Спросить бесплатно

Интеллектуальная собственность как объект защиты коммерческой тайны

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
70 просмотров
0 комментариев

Интеллектуальная собственность как объект защиты коммерческой тайны

В современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности его деятельности. Одной из главных составных частей экономической безопасности является информационная безопасность.

Безопасность ценной информации (документов) определяется степенью защищенности от последствий экстремальных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, а также пассивных и активных попыток злоумышленника создать потенциальную или реальную угрозу (опасность) несанкционированного доступа к документам с использованием организационных и технических каналов, в результате чего возможно хищение и неправомерное использование злоумышленником информации в своих целях (ее модификация, подмена, фальсификация, уничтожение).

Документируемая информация, используемая предпринимателем в бизнесе или управлении предприятием, является его собственной или частной информацией, представляющей для него значительную ценность, его интеллектуальной собственностью [14, с. 199-202].

Информация, имеющая интеллектуальную ценность для предпринимателя, обычно разделяется на два вида:

техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п.

деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.

Ценная информация охраняется нормами права, товарным знаком или включается в категорию информации, составляющей коммерческую тайну предприятия. Коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идей или ее хищения и воспроизводства, опубликования и перехода информации в категорию общеизвестных.

Документы, содержащие сведения, которые составляют негосударственную тайну (коммерческую, банковскую тайну) или содержат персональные данные, именуются конфиденциальными. Несмотря на то, что конфиденциальность является синонимом секретности, этот термин широко используется исключительно для обозначения информационных ресурсов ограниченного доступа, не отнесенные к государственной тайне.

Под конфиденциальным документам понимается необходимым образом оформленный носитель документированной информации, содержащий сведения, которые относятся к негосударственной тайне и составляют интеллектуальную собственность юридического или физического лица. Обязательным признаком конфиденциального документа является наличие в нем информации, подлежащей защите.

В предпринимательских структурах к конфиденциальным относятся следующие документы: документы, содержащие сведения, которые их собственник или владелец в соответствии с законодательством имеет право отнести к коммерческой тайне, а также документы и базы данных, фиксирующие любые персональные (личные) данные о гражданах, а также содержащие профессиональную тайну (ноу-хау), технические и технологические новшества (до их патентования).

Рядом законодательных актов Российской Федерации регулируются правила использования интеллектуальной собственности и устанавливается ответственность за их нарушения.

Существует три общепринятых метода защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право и коммерческая тайна.

Патентом оформляется право патентообладателя законно монополизировать использование своего изобретения в течение установленного законом периода времени. Срок действия патента гражданским законодательством Российской Федерации определен в 20 лет. Основным принципом патента является его обязательная открытость, что, с одной стороны, способствует ускорению научно-технического прогресса, а с другой – не представляет никакой угрозы владельцу патента, так как в течение всего срока действия патента его обладатель имеет исключительное право на производство, использование и продажу своего изобретения. Патент является методом защиты, как правило, промышленной, а не коммерческой информации [16, с. 86-88].

Авторское право, напротив, защищает только форму, в которой выражена конкретная идея, а не саму идею. Это особенность отличает авторское право и от патента, и от коммерческой тайны, которые относятся к сущности и содержанию идеи. Таким образом, прибегать к авторскому праву имеет смысл лишь тогда, когда надо защитить форму. Это применимо, прежде всего, к литературному творчеству, музыке, программному обеспечению. Вместе с тем, для большинства видов промышленной и коммерческой информации авторское право не является оптимальным методом защиты. Однако действующее законодательство позволяет при определенных условиях регистрировать программные продукты с выдачей свидетельства как охранного документа.

Вступивший в силу федеральный закон «О коммерческой тайне» в 2004 году внес определенную ясность по поводу защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Следует сразу оговориться, что установление режима коммерческой тайны на предприятии на риск и страх предпринимателей позволяет при осуществлении определенных мероприятий и соблюдения режима конфиденциальности обеспечить сохранность сведений, составляющих коммерческую тайну, включая ноу-хау (т.н. секреты производства и управления). Нередко, отдельные предприниматели умышленно не регистрируют технологические методы производства, сохраняя их как ноу-хау в тайне от потенциальных конкурентов на стадии апробирования и испытания, а после успешных испытаний оформляют заявочные материалы на получение патента.

При этом важно уяснить разницу между патентной охраной информации и охраной информации посредством ноу-хау (коммерческой тайны как специально установленного режима сохранения конфиденциальной информации).

1. При патентной охране защищается не сама информация, а несанкционированное использование ее в экономическом обороте, т.к. она открыта для ознакомления всем желающим (по истечении 18 месяцев с даты приоритета в официальном бюллетене Роспатента публикуются сведения о формуле изобретения, а по истечение 6 месяцев с даты регистрации – сведения о патенте). При помощи коммерческой тайны охраняется как сама информация, так и ее использование, а лицо, неправомерно использующее эти сведения (ноу-хау), обязано возместить убытки обладателю информации.

2. В патентной охране важен приоритет информации. Патентную охрану получает лицо, которое первым подало заявку на изобретение. Для коммерческой тайны (ноу-хау) приоритет не играет никакой роли, т.к. сама информация известна только ее обладателю.

3. Порядок использования изобретения подробно регламентирован Патентным законом РФ. Порядок использования коммерческой тайны определяется договором между покупателем и продавцом.

4. Срок патентной защиты определен сроком действия патента - 20 лет. Для защиты коммерческой тайны (ноу-хау) не устанавливается каких-либо конкретных сроков.

К договорам о передаче коммерческой тайны применяются общие правила о гражданско-правовых договорах.

Продавец коммерческой тайны при заключении договора должен обратить внимание на следующие моменты.

а) Перед заключением договора о передаче ноу-хау заключить предварительный договор о сохранении конфиденциальности передаваемых сведений (опционное соглашение). При этом определить, какие сведения должны оцениваться сторонами как конфиденциальные, и поэтому их следует держать в тайне.

б) Договор должен содержать условия об обеспечении конфиденциальности полученной информации покупателем путем принятия надлежащих мер по ее охране.

в) В договоре следует предусмотреть возможность или запрещение дальнейшей передачи полученных сведений третьим лицам.

г) Целесообразно определить в договоре о передаче сведений, составляющих коммерческую тайну, кто будет предъявлять иск при выявлении лица, неправомерно использующего коммерческую тайну (ноу-хау).

Установленный режим коммерческой тайны на предприятии может сослужить добрую службу в переговорном процессе с возможными контрагентами. Так, он позволяет легко манипулировать словами (документы под грифом «Конфиденциально») и отфильтровать недобросовестных партнеров и контрагентов, проявляющих повышенный интерес к вашим разработкам. В случае настойчивых предложений проверить ваши идеи, провести испытания, изготовить опытный образец по вашим чертежам, вам представляется целесообразным передать конфиденциальные документы на основе опционного соглашения (приложение 14), а не на доверии.

В Патентном законе Российской Федерации содержится норма о праве преждепользования, применить которую возможно при возникновении спора между двумя лицами, одновременно претендующими на приоритет объекта промышленной собственности. Для целей сбора доказательной базы о преждепользовании необходимо на всех этапах опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (НИОКР) документировать юридически значимые действия о ходе этих работ. Например, издание приказов о проведении НИОКР с указанием тематики исследований (разработок) и конкретных исполнителей, составление протоколов о результатах НИОКР, заслушивание отчетов о НИОКР и т.п.

Развивающиеся рыночные отношения, а также активное продвижение зарубежных инноваций в экономику России, предъявляют к предпринимателям особые условия организации патентной политики при использовании объектов интеллектуальной собственности с целью защиты экономических интересов предприятия.

К таким особенностям патентной политики предприятия следует отнести, во-первых, совершенствование традиционной схемы маркетинга.

Чтобы вложенные деньги вернулись в виде доходов и прибыли предприятию необходимо пройти сложный и долгий путь (цикл обращения) от вложения денежных средств в развитие производства до серийного выпуска произведенной продукции на основе идеи (изобретения, промышленного образца).

Практика зарубежных предприятий выработала более краткий путь (цикл обращения) получения прибыли (дохода) на основе использования объектов интеллектуальной собственности. Суть этого пути заключается в реализации не конечного продукта (товара), а результатов интеллектуальной деятельности (результаты НИОКР, рабочая документация), т.е. нематериальных активов (НМА). Результаты интеллектуальной деятельности могут быть проданы потенциальным субъектам на основе лицензионных договоров. Кроме того, к НМА относятся:

изобретения, полезные модели;

промышленные образцы;

товарные знаки;

фирменное наименование и т.д.

Как показывает практика деятельности зарубежных фирм, НМА живут дольше и стоят больше, чем основные средства и результаты НИОКР, не защищенные охранными документами. Все зависит от патентной политики предприятия, сущность которой состоит в планомерном формировании портфеля патентов, или образно говоря, предприятия должны долго и тщательно «плести паутину патентов» в избранной тематике научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Чем больше ответвлений в собственной патентной сети, тем более защищен бизнес. Для достижения этой цели и получения приоритета целесообразно направлять максимальное количество заявок на изобретения по избранной тематике исследований и разработок в Роспатент (даже не ходатайствуя о проведении экспертизы по существу заявки). Дело в том, что «Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности по истечении восемнадцати месяцев с даты подачи заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, публикует в своем официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение…» (п. 6 ст. 21 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1). Данное обстоятельство обеспечивает в будущем возможность противопоставления заявкам потенциальных конкурентов и сохранения приоритета на ранее заявленное изобретение.

Второй особенностью патентной политики предприятия является завоевание интеллектуального рынка России. Для чего зарубежные фирмы активно патентуют новые технологии и изделия в России. Иногда патентуют заведомо ложные изобретения, чтобы ввести конкурентов в заблуждение и направить по ложному пути научных исследований.

Поэтому, выходя на рынок с интеллектуальным продуктом, необходимо проверить этот продукт на патентную чистоту (не взирая на то, что он защищен охранным документом), особенно по изобретениям, зарегистрированным иностранцами в Российской Федерации.

К третьей особенности патентной политики предприятия можно отнести патентную стратегию предприятия. Суть этой стратегии состоит в запрещении третьим лицам использовать изобретения и другие объекты промышленной собственности, принадлежащие предприятию, в возможности вложения в уставный капитал нематериальных активов, а также в широком использовании в рекламе товарной продукции упоминаний об интеллектуальной собственности предприятия с целью формирования деловой репутации и позитивного имиджа фирмы.

Кроме того, объекты интеллектуальной собственности должны учитываться на балансе предприятия как нематериальные активы, оценка которых снижает налогооблагаемую базу прибыли предприятия.

Службы экономической безопасности могут оказать неоценимую поддержку предприятию по выявлению контрафактной продукции на рынке производимой предприятием товаров и продукции. По материалам проверки могут быть возбуждены уголовные дела по ст. 147 УК РФ (незаконное использование изобретения без согласия автора). Кроме того, антимонопольный орган вправе возбудить и рассмотреть дела о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении юридических лиц, в частности, за «продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг» (пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности осуществляется тремя способами:

полная передача прав (уступка патента);

передача прав по лицензионному договору;

передача ноу-хау.

Наиболее привлекательной формой передачи прав на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности является лицензионный договор (приложение 13). Лицензионный договор - это необычная сделка. На основе лицензионного договора осуществляется предоставление прав на использование объектов промышленной собственности третьему лицу с согласия патентообладателя. К особенностям лицензионного договора можно отнести следующее:

товар является нематериальным (передаются исключительные права на объект промышленной собственности);

исключительные права передаются на временное пользование, на определенной территории и на возмездной основе.

Чтобы исключить утечку конфиденциальной информации в процессе переговоров с потенциальным покупателем лицензии (лицензиатом), необходимо конструкторскую и технологическую документацию передавать на основе опционных лицензионных соглашений, где должны быть отражены обязательства о неразглашении сведений конфиденциального характера.

В упомянутом законе «О коммерческой тайне» впервые законодательно закреплены понятия, отнесенные к сфере защиты конфиденциальной информации. Среди них: «коммерческая тайна», «информация, составляющая коммерческую тайну», и «режим коммерческой тайны». Эти понятия были уточнены в IV части Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 года. Приведем эти дефиниции дословно, как это определено в контексте закона.

«Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» (п. 1 ст. 3 Закона).

«Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых введен режим коммерческой тайны» (п. 2 ст. 3 Закона).

«Режим коммерческой тайны – правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности» (п. 3 ст. 3 Закона).

