то такую церемонию возглавляет тальман.

Смена правительства в Швеции возможна в случае выражения недоверия правительству со стороны парламента и в случае утраты правительством доверия парламента.

Отношения сотрудничества между Риксдагом и правительством регулируются особой группой норм Формы правления, которая устанавливает порядок взаимодействия между ними. По словам М.А. Исаева, правительство рассматривается современным Риксдагом в качестве своего рода исполнительного органа самого народного представительства, что совершенно не означает полное подчинение правительства парламенту. Формально данная конструкция обоснована тем, что между шведским правительством и парламентом отсутствует какая-либо промежуточная инстанция.

Сотрудничество между правительством и Риксдагом, таким образом, обуславливается нормами конституции, которые наделяют каждую из ветвей власти своей группой полномочий, которые ведут к взаимодействию их носителей в процессе реализации. К тому же, само по себе государственное управление предполагает сотрудничество между ветвями власти.

В Швеции также определены и используются разнообразные формы контроля парламента за правительством:

• дебаты по правительственным отчетам о внутренней и внешней политике.

• геофициальные конференции партийных лидеров, на которых присутствуют премьер-министр и некоторые другие министры.

• сессии и обсуждения отчета об исполнении государственного бюджета, к которому прилагается заключение финансовых ревизоров.

• контроль деятельности правительства в сфере исполнения законов и других решений парламента.

• депутатские запросы.

Текущий контроль за всеми направлениями деятельности правительства осуществляет Конституционная комиссия Риксдага. Из Формы правления Швеции следует, что в случае явного конфликта между правительством и парламентом правительство уходит в отставку по простому заявлению Риксдага. Однако здесь присутствуют некоторые ограничения: запрещается прием к рассмотрению проектов подобного заявления в канун очередных выборов, после принятия решения о внеочередных выборах и перед созывом вновь избранного Риксдага. Правительство может объявить о проведении внеочередных выборов, которые проводятся через три месяца после данного объявления. В конституции страны содержатся и постановления о вынесении вотума доверия премьер-министру вновь избранного правительства.

Как отмечает И. А. Ракитская, конституционная ответственность правительства выступает в виде юридической или политической ответственности: в Швеции правительство целиком и министры по отдельности несут политическую ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Однако юридическая ответственность регламентируется не только конституционным актом – Формой правления 1974 г., а в основном органическим законом – Актом о Риксдаге 1974 г.

В § 4 главы 12 Формы правления закреплено право Риксдага делать заявления о том, что правительство или отдельный министр не пользуются доверием Риксдага. Для принятия вотума недоверия необходимы: инициатива, исходящая от не менее чем 35 депутатов и ее поддержка не менее половиной членов Риксдага. В ответ на выражение вотума недоверия правительство в течение одной недели после его объявления может объявить о роспуске Риксдага и проведении внеочередных выборов. Однако в период между проведением внеочередных выборов или принятием решения о внеочередных выборах и созывом нового Риксдага такое предложение не рассматривается.

В случае если важный правительственный законопроект, переданный им на утверждение Риксдага, не проходит в парламенте, согласно Форме правления правительство не обязано уходить в отставку. Однако сложившаяся практика позволяет говорить о зарождении в стране так называемого «неформального вотума недоверия» - конституционного обычая, который закрепляет отставку правительства, если Риксдаг не поддерживает какое-либо важное правительственное решение.

Данный обычай применялся в Швеции дважды. В 1981 г. правительство подало в отставку, выражая таким образом свой протест против несогласия членов Риксдага провести национальный референдум по вопросу об использовании атомных электростанций. И второй раз в 1990 г., когда премьер Ингвар Карлссон заявил, что если депутаты Риксдага проголосуют против пакета правительственных законопроектов, касающихся долгосрочных программ в экономике, то правительство уйдет в отставку. Риксдаг не поддержал эти законопроекты, и правительство действительно ушло в отставку.

В случае досрочной отставки правительства оно продолжает выполнять свои полномочия до формирования нового правительства. На практике какие-либо значительные политические решения таким «служебным правительством» не принимаются, законопроекты в Риксдаг оно не вносит, т.к. не пользуется парламентским доверием.

Парламентаризм в Швеции – особый способ, система взаимодействия высших органов государственной власти, основанная на контроле парламента за правительством, который базируется на принципе сотрудничества между ветвями государственной власти. Предпосылки к его становлению появились достаточно давно, однако в полной мере этот режим окончательно сложился во второй половине XX века, и был закреплен посредством конституционных изменений. Шведский парламент обладает значительными полномочиями не только в области законодательного процесса, но и во многих других (финансовые, контрольные полномочия).


Вам понравилась моя публикация?
0
Kомментарии
0 комментариев читать