Спросить бесплатно

Образование в Финляндии: полный релакс для психики школьника и учителя

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (5,00) ( 1)
796 просмотров
27 комментариев

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Или почему финское образование считается одним из лучших в мире:

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя, с 1 по 6 класс;

— верхняя, с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

– Школ

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– Всех предметов

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

– Родителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

– Учеников

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

– Учителей

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

– обеды;

– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

– транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Автор: Наталья Киреева, Хельсинки

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Как Вы считаете, школа должна готовить наших детей:

Проголосовало: 30

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать Голосовать
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 1
Рейтинг 5,00

Комментарии (27)

Вверх
7
Вниз

Обыкновенное чудо...

+7 / 0

SavaПишет 17.03.2019 в 18:43
Обыкновенное чудо...

Хотелось. . . чтобы ЧУДО снизошло и до земли Русской. . .

+6 / 0

..а у нас...

Подробнее >>>

+6 / 0

Не во всех районах газ.

+3 / 0

ТатьянаПишет 17.03.2019 в 21:09
Не во всех районах газ.

Последние события показали, что ЭТО безопаснее!

+1 / 0

Но намного дороже.

+1 / 0
Вверх
4
Вниз

Интересно, но очень уж "релаксирующе". Кроме, как "чудо" не назовёшь. Даже другие статьи на эту тему прочитала (разные есть мнения). До земли Русской это точно не дойдёт... У нас сейчас преподаватели заняты "Портфолио" (как впихнуть результаты своей работы в сомнительные "пункты", придуманные методистами, не работавшими в школе), не до детей...

+4 / 0

НатальяПишет 17.03.2019 в 19:49
не до детей...

Ключевые слова, характеризующие российское образование!

+2 / 0
Вверх
3
Вниз

Интересная публикация.

+3 / 0
Вверх
3
Вниз

Школа оказывает услуги готовя все 11 лет к деградации личности в облике ЕГЭ.

+3 / 0

ТатьянаПишет 17.03.2019 в 21:11
Школа оказывает услуги готовя все 11 лет к деградации личности

Убивает в маленьком человечке инициативу, желание мыслить не по шаблону, давит уверенность в себе, которую постоянно надо развивать и поощрять!

+3 / 0

Стоит вспомнить трагические события в США, теракт башни блезнецов 2001 года, американцы сидели и ждали помощи от правительства до взрыва, названивая родным и прощались, это никакая психика не выдержит. А в другой башне, слепой из России на русском сленге вывел практически всех живых по лестнице с сотового этажа надеясь на самого себя.

+3 / 0

Для нас подопытных из Коми (пилотный проект ЕГЭ в 2007) ЕГЭ оказался не таким уж и плохим делом. Поступили в Москву многие (и сейчас поступают), раньше бы "фикушки", там плотная стена была. Вообще-то, кто экзамен может сдать - тот и ЕГЭ сдаст. А "стресс"-он по жизни кругом (с нашей политикой нам ещё, похоже, предстоит...) как его обойти - детей тоже надо учить.

+1 / 0

ЕГЭ практически сдают все, намного проще чем зубрить материал.

+2 / 0

Однако, многие по этому поводу "стонут", особенно в Москве - "стресс" и всё такое.

+1 / 0

Конечно, московские детки поступают в университеты Европы, США.

+1 / 0

А все теперь поступают в Европу и США, особенно, у кого деньги есть. Но в 2007 по экзаменам приезжим поступать не разрешали - только по ЕГЭ, а москвичам - экзамены, а проходной балл по ЕГЭ был фантастический. Некоторые провинциалы пытались скрыть, что у них есть ЕГЭ и сдавали экзамены на 10-20 баллов (на максимум сдавали, в баллах в разных ВУЗах было по разному), но их всё-равно "пробивали" по базе и давали "от ворот поворот", а брали москвичей с более низкими экзаменационными баллами (была свидетелем). Что ЕГЭ "практически сдают все" - не сказала бы, это, смотря на сколько баллов.

+1 / 0

Перебор контрольных этапов обучения, оценки текущие, оценки по четвертям, ещё егэ, это бред. Необходимо модернизировать. Или я отстала? Сеичас что школьники получают за знания: Оценки по 5-бальной системе или иначе? 5 баллов очевидно недостаточно чтобы оценить объем знаний.

0
Вверх
3
Вниз

Финны - это всегда и во всём полный релакс.

+3 / 0

Медведев Дмитрий ВладимировичПишет 18.03.2019 в 06:11
Финны - это всегда и во всём полный релакс.

Похоже, что ИХ не давали веками, как россиян! Психика у них здоровая, комфорт в душе и спокойствие. . .

+4 / 0

ЕленаПишет 18.03.2019 в 09:12
не давали

...на разграбление...

...или не давили...

+3 / 0

SavaПишет 19.03.2019 в 10:48
или не давили...

Не давИли! Ошибочка! Т 9 иногда ТАКОЕ может выдать! Нельзя с ним расслабляться!

0
Вверх
3
Вниз

Образование 0,827 Нацоборона 2,914 В ТРИЛЛИОНАХ РУБЛЕЙ. чуда не будет. К сожалению.

+3 / 0

Александр алексеевичПишет 18.03.2019 в 13:18
чуда не будет. К сожалению

Хотелось бы! Чтобы наши дети были не зажатые и не разболтанные! Уверенные в себе сильные личности! Добрые и умные с крепкими нервами и устойчивой психикой. . .

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.-это потрясающе!

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично-что касается этого, то в России не применимо. За двойки родители лишат интернета, потребуют исправить, и от этого ребёнок получит знания. Если нашего среднестатистического ученика не контролировать посредством оценок, не будет он учиться и вырастит не учем.

+1 / 0

Читайте также

0 X