В соответствии с действующим законодательством о коммерческой тайне необходимо на предприятии установить режим коммерческой тайны путем принятия внутренних локальных нормативно-правовых документов. Важнейшими из них являются приказы об установлении режима коммерческой тайны; о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну; о списке лиц, допущенных к работе с конфиденциальными документами, содержащими сведения, составляющие коммерческую тайну; Номенклатура конфиденциальных дел и журналов учета; Положение о защите коммерческой тайны; Инструкция о порядке учета, обращения и хранения документов, дел, изданий, программных продуктов и носителей информации, содержащих коммерческую тайну, а также договор о сохранении коммерческой тайны (образцы документов представлены в приложении).

Порядок работы с документами, содержащими коммерческую тайну, должен быть подробно прописан в Инструкции о порядке учета, обращения и хранения документов, дел, изданий, программных продуктов и носителей информации, содержащих коммерческую тайну. Основным принципом организации конфиденциального делопроизводства является регистрация и учет документов и других носителей информации (включая машинные носители), содержащих сведения, составляющих коммерческую тайну, в процессе всего длительного документооборота от момента их создания, пересылки, хранения, размножения до момента уничтожения. Регистрация и учет конфиденциальных документов (иных носителей информации) осуществляется в специальных журналах учета (образцы журналов представлены в приложении) уполномоченным лицом (как правило, сотрудником службы экономической безопасности), назначенным приказом генерального директора. Перечень конфиденциальных дел и журналов учета утверждается и вводится в конфиденциальный документооборот приказом генерального директора предприятия.

На документах, содержащих коммерческую тайну, делах, изданиях в правом верхнем углу проставляется гриф «Строго конфиденциально» («СК»), «Конфиденциально» («К») с указанием правообладателя конфиденциальной информации, количество экз., рег. №. Срок действия коммерческой тайны, содержащейся в документе, определяется в каждом конкретном случае исполнителем или лицом, подписавшим документ. На оборотной стороне последнего листа каждого экз. документа, содержащего коммерческую тайну, печатается разметка, в которой указывается количество отпечатанных экз., рассылка (кому адресован документ), фамилия исполнителя, дата изготовления документа, № машинного носителя (МН).

Свои особенности имеет работа с конфиденциальной информацией на персональных компьютерах (ПЭВМ). Здесь следует помнить следующие важные правила. Во-первых, отпечатанные на ПЭВМ и подписанные документы с грифом «СК» и «К» вместе с их файлами (черновиками) передаются для регистрации уполномоченному лицу службы экономической безопасности. Уполномоченное лицо уничтожает файлы (черновики) с подтверждением факта уничтожения записью на оборотной стороне последнего листа каждого экз. документа. Во-вторых, печатание конфиденциальных материалов (документов) с грифом «СК» и «К» на ПЭВМ производится на учтенных машинных носителях (диске, дискете), зарегистрированных уполномоченным лицом в журнале учета машинных носителей и выданных под роспись лиц, допущенных к работе с конфиденциальной документацией. В-третьих, печатание конфиденциальных материалов (документов) с грифом «СК» и «К» на жестком диске ПЭВМ не допустимо, а также запрещается снятие копий документов с машинных носителей на неучтенные машинные носители, в том числе с помощью «флеш-диска».

Кроме того, следует обеспечить защиту конфиденциальной информации, временно хранящейся в ПЭВМ и в корпоративной сети передачи данных, специальными программами защиты от несанкционированного доступа. Это может быть механическое экранирование компьютера или более современные системы защиты методом идентификации пользователя, а также с использованием ключа. В случае подключения персонального компьютера к корпоративной или локальной сети предприятия запрещается сохранять информацию с грифом «СК» и «К» на жестком диске компьютера.

Интересен опыт зарубежных фирм, которые для ограничения фотокопирования конфиденциальных документов выпускают их оригиналы на специально окрашенной бумаге либо на бумаге, которая при копировании на ксероксе воспроизводит информацию с предупреждением, что это копия [16, с. 92].

В вопросах информационной (компьютерной) безопасности на предприятии положение вещей должно быть четко задокументировано в локальных внутренних документах, что необходимо для юридических и практических целей. Персональные ЭВМ, аппаратные средства, линии связи и программное обеспечение к ним требуют к себе особого внимания с точки зрения информационной безопасности. Так, в целях обеспечения информационной безопасности необходимо использовать стандартные процессы, процедуры и средства безопасности, включая:

системы обнаружения вторжения;

брандмауэры;

мощные системы и процессы резервного копирования и восстановления;

своевременное обновление программ и операционных систем последними дополнениями (патчами);

мощные системы паролирования доступа ко всей информации, системам оборудования (смарт-карты, системы ключей и биометрия);

шифрование;

виртуальные закрытые сети;

антивирусные программы;

периодические проверки безопасности [20, с. 249-251].

Любая информация, как конфиденциального характера, так и самая обычная, может быть уничтожена в результате стихийного бедствия (пожара, наводнения, перепадов напряжения в энергосети, магнитных бурь и т.п.). В этом случае самым надежным и дешевым способом избежать затрат на восстановление утраченной информации является хранение вне помещений фирмы резервных (дублирующих) копий наиболее важных программ и баз данных.

Вместе с тем, слабейшее звено в большинстве систем – это человек. В книге «Секреты и ложь: цифровая безопасность в сетевом мире» Брюс Шнейер так описывает это явление «Социальный инжиниринг обходит шифрование, компьютерную безопасность, сетевую безопасность и все остальное, связанное с технологией. Он работает напрямую со слабейшим звеном любой системы безопасности – бедным человеческим существом, пытающимся сделать свою работу и ждущим помощи в затруднительных ситуациях» [10, с. 334].

С персоналом предприятия, особенно с лицами, допущенными к работе с конфиденциальной информацией, необходимо провести большую разъяснительную и профилактическую работу, заключив с каждым лицом договор о сохранении коммерческой тайны. Договор носит гражданско-правовой характер и может быть доказательством в суде в случае умышленного или неосторожного разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну. С остальной категорией работников, включая представителей контрагентов, при необходимости отбирается обязательство о неразглашении сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну. Для каждого работника, с которым заключен договор о сохранении коммерческой тайны, необходимо разработать памятку о порядке работы с конфиденциальными документами и порядке присвоения грифа конфиденциальности документам ограниченного пользования.

В памятке должно быть указаны следующие правила работы с конфиденциальной документацией. Так, исполнитель при разработке того или иного документа, подпадающего под категорию конфиденциальных документов, обязан:

поставить в известность своего непосредственного начальника о необходимости отнесения документа к конфиденциальным с целью присвоения данному документу соответствующего грифа конфиденциальности;

передать исполненный документ уполномоченному лицу для регистрации в журнале учета внутренних документов;

после регистрации получить документ для исполнения и работы с ним под роспись в журнале учета внутренних документов;

внести запись о движении документа в внутреннюю опись документов, находящихся у исполнителя;

хранить конфиденциальный документ в сейфе (металлическом ящике) и не оставлять его без присмотра в ходе работы с ним;

черновые записи вести в рабочих тетрадях, учтенных в журнале учета рабочих тетрадей.

Кроме того, работник обязан:

строго хранить в тайне сведения, отнесенные к коммерческой тайне, ставшие ему известными по службе или иным путем;

работать только с теми сведениями и документами, содержащими коммерческую тайну, к которым он получил доступ в силу служебных обязанностей;

при участии сторонних организаций работник знакомить их представителей со сведениями, составляющими коммерческую тайну, только с письменного разрешения руководителя структурного подразделения предприятия;

немедленно сообщить в службу экономической безопасности об утрате или недостаче документов, изделий, содержащих коммерческую тайну, удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, сейфов, хранилищ, личных печатей, а также об условиях и причинах данного обстоятельства;

при увольнении, перед уходом в отпуск, отъездом в длительную командировку сдать в уполномоченному лицу все носители коммерческой тайны (черновики, документы, магнитные ленты, диски, дискеты, распечатки, кино-фотоматериалы, модели, образцы изделий и т.д.).

Гриф конфиденциальности документов определяется исполнителем с учетом степени важности и коммерческой ценности охраняемой информации. При этом руководящим документом может являться приказ генерального директора о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.

Даже в случае отсутствия на предприятии интеллектуальной собственности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, других объектов промышленной собственности, необходимость введения режима коммерческой тайны остается актуальной. Поскольку нормами гражданского и трудового законодательства Российской Федерации, а также специальными федеральными законами предусматривается необходимость защиты конфиденциальных сведений на предприятии.

Так, в п. 2 ст. 139 ГК РФ указано, что «информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами». В абзаце 3 ст. 90 ТК РФ установлено, что «…Лица, получающие персональные данные работника обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности)…». В п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ также записано: «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

Кроме гражданско-правовой ответственности за нарушения федерального закона о коммерческой тайне виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 13.14 КоАП РФ), а также к уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Читайте также

0 X