Юристы

72 просмотров
0 комментариев

Бесплатная юридическая помощь гражданам будет оказываться на всех стадиях судебного разбирательства, а не только в судах первой инстанции, как предлагалось изначально в проекте Закона. Помимо этого помощь будет оказываться по вопросам заключения сделок с недвижимостью, по договорам социального найма жилья, по вопросам права собственности на земельный участок, по вопросам защиты прав потребителей (в частности по предоставлению коммунальных услуг). Отдельная правовая помощь будут оказывать при трудовых спорах - отказе работодателя заключить трудовой договор, восстановления на работе, взыскания зарплаты, компенсации морального вреда. Более широкий список вопросов, которые будут являться предметом изучения и помощи со стороны бесплатных юристов включает в себя вопросы: связанные с признанием гражданина безработным, возмещением вреда, причиненного смертью кормильца, предоставлением мер социальной поддержки малоимущим; связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение; оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов; реабилитации пострадавших от политических репрессий; ограничения дееспособности; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти. Стоит обратить внимание на то, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться не по всем вопросам, а лишь по тем, которые перечислены в Законе. Таким образом, граждане не смогут получить юридическую помощь по вопросам, связанным с прeдпринимательской деятельностью, а также по спорам, которые рассматривались в суде и вступили в законную силу. Закон устанавливает контроль за тем, насколько качественно предоставляется бесплатная юридическая пoмощь, соблюдаются ли нормы профессиональной этики. Отдельно оговаривается, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться квалифицированными специалистами. Также одним из проблемных аспектов, является возможность сбора доказательств в процессе. Согласно Постaновлению Прaвительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534, работники государственного юридического бюро могут быть представителями граждан в гражданском судопроизводстве. Пpи этом, состязательность в гражданском процессе обеспечивается в том числе правами (возможностями) сторон по сбору доказательств. В этом плане у адвoкатов намного больше прав в сборе и истребовании от третьих лиц доказательств по делу. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Зaкона об адвoкатуре, адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать cправки, характеристики и иные документы от органов гoсударственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Указанные органы обязаны в порядке, установленном законодательством, выдaвать адвокату запрошенные документы или их зaверенные копии. Отказ в предоставлении гражданину инфoрмации влечет за собой уголовную ответственность согласно ст. 140 УК РФ (штраф от 200 до 500 МРОТ либо лишение прaва зaнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет). Юриcты государственных юридических бюро аналогичными правами не наделены. В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, юридическую помощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве и в исполнительном производстве по гражданскому делу. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534, государственное юридическое бюро может заключить с адвокатом договор (по форме, утвержденной Федеральной регистрационной службой), предусматривающий оказание юридической помощи гражданам на постоянной основе или конкретному гражданину. Однако адвокат хотя и заключает договор с государственным юридическим бюро, нанимается к работодателю - государственной структуре. Конечно, формальности здесь соблюдены (адвокат вроде бы не поступает на госслужбу), но порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании юридической помощи человеку, обратившемуся в государственное юридическое бюро, устанавливаются договором. За последние несколько лет в России получили свое развитие общественные неправительственные организации по защите прав человека, как правило, специализирующиеся на определенных делах и помогающие малообеспеченным гражданам бесплатно. Однако, юристы всех правозащитных организаций фактически исключены из сферы государственной политики по оказанию юридической помощи малоимущим гражданам. Государству необходимо создавать благоприятный, в том числе налоговый, режим для работы этих общественных (благотворительных) организаций. С другой стороны, необходимо создание государственных юридических приемных, которые могли бы оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь и стать альтернативой бесплатной адвокатской помощи. Как представляется, государство в лице, например, Федеральной регистрационной службы может заключать договоры об оказании бесплатной юридической помощи с изъявившими желание правозащитными организациями, более того, контролировать исполнение таких договоров и помогать информационно. Концепция создания государственных юридических бюро уже давно прижилась за рубежом. Минюст России за образец взял опыт построения системы оказания квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в Финляндии. Законодательная история современной системы юридической помощи в Финляндии началась в 1973 г. с принятия Закона о государственной юридической помощи и Закона о безвозмездном судопроизводстве. В результате реформы 1998 г. обязанность создания системы юридической помощи была возложена на органы государственной власти, в том числе на Министерство юстиции Финляндии. В 2002 г. была проведена очередная реформа системы юридической помощи, в результате которой право на юридическую помощь, оплачиваемую государством, получили не только малоимущие граждане, но и граждане со средним уровнем дохода

Поделиться
Автор
Интересна ли Вам моя публикация?
Рейтинг 0,00. Оценок: 0

Читайте также:

Мы Ссудодатель передаем, а ссудополучатель получает в безвозмездное пользование недвижимое имущество.
Просмотров: 121
Так как Фонды музея нуждаются в юридической и физической сохранности, учете, то эти важные функции выполняет в Государственном музее отдел учета и комплектования.
Просмотров: 80
Консультация юристов и адвокатов
спросить
Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут
Администратор печатает сообщение