Спросить бесплатно

Потребительский терроризм: зло или благо ?

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
314 просмотров
14 комментариев

Закон РФ "О защите прав потребителей" действует в России с февраля 1992 г. Все мы, в той или иной степени, являемся потребителями: приобретаем товары, пользуемся всевозможными услугами.

Однако, тот максимальный уровень защиты, который данный Закон обеспечил потребителю, не только гарантирует справедливое разрешение конфликтных ситуаций, но и, зачастую, создает почву для злоупотреблений. Ведь чем больше у потребителя прав, тем больше возможности для всевозможных злоупотреблений со стороны недобросовестных граждан.

Для большинства юристов не является секретом то, что несовершенство закона, лояльность судей к потребителям, а главное - постоянные, зачастую некомпетентные, заявления журналистов о том, что клиент всегда прав, приводят к тому, что количество агрессивно настроенных потребителей растет в геометрической прогрессии. Более того, для многих потребителей, юридическая безграмотность и неумение (нежелание) предпринимателей защищать свои права, стали для многих наших граждан источником дополнительного дохода. Настолько, что у данного явления появились специальные термины - "потребительский экстремизм" или "потребительский терроризм".

Под термином "потребительский экстремизм" обычно понимается недобросовестное поведение со стороны клиента, основная цель которого - не защита своих прав, а получение материальной выгоды. Такое недобросовестное поведение можно квалифицировать как злоупотребление правом (ст. 10 Гражданского кодекса РФ).

Последствием удовлетворения иска потребителя является не только взыскание судом ущерба, но так же взыскание неустойки, размер которой составляет 0,5-3% цены товара (услуги); штрафа в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований и компенсации морального вреда. Порой сумма ущерба возрастает в десятки раз и ложится тяжким бременем на плечи предпринимателей.

Соответствует ли такая мера ответственности тому ущербу, который несет потребитель или пришло время пересмотреть отношения возникающие между потребителем и предпринимателем?

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00

Комментарии (14)

Вверх
1
Вниз

Сама сталкивалась с таким «экстремизмом». Очень часто потребители пытаются все ввернуть по «закон о защите прав потребителей»

Самая частая и негативная ситуация, когда покупатель приобретает товар на один раз - для фото, вечеринки и подобных разовых событий. После этого товар приносится на возврат. Внешний вид и бирки при этом остаются, но денег предприниматель не получает.

Сталкивались с невероятной ситуацией, когда подросток купил сладости, вскрыл их и родители пришли их менять, так им не понравилось что подросток истратил деньги. Никакие слова о незаконности их действией, сертификаты и документы не помогли. Папаша ребенка выскочил на улицу, отломал у директроской машины задний дворник, сел в свою машину и укатил. Полиция назвала это мелким хулиганством и ничего ему не сделала, для нас это стоило 7000 руб и потраченные нервы.

Закон нужно персматривать однозначно, чтобы и права предпринимателей защитить и потребителей не лишить их прав.

0 / -1

Гораздо чаще кидают потребителей, не смотря на ЗПП.

+2 / 0
Вверх
1
Вниз

Хотелось узнать причины возникновения "потребительского терроризма" кому он выгоден в первую очередь, ведь как известно, ничто не возникает на пустом месте.

+1 / 0

Причина - нажива. Выгоден - Потребителю.

0 / -2

Ответ не однозназный. Он требует многостороннего рассмотрения. Терроризм - это метод который преследует различные цели. Извлечение выгоды, это одна из них, этим методом пользуются для устрашения нерадивых поставщиков услуг. Которым проще оплатить сумму указанную в претензии, чем доводить дело до проверок и до суда. И пользуются им, не столько потребители, сколько юридические компании, в лице молодых и амбициозных юристов, для которых этот способ, является самым выгодными в плане вознаграждения за оказанные услуги. Потребитель является лишь посредником. Или нет?

0

Не всегда. Появились потребители которые занимаются этим на "профессиональной" основе. Хотя молодые юристы этим тоже пользуются.

+1 / -1
Вверх
1
Вниз

Нельзя его отменять начнётся предпринимательский безпредел. Людей и так не смотря на этот закон кидают. А жуликов полно и с той и другой стороны, и так в любой стране.

+1 / 0
Вверх
1
Вниз

При нашей повальной юридической малограмотности потребитель при заключении договора изначально ставится в невыгодные условия уже хотя бы потому, что договора типовые и разработчиком его является продавец, исполнитель услуги, который включает те пункты и в той редакции, которая выгодна именно ему, а что касается потребителя, он, увидев проект договора, не в состоянии правильно оценить то, как он составлен, насколько он выгоден для потребителя, не ущемляет ли его прав и какие могут быть последствия в случае неудовлетворительной услуги, невыполнения условий договора. Кроме того, любая услуга оказывается с целью получения прибыли, а порой и сверхприбыли, поэтому, если потребитель все-таки обратился в суд (один из многих), то продавец, исполнитель должны ответить полновесным рублем, чтобы в случае предъявления претензии потребителем обсуждать решение вопроса мирным путем в досудебном порядке, а в будущем исключить возникновение подобных ситуаций.

+1 / 0
Гордеев Илья Евгеньевич
Юрист Гордеев Илья Евгеньевич
28.03.2019 в 06:43
Екатеринбург

Нина ВладимировнаПишет 28.03.2019 в 01:13
повальной юридической малограмотности

Щедро компенсируемой широкими правами, представленными потребителю, а также лояльным отношением судом

Нина ВладимировнаПишет 28.03.2019 в 01:13
что договора типовые и разработчиком его является продавец, исполнитель услуги, который включает те пункты и в той редакции, которая выгодна именно ему, а что касается потребителя, он, увидев проект договора, не в состоянии правильно оценить то, как он составлен, насколько он выгоден для потребителя, не ущемляет ли его прав и какие могут быть последствия в случае неудовлетворительной услуги, невыполнения условий договора.

Бери типовую форму и иди к юристу. Только это делают единицы.

Нина ВладимировнаПишет 28.03.2019 в 01:13
то продавец, исполнитель должны ответить полновесным рублем, чтобы в случае предъявления претензии потребителем обсуждать решение вопроса мирным путем в досудебном порядке
Для этого есть штраф по ЗПП.

Кроме того, многие потребители откровенно противодействуют мирному урегулированию спора: отключают телефоны, не являются за корреспонденцией, выдвигают охреневшение требования, впадают в истерику, пару раз полицию вызывали.

0

Отвечу по порядку: ни один из моих многочисленных друзей никогда в жизни не судился по ЗПП только лишь по причине юридической малограмотности, хотя и имели большие и малые неприятности от продавцов, исполнителей услуг, они не знают порядок подачи иска в суд, тем более иерархию судов, не ведают как оформить документы. А к юристу идти - это необоснованно дорогая услуга и не факт, что юрист даст должную оценку типовому договору потому что за результат он не несет ответственности, он в свою очередь предоставляет услугу оценки, причем разовую, ну скажет он скорее всего клиенту, что договор в предложенном виде составлен исключительно в интересах исполнителя, значит нужно идти в другую фирму и снова нести договор на экспертизу, то есть потребитель еще ничего не потребил, а денег уже отдал немало. Ну кто на это пойдет? Вот, предположим, вы пришли в химчистку, вам там дадут только квитанцию, которая приравнивается к договору, заполнили минимумом информации, касающейся наименования сдаваемого изделия, его состояния и сроки оформления и выполнения услуги, а то, какие чистящие средства будут использованы по какой технологии, степень очистки, возможные изменения внешнего вида и качества вашей вещи и проч., вы же не станете требовать все это прописать, а, если потребуете, то получите отказ и пойдете искать другую химчистку, где заключают договор надлежащим образом, уверена, не найдете и или просто выбросите ее или все же отдадите на свой страх и риск в химчистку под квитанцию.

Что касается штрафа, то его может наложить только суд.

Вот потому и пользуются таким положением дел большинство продавцов и исполнителей услуг, а потребитель только и может, что накричать, устроить истерику, а особо нервные идут на хулиганство. В суд же подают иски, как правило, люди, имеющие юридическое образование, таких не так уж много.

Кстати, по своему опыту потребителя могу сказать, что предложений о мирном решении вопроса я не получала ни разу, хотя и не пряталась.

0
Вверх
0
Вниз

Сама являюсь потребителем, но о таком слышу впервые. Интересная публикация. Спасибо.

0
Вверх
0
Вниз

Мы все являемся потребителями) Но, по роду своей деятельности, достаточно часто приходится сталкиваться с явлением, о котором идет речь в статье.

0
Вверх
0
Вниз

Речь в статье не идет об отмене закона.

0

В статье речь не идёт и том, что надо конкретно поменять.

0

Читайте также

0 X