Историк нашел уникальный документ XIII века под названием «Кто есть кто в Британии»
Так создан мир: что живо, то умрет.
И вслед за жизнью в вечность отойдет.
Уильям Шекспир, «Гамлет», Акт I, сцена 2.
Средневековые умы к смерти относились всерьез. Одной из самых популярных аллегорий того времени была, так называемая «Пляска смерти», назидательное изображение людей из самых разных сословий, которых в непрерывном танце ведут к могиле ухмыляющиеся скелеты.
Смерть была великим уравнителем, который одинаково неизбежно приходил к бедным, богатым, честным, лживым, красивым и безобразным, старым и молодым.
Немецкая гравюра XVIII века по композиции Бернта Нотке | Источник: Wikimedia Commons
Разговаривать со смертью, просить ее отсрочить неизбежный конец, как правило, было совершенно бесполезно. Этот воображаемый диалог, кстати, был невероятно популярен у поэтов.
Например, в XVII веке в Англии была опубликована баллада «Леди и смерть». Смерть недвусмысленно заявляет знатной даме, что час настал и жаловаться бесполезно:
Красавица, оставь свои наряды,
Забудь про гордость, славу и награды,
Тщеславья тлен и любящие взгляды.
И я тебе исполню серенады.
Меня ты не узнала? Что ж, смотри:
Не скроешься за самый край земли,
Я — Смерть, моею будешь без обмана,
Ко всем приду я, поздно или рано.
Однако такое уравнивание в правах и королей, и нищих, хотя и было христиански верным, но как-то не вполне убедительным.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: