Монополия на спасение. Или поговорим об санитарной авиации.
В конце июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее НССА в статусе единственного поставщика услуг санитарной авиации. По сути, компания стала монополистом и теперь может диктовать регионам свои условия, а главное – цены госконтрактов, которые формируются из стоимости летных часов. Если сейчас сумма варьируется от 140 тысяч до 165 тысяч рублей за час (об этом читайте ниже, – Авт.), то теперь никто не помешает НССА поднять цену летного часа, предположим, до 500 тысяч рублей.
Централизовать санитарную авиацию, покупать для этого вертолеты и создавать инфраструктуру за счет внебюджетных источников предложил экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков, который входит в состав директоров компании «Вертолеты России». По большому счету, именно по инициативе Сердюкова была создана Национальная служба санитарной авиации, которая теперь претендует на ежегодные многомиллиардные контракты, оплачиваемые из федерального и регионального бюджетов.
Нет сомнений в том, что санитарная авиация как явление в целом – большое благо. И здесь сложно не согласиться с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой. «Медицинские вертолеты и самолеты – это не только возможность оказать экстренную помощь в отдаленных и труднодоступных районах, но и важная часть системы скорой помощи в крупных городах. Ближайшая цель – сделать воздушную скорую помощь доступной каждому гражданину страны», – заявила Скворцова.
Но, дело в том, что во многих регионах России санитарная авиация работает уже не год и не два, а много лет, и что собственно, проект НССА актуальным для таких регионов назвать сложно.
Деньги в санавиации «крутятся» колоссальные. В рамках национального проекта «Здравоохранение» на развитие санитарной авиации только в Тверской области в 2019 году предусмотрено 70 млн рублей, из которых 59 млн – средства федерального бюджета и 11 млн – регионального.
Основная расходная часть – оплата летных часов и круглосуточных дежурств пилотов и персонала. На данный момент каждый летный час стоит порядка 140 – 165 тысяч рублей, час дежурства – около 2,5 тысяч рублей.
В сложившейся ситуации могут быть три варианта решения вопроса:
1. У региональных МЧС заберут контракты по санитарной авиации и скажут ПРОЩАЙТЕ;
2. По разным контрактам будут работать и санавиация МЧС и санавиация НССА;
3. Контракты будет заключать НССА, а санавиации МЧС предложат подработку. То есть санавиация МЧС станут субподрядчиками.
Каков будет финал на данный момент говорить сложно.