Ващинская Валерия Игоревна
Ващинская В. И.Подписчиков: 8

Роль и методы убеждения в СМИ и политике

1 481 просмотр
355 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 30,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Развитие общества основывается на эффективном взаимодействии общественного сознания и массовой коммуникации. Сознание формируется благодаря огромному количеству факторов, наиболее влиятельным из которых являются СМИ. Многоплановость, широкий охват аудитории и доступностью – именно на этом держится роль СМИ в формировании общественного сознания характеризуется.

О влиянии средств массовой информации на общественное сознание начали говорить еще когда Иоганн Гутенбергизобрел печатный станок в 1450 году. Многие политические лидеры, опасались всеобщей грамотности и доступности информации и стремились к контролю над публикациями, чтобы лишить права голоса оппонентов. Этот страх существует до сих пор во многих странах, где лидеры контролируют а то и вовсе подавляют деятельность СМИ, чтобы не потерять власть и авторитет. Распространением грамотности ознаменован период XIX – начала XX вв. Это привело к появлению новых видов массовой коммуникации. Вслед за печатной прессойпоявляется радиовещание. Радио позволяет передавать информацию на огромные расстояния в режиме прямого эфира. Известно куча примеров влияния радио на общественное сознание, причем как положительного, так и отрицательного. Новым этапом в развитии технологий стало телевидение. Сегодня это самый распространенный информационный источник влияния на людей, который, благодаря широкому спектру возможностей и оперативности является самым эффективным инструментом управления личностным развития человека. Телевидение воздействует на слух и зрение, за счет чего зритель получает больше информации, нежели чем те, кто только читает или только слушает.

Возможности телевидения позволяют передать максимальное количество информации в том виде, в котором человеку легко ее усвоить и оказывает наибольшее влияние. В последние десятилетия большую популярность обрела всемирная сеть Интернет, в которой наибольшее место занимает массовая информация. Существует много электронных версий и дайджестов печатных СМИ, в результате чего человек подвержен одновременному влиянию печатных и электронных СМИ, радио и телевидения. Своего рода манипулированию. Так за счет чего осуществляется подобное манипулирование, и кто является манипулятором?

Убеждение - это влияние на человеческое сознание и волю с помощью разъяснений, сообщений и доказательства той или иной информации, взглядов, поступков, чтобы заставить человека изменить свою точку зрения на те или иные вещи. Убеждение – это основной метод воздействия и основан на активации умственной деятельности человека. Тот, кого убеждают должен сделать осознанный выбор пути и средств достижения цели. Чтобы убедить, нужно привлечь внимание человека и разъяснить передаваемую информацию а также привести сильные аргументы. Убедить кого-то - значит добиться того, чтобы убеждаемый, сделав логические выводы, согласился с точкой зрения оппонента. Будет готов принять ее идействовать в соответствующе. Основные средства убеждения – это тембр, жесты, мимика и самое главное - авторитет убеждающего.

Прямой метод убеждения уместен, когда аудитория сосредотачивает свое внимание на предоставленных аргументах. Также, этот способ очень эффективен, когда он применяется на людях, которые от природы склонны анализировать происходящее и заинтересованы в предлагаемой им теме. Следующий вид воздействия – разъяснение. Основные виды разъяснения:

-рассуждающее

-повествующее;

-инструктивное;

Инструктивное разъяснение - это распределение деятельности подчиненных, которых побуждают к усвоению инструкции. При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается и работает только память.

Повествующее разъяснение - это рассказ, который нацелен на обозначение фактов в виде обычного рассказа, что приводит человека к определенным выводам. Во многих случаях этот вид разъяснения наиболее привычный и знаком нам еще со школы.

Рассуждающее разъяснение активирует работу мысли, заставляет серьезнее и внимательнее отнестись к предлагаемым им выводам. Этот прием наиболее распространен среди руководителей, которые общаются синициативными и творческими и людьми, которые хотят активного участия.

Внушение

Внушение–это форма непосредственного психологического влияния, которая связана с ослаблением сознательного контроля. Является стихийным компонентом повседневного общения и рассчитан на некритическое восприятие получаемой информации.

Внушение является одним из механизмов влияния на сознание. Широко используетсяв рекламе, массовой коммуникации, а также политическом манипулировании.

Внушение - это воздействие на психику и поведение человека, которое предполагает некритическое восприятие информации. Осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Люди, общаясь, постоянно воздействуют друг на друга то и дело навязывая или внушая друг другу свое мнение.

Прямое внушение - осуществляется путем эмоционально насыщенного воздействия. Словесная формула при этом имеет вид прямой речи, которая обращена к человеку. Фразы должны быть резкими, но не оскорбительными. Речь может сопровождаться усилением эффекта воздействия с помощью жестов, мимики, интонации и т.д.

Как правило, это совет, предложение, наставление, команда или приказ. К косвенному внушению относятся намеки, одобрение, осуждение, обманутые ожидания и другие. Скрытые приемы внушения - трюизм, иллюзия выбора и предоставление вариантов.

Косвенное внушение осуществляется в описательной форме: в виде описания какого-либо случая, рассказа, намека или коментария. Сила влияния определяется уровнем техники речи, умением владеть голосом, мимикой, жестами и передачей эмоций. В ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как подчиненный не получается удара по личному достоинству, не провоцирует агрессию. Косвенное внушение применяется в том случае, когда требуется наиболее тонкий подход к партнеру. В ситуациях, в которых, с одной стороны, исключается возможность убеждения, а с другой стороны - прямого внушения.

Манипуляция

В современном обществе, с помощью средств массовой информации, манипуляция оказывает наиболее действенное воздействие на аудиторию.

Это связано с факторами, которые основанына всеохватываемости территории воздействия. Историческая предрасположенность к вере в информацию из СМИ, которая пришла к нам из советского прошлого.

Следует обратить внимание, что приведенные ниже способы манипуляции работают и в обычной жизни. То есть когда СМИ уже ни причем.

1.Первоочередность

Данный метод основан на специфике нашей психики, которая устроена так, что принимает на веру информацию, поступившую в обработку нашим сознанием первой.

Та достоверная информация, которую мы получаем после, вызывает подсознательное недоверие к ней, хотя наше бессознательное будет посылать в сознание «благосклонные» импульсы.

В этом случае срабатывает эффект восприятия первичной информации как истиной. И ужепозже оченьтрудно изменить мнение.

Принцип успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента, с помощью СМИ, засылается материал (компромат), в результате чего:

а) у избирателей формируется негативное мнение

б) заставляет оправдываться. Причем уже теперь идет воздействие на людей с помощью распространенных стереотипа о том, что оправдывается тот, кто виноват.

2. «Очевидцы»

Очень распространенный обман, применяемый, чтобы влиять на леюдей в нужных манипуляторам целях. Находятся якобы очевидцы событий, которые сообщают информацию переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою.

Имена подобных очевидцев часто скрывается якобы в целях конспирации, что наряду с фальсифицированной информацией, достигает эффекта в реакции аудитории. Происходит воздействие на бессознательную часть сознания, происходит накал чувств и эмоций, в результате чего цензура ослаблена и способна пропустить ложную информацию.

3. Переориентация внимания.

В этом случае появляется возможность предоставить любой по накалу страстей материал. Становится возможным это благодаря правилу переориентации внимания. Необходимая информация отходит в тень как-будто бы случайно впячиваемых событий, которые и отвлекают внимание публики. И при этом можно не опасаться нежелательной (негативной) реакции со стороны зрителей.

4. Эмоциональная зарядка

Метод основан на таком свойстве психики, как заражаемость.

Данный метод манипуляции активно применяется во время всевозможных реалити-шоу. Участники изначально говорят на повышенных тонах демонстрируя эмоциональное возбуждение. Это и заставляет нас смотреть за демонстрируемыми нам перепалками. Такое влияние на эмоциональную составляющую публики происходит при выступлении по телевизоруполитиков. Способ используют и многие дикторы на телевидении.

5. Недоступность информации.

Этот принцип еще называют информационной блокадой. Нежелательная для манипуляторов информация сознательно не допускается в эфир.

6. Ложный накал страстей.

Создается лимит времени, за который информация должна быть оценена. Зачастую это приводит к тому, что она попадает в сознание человека и оказывает на него влияние и при этом искажает смысл полученной информации. Чаще всего в этой ситуации свое дело делает еще и, так называемый, стадный инстинкт, который также мешает человеку адекватно воспринять полученную информацию.

7. Односторонность.

В данном случае все направлено на односторонность освещенных событий. Высказывается лишь одна сторона процесса в результате чего другие версии произошедшего просто перестают иметь право на существование. Заинтересованным в интригах манипуляторам опять же удается скрыть правду и заставить поверить в предоставленную информацию людей.

8. Одобрение большинства.

Данный метод тоже используется на телевидении и на выступлении каких-либо деятелей перед аудиторией. Изначально проплаченная группа поддержки периодически высказывает одобрение тому или иному оратору.

9. Эффект присутствия.

Данный метод действует по принципу очевидец всегда прав. Психика человека начинает пропