Aleksur
AleksurПодписчиков: 733
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.3к

Самолет с капсулой для спасения пассажиров при катастрофе

277 просмотров
1 дочитывание
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Спастись из падающего самолета Парашют, катапульта и другие неработающие идеи изобретателей

После каждой авиакатастрофы многие люди задаются одним и тем же вопросом: почему в ХХI веке никто до сих пор не придумал и не внедрил систему спасения из падающего самолета. По просьбе «Медузы» Владислав Воронин нашел самые распространенные варианты решения этой проблемы и объяснил, что мешает их применять.

Капсула с парашютом

вылетает через хвост самолета

Два года назад киевский инженер Владимир Татаренко повесил на ютьюбе ролик «Самолет с устройством спасения». На видео обычный пассажирский лайнер вдруг начинает падать из-за возгорания в двигателе, но люди не погибают — их спасает капсула, которая катапультирует весь салон через хвостовую часть самолета и потом медленно спускает на землю на парашюте. Ролик никто не заметил: он не набрал ни одного комментария и даже десяти тысяч просмотров. Популярность резко пришла после авиакатастрофы на Синайском полуострове, в которой погибли 224 человека. В сообществе Street FX Motorsport & Graphics видео собрало более 18 миллионов просмотров.

Свою систему Татаренко запатентовал еще в 2010 году. Большую часть жизни он проработал на Киевском авиационном заводе и не раз входил в комиссии по расследованию катастроф. «Это оставляет определенный отпечаток, начинаешь задумываться: что же в проектировании самолетов идет не так, как хотелось бы? Все характеристики улучшаются, материалы более современные и прочные, некоторые системы имеют четыре степени защиты, но при аварии это ничего не дает, потому что она быстротечна. Выход один — успеть эвакуировать всех», — рассказал «Медузе» изобретатель.

Капсула с креслами для пассажиров и экипажа, по задумке Татаренко, должна отделяться от фюзеляжа за две-три секунды. Сначала из хвостовой части вылетает специальный парашют, который следом вытаскивает саму капсулу.

Почему эта система не используется

Во-первых, капсулу невозможно встроить в существующие модели Boeing и Airbus, которыми пользуется большинство авиакомпаний. В идеале для этой системы нужно конструировать новые самолеты, а это может занять 10-15 лет и потребовать огромных финансовых вложений. Чтобы авиаперевозчики и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) взялись за такой масштабный проект, они должны быть уверены в надежности системы. А доказать ее сейчас невозможно.

«Американцы, например, сделали подобную отделяемую кабину на военном самолете F-111. Но вероятность спасения такими методами получалась 50 на 50, максимум — 65 из 100. Этого мало, — рассказывает генерал-майор и заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — В частности, при установке подобной системы самолет стал бы тяжелее тонн на пять — и сколько бы потребовалось тяги, энергетических запасов, чтобы все работало как надо? Исследования были закончены. И сейчас боевая авиация пошла по однозначному пути: средство спасения — катапульта».

Внедрение такой капсулы приведет к тому, что самолет, рассчитанный на 200-300 человек, сможет перевозить вполовину меньше, вдвое дороже, при этом без стопроцентной гарантии спасения пассажиров в случае катастрофы.

Парашют

для всего самолета

В 1975 году в США потомок русских эмигрантов Борис Попов упал с высоты 120 метров вместе с дельтапланом, который внезапно вышел из строя. Выжить удалось только благодаря многолетним занятиям гимнастикой: пилот вовремя сгруппировался и подготовился к удару о воду.

Через пять лет после этого Попов открыл фирму Ballistic Recovery Systems (BRS), которая занялась производством парашютов для небольших летательных аппаратов. Уже в 1982 году был выпущен первый парашют для легкого спортивного самолета, а еще через год система впервые спасла жизнь летчику при аварии.

Принцип работы прост: система в течение одной секунды реагирует на возникновение аварийной ситуации и быстро выбрасывает парашют, который постепенно снижает скорость падения самолета и обеспечивает относительно мягкое приземление.

За всю историю существования BRS продала более 29 тысяч парашютных систем производителям легких самолетов Cirrus, Flight Design и Cessna. Благодаря этому, как отмечают в компании, удалось спасти жизни более 300 человек.

Недавний случай парашютного приземления самолета на аэрошоу в Аргентине. Пилот не пострадал. 16 августа 2010

Почему эта система не используется на больших самолетах

Из-за несовершенства материалов. Современные парашютные ткани способны выдержать только маленькие самолеты с пятью-шестью пассажирами, сейчас ведется разработка более прочной системы для 12-местных самолетов.

«Чтобы безопасно спустить самолет на землю, надо исходить из формулы „1 фунт веса — 1 квадратный фут парашютной ткани“. Допустим, чтобы спустить Boeing 747, понадобится полмиллиона квадратных футов ткани, для Airbus A320 — около шести парашютов, каждый из которых будет размером с футбольное поле», — отметил изобретатель в интервью Engineering and Technology Magazine. В таком случае либо могут быть превышены предельные значения грузоподъемности самолетов, либо придется радикально уменьшать вместимость, что принесет убытки авиакомпаниям.

По словам Попова, необходимо дождаться, когда создадут ткань, которая будет весить в десять раз меньше нынешних, но при этом будет очень прочной. Тогда использование парашютов для больших самолетов окажется и безопасным, и экономически целесообразным. По прогнозу изобретателя, только на создание таких тканей требуется 5-10 лет.

Герметик

защищает пассажиров от удара

Самая необычная система спасения самолета придумана молдаванином Александром Баланом. В ней не используются ни капсулы, ни парашюты — суть в том, что при аварии и ударе о землю самолет не взрывается, а пассажиры не получают серьезных повреждений.

В керосин впрыскивается смесь с засекреченной формулой, которая превращает топливо в твердое вещество, по структуре напоминающее песок. Благодаря этому, как рассказывает Балан, удается избежать взрыва или возгорания керосина.

Вторая система — это гибридное вещество, которое хранится в специальных титановых капсулах. За восемь секунд до предполагаемого крушения система автоматически распыляет это вещество, при контакте с воздухом его объем увеличивается в 416 раз за три секунды. В итоге пена в виде небольших шаров принимает более твердую форму, окружает пассажира и не позволяет ему двигаться даже при очень сильном толчке или ударе. Спустя 30 секунд вещество снова становится жидким и освобождает людей.

Развитием системы безопасности Балана занимается компания ABE SA, которая базируется в США и пытается привлечь инвестиции для финальных тестов. Соучредитель компании Тим Андерсон отмечает, что при падении самолета система способна защитить пассажиров от перегрузок 100 g (при аварии болида «Формулы-1» встречаются перегрузки 40 g).

«Если самолет не разрушился в воздухе, система будет работать оптимально. Даже при отказе двигателей у пилота есть шанс произвести относительно безопасную посадку, не носом в землю. В таком случае наша система может спасти жизнь пассажирам и облегчить травмы», — сказал Андерсон.

Почему эта система не используется

Изобретение Балана поддержала Международная организация гражданской авиации (ИКАО), рассказал «Медузе» Андерсон, поэтому за ее испытаниями будут следить серьезные эксперты.

Сомнения в первую очередь касаются медицинских показателей — непонятно, чем будут дышать пассажиры, когда их накроет пена, не заполнит ли пена дыхательные пути пассажиров и так далее.

Просто капсула

сама разрушает самолет

Еще одну систему капсульного спасения пассажиров запатентовал Гамид Халидов, бывший советник президиума Дагестанского научного центра РАН по изобретательству и инновациям. Свой метод он придумал и расчертил менее чем за две недели. Первая мысль пришла 9 марта 2000 года, когда при крушении самолета Як-40 в аэропорту Шереметьево погиб журналист Артем Боровик. «Я настолько уважительно относился к его работе, что меня очень задела эта история, я вместе с сыном начал думать, как можно отделить судьбу пассажиров от судьбы самолета. Было вдохновение, поэтому буквально 23 марта мы пошли подавать документы на более чем 10 патентов по этому поводу», — рассказывает изобретатель.

Система Халидова заключается в том, что спасательные капсулы с пассажирами вырываются из самолета, разрушая его.

В 2000 году Халидов просил российское правительство о содействии в производстве капсул, однако не получил никакого ответа. Он даже встречался с главным конструктором самолета Ту-334, серийное производство которого так и не было запущено. По словам изобретателя, через полчаса общения конструктор Ту-334, раньше занимавшийся мягкой посадкой ракетных систем, признал необходимость и полезность капсульного метода.

Почему эта система не используется

Как отмечают авиаконструкторы, метод с разрушением частей самолета слишком опасен из-за взрывчатых веществ на борту, которые установят для вылета капсулы: детонация может случайным образом произойти даже в случае удара молнии. Кроме того, сохраняются минусы, описанные в первом пункте (недостаток технологий, нестабильность работы).

Парашют

для каждого пассажира

Эта идея приходит в голову всем, кто когда-либо думал о спасении пассажиров из падающего самолета.

Почему эта система не используется

Во-первых, даже чтобы открыть дверь на большой высоте, потребуется время. Сначала нужно выпустить весь воздух, разгерметизировать самолет, а только потом направляться к выходу. Если дверь отстреливать без разгерметизации, произойдет взрывная декомпрессия, которая приведет ко мгновенной смерти всех пассажиров.

Просто выпрыгнуть из самолета тоже не получится. При полете со скоростью около 900 километров в час человека разорвет мощнейшим набегающим потоком воздуха. Именно поэтому на военных самолетах установлены целые спасательные механизмы, в которые входит не только парашют с катапультируемым креслом, но и кислородная система с подачей воздуха в легкие, защитный шлем и отдельные механизмы, которые выстреливаются над летчиком для рассечения набегающего потока воздуха.

7 комментариев
Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Игорёв Антон Анатольевич
Подписчиков 29
сегодня, 19:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.8к
В Брянской области, на фоне захватывающих событий, была завершена масштабная ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Игорёв Антон Анатольевич
Подписчиков 29
сегодня, 18:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.8к
В новом эпизоде международной драмы, президент США Джо Байден вновь выступил ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Корвацкий Владимир Николаевич
Подписчиков 294
сегодня, 16:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг81.6к
Совсем недавно, 4 апреля 2024 г. я, как Самозанятый, стал пользователем системы Диадок.Контур, Екатеринбург.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Денис
Подписчиков 9415
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.7М
В экономике России давно существует просто колоссальный перекос. С одной стороны, богатство ...
Подробнее
Неинтересно
-2
124
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1233
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Здравствуйте, уважаемые читатели юридического сайта 9111.ru!
Подробнее
Неинтересно
-1
63
Валерий Ш
Подписчиков 26748
сегодня, 13:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг43.8М
Это видео уникально тем, что существует сразу в двух временных измерениях: молодой ...
Подробнее
Неинтересно
02:40
Поделитесь этим видео
0
31
Марина
Подписчиков 4623
сегодня, 15:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.9М
Заместитель министра обороны Российской Федерации Тимур Иванов отправлен в СИЗО до 23 июня.
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
0
10
Казак Анатолий
Подписчиков 6966
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.5М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
22
Шевчук Дарья Сергеевна
Подписчиков 278
сегодня, 06:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.4М
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
0
17
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 45499
вчера, 21:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.6М
Автор о жизни (вспомнила 2010 г)Встречи с мужчинами с сайта знакомств - есть ли подвох?Добрый день,...
Подробнее
Неинтересно
-4
153
Александр
Подписчиков 8746
сегодня, 15:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.4М
На мой шестидесятилетний юбилей собрались не только родственники, но все знакомые Советского времени,...
Подробнее
Неинтересно
0
14
Кочетков Александр Владиленович
Подписчиков 93326
сегодня, 13:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.8М
Краткое содержание:1. Введение.2. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!
Подробнее
Неинтересно
0
19
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19732
сегодня, 13:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.4М
Добрый день. Гости и пользователи сайта. Ко мне обратилась доверительница с таким вопросом:...
Подробнее
Неинтересно
02:06
Поделитесь этим видео
0
12