Работа за "зачет": сотни студентов воронежского опорного вуза выгнаны на улицы "считать пассажиров"
Сотни студентов опорного вуза отправили на остановки Воронежа, чтобы они за четыре дня пересчитали пассажиров общественного транспорта и помогли городским властям разобраться, откуда, куда и в какое время ездят воронежцы. Эта информация нужна для новой схемы дорожного движения. Документ за 28,4 млн рублей подготовит «РосдорНИИ». А вот студенты стоят на остановках бесплатно. Так же – бесплатно – работают и преподаватели. Их обязали объезжать остановки и контролировать студентов. Эксперты назвали эту затею бессмысленной, а результаты, которые получат подневольным трудом – неточными и бесполезными.
Новая комплексная схема дорожного движения, которая будет действовать до 2032 года, станет основой для новой маршрутной сети общественного транспорта. Схема должна решить логистические проблемы города и улучшить транспортное обслуживание воронежцев, рассказали в мэрии. Но для начала нужно собрать большой объём данных.
– Нам нужно знать реальные выверенные цифры. Только на основе таких расчётов пассажиропотока можно принимать решения о серьезных вложениях средств и сил в преобразование системы общественного транспорта. К этому вопросу вы должны подойти безотлагательно и с очень большими силами, – поставил задачу мэр Вадим Кстенин.
К работе привлекли тысячу студентов опорного вуза, сообщили в мэрии. Студенты всех факультетов 28 февраля, 5, 6 и 16 марта должны отправиться на остановки «для прохождения производственной, научно-исследовательской и других видов практик».
Утром с 6 до 11 часов и вечером с 16 до 20 часов студенты стоят на остановках и записывают время прибытия автобусов разных маршрутов и количество пассажиров, которые из них вышли и вошли. С помощью этих цифр в мэрии хотят скорректировать маршруты.
Присматривать за студентами направили преподавателей, которые должны объезжать остановки и следить, чтобы студенты работали. По словам одного из них, в дни подсчёта пассажиров жизнь в вузе замирает – преподавать и учиться там некому.
По словам студентов, организацией работы всерьез не занимался никто. Студентов только распределили по остановкам и назначили проверяющих. И если изначально планировалось, что стоять на остановках придется по часу, то для многих из-за неразберихи этот час превратился в четыре.
– Естественно, за четыре часа легко замёрзнуть и заболеть. Поэтому и желающих было немного на такое. И в ход пошли угрозы, – рассказала журналисту «Вести Воронеж» одна из студенток.
– Студентам говорят, если они не будут принимать участие в подсчёте пассажиров, то лояльности пусть потом не ждут, – добавил один из преподавателей
Дорога до назначенной остановки – забота самих студентов. Проездные, которые организаторы выдали студентам, действуют только в муниципальных маршрутках. Водители остальных – удостоверения игнорируют, а многие, по словам молодых людей, ещё и хамят. В итоге, чтобы приехать на место к шести утра, многие за свой счёт вызывают такси. О безопасности молодых людей в отдалённых районах тоже никто не позаботился – не дали даже цветных жилетов со светоотражателями.
– Сегодня стояли по два часа на остановках – считали пассажиропоток. Мы бы, естественно, слились, но в этом случае нашим кафедрам прилетит. Остались только из уважения к преподавателям. Но что это вообще такое: согнали студентов, якобы на практику, включая первый курс, а некоторым там нет и 18 лет. Выдали бумажки от управления транспорта, якобы на бесплатный проезд. Водители автобусов их первый раз увидели и успешно слали нас на все четыре стороны. Горячая линия, указанная на талонах, не работала, ответственный трубку не брал. Инструктаж по технике безопасности не провели. А половина потом уехала с соплями, – написал в неофициальной группе вуза один из студентов.
– Естественно нам за это не платят, на чай и еду денег не выделяют, и лечиться потом будем за свой счет. Говорят, уберут три дня из летней практики. Но многие лучше бы прошли эти три дня практики, чем по утрам в холод стоять и выполнять бесплатно ту работу, за которую должны платить, – рассказала одна из студенток.
Преподаватели, с которыми нам удалось пообщаться, со своими учениками согласны.
– Существует учебная программа, и студенты должны посещать те занятия, которые в ней значатся, а не стоять зимой на остановках. На практике студенты должны получать профессиональные навыки, а не играть в считалочку. Это занятие для детского сада, а не для вуза, – считает один из преподавателей.
В самом вузе рассказали, что участвовали в подсчёте пассажиров студенты исключительно на добровольных началах.
– Все студенты совершеннолетние, их решение является самостоятельным и мы, как граждане города, гордимся таким добровольческим движением в нашем опорном вузе. Участвуя в проведении данного исследования, студенты Воронежского опорного университета вносят вклад в развитие нашего города, проявляют заботу о его будущем, стремятся сделать Воронеж более комфортным для проживания, – отметили в опорном университете.
Там также добавили, что занятия в университете на время исследования не отменяли, а пропущенные пары студенты отработают позже.
Сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков назвал такую организацию работы «классикой жанра».
– Рабский детский труд, причем на самом деле – никому не нужный, - отметил он.
Что из этого получится
О точности полученных цифр догадывается любой, кто был студентом.
Юрий Новиков уверен, что результаты подсчётов будут не только неточными, но и бесполезными.
– Неужели никто не в курсе, что самая низкая мотивация – это «буду работать за еду» и «буду работать за зачёт»? Не в том у нас состоянии городское хозяйство, чтобы полагаться на мудрость и ответственность 20-летних счётчиков. Да, там есть ответственные люди, которые сделают свою часть на совесть, но какой процент? Предположим даже, что все студенты крайне ответственно подойдут к делу и даже в час пик будут с точностью до головы считать вышедших и вошедших. Проблема в том, что так давно не делают.
По его мнению, студенты просто не справятся с работой из-за отсутствия опыта и неверно поставленных задач.
– Если сегодня посадить студентов и посчитать, сколько людей едут из Придонского в Северный и из Шилово на левый берег ответом будет цифра «0». Просто потому, что сейчас таких маршрутов не существует. Из Шилово люди поедут до Цирка и счётчик добросовестно зафиксирует: из Шилово до цирка – 2000 человек утром. К сожалению, он не сможет их «пометить», чтобы другой счётчик, когда они пересядут у Цирка дальше, увидел – «ага, это шиловские, посмотрим, где они выйдут». Точно так же счётчик не способен понять – случайные ли пассажиры находятся в маршрутке или постоянные. Результатом такого исследованиям будет сегодняшняя сеть, за исключением ряда дублирующих маршрутов, – рассказал Юрий Новиков.
По его мнению, городским властям следовало использовать более современные и точные методы исследования пассажиропотоков.
– Для этого у мобильных операторов покупаются обезличенные данные о перемещениях абонентов по городу. Наши мобильники знают об этом городе все. Но «большая тройка + ТЕЛЕ-2» – это не студенты. Тут придется денег заплатить. Нужно брать мобильные данные, как это делает мэр Москвы Сергей Собянин, и считать на их базе. Мы надеемся, что и в Воронеже проявится политическая воля и пройдет команда профильным структурам перестать заниматься ерундой и начать реальную работу по построению новой сети, –подытожил Юрий Новиков.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: