Закон о наказании за оскорбление власти. Торжество либерализма. Анализ диспозиции нормы
Краткое содержание :
Не готов согласиться с тезисом что, дескать, часть 3 статьи 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» якобы является наступлением на свободы. Ниже предлагается рассмотреть, что стало противоправным в смысле юридического подхода.
Пояснения
Жирным шрифтом выделены те промежуточные варианты, которые образуют итоговые формулировки распространения в конце перечня, выделенные и жирным шрифтом, и курсивом.
Из редакции нормы следует необычный вывод, какой глагол сопровождает словоформу «явное неуважение», по тексту это «оскорбляет явное неуважение».
Вот взять меня в качестве инициатора законопроекта, я бы сформулировал это иначе, применив глагол «выражает явное неуважение», но раз решено произносить «оскорбляет явное неуважение», то будем ждать от прокуратуры именно такого произношения.
Как мы рассмотрели выше, в контексте нормы термин «оскорбляет» является квалифицирующим признаком деяния «распространение». Тоже глагол но дополнительный.
Законопослушные и противоправные варианты распространения
1. Распространение информации на стене пещеры вблизи от туристического маршрута.
2. Распространение информации на асфальте.
3. Распространение информации в информационно-телекоммуникационных сетях, далее – РИ в ИТС.
3.1. РИ в ИТС, выражающей в приличной форме.
3.2. РИ в ИТС, выражающей в неприличной форме, далее – РИ в ИТС, В в НФ.
3.2.1. РИ в ИТС, В в НФ в сфере человеческого достоинства и общественной нравственности.
3.2.1.1. РИ в ИТС, В в НФ, которая никого и ничего не оскорбляет.
3.2.1.2. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет, но только человеческое достоинство.
3.2.1.3. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет, но только достоинство зверей, птиц, рыб или насекомых.
3.2.1.4. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет, но только общественную нравственность.
3.2.1.5. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет, но только индивидуальную нравственность.
3.2.1.6. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
3.2.2. РИ в ИТС, В в НФ в сфере уважения к обществу.
3.2.2.1. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет обычное неуважение к обществу.
3.2.2.2. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет сомнительное неуважение к обществу.
3.2.2.3. РИ в ИТС, В в НФ, которая оскорбляет явное неуважение к обществу.
Не будем раскладывать на варианты остальные понятия, поскольку алгоритм повторяется по шаблону, что выше, просто перечислим оставшееся:
• «оскорбляет явное неуважение к государству»,
• «оскорбляет явное неуважение к официальным государственным символам РФ»,
• «оскорбляет явное неуважение к Конституции РФ»,
• «оскорбляет явное неуважение к органам, осуществляющим государственную власть в РФ».
Вывод
Как видим, называть эту новую норму права «закон о наказании за оскорбление власти» является юридически некорректным. Ооскорбление власти и по сей день не указано в качестве противоправного деяния, в отличие от информации, оскорбляющей самое государство, как институт, или орган государства, то есть одно из, образно говоря, зданий государства.
При этом законодатель решил перечислить виды поведения, которые в некоторой своей части не были известны практике распространения информации.
Так, не уверен что где-либо встречались факты оскорбления Конституции РФ, разве что сей документ в планах изменить до неузнаваемости, установив например в качестве высшей ценности фамилию какого-нибудь человека. Такое предположение объясняет, почему противоправным не стало, скажем, оскорбление федеральных законов. Но даже и при таком предположении трудно описать образ человека, оскорбляющего документ, непонятно кому и для чего это нужно.
При этом за рамками противоправности осталось самое актуальное для оппонентов созданного положения в стране – возможность критиковать персон, наделенных властными полномочиями. Со всей очевидностью можно утверждать, что в этом вопросе не изменилось ровным счетом ничего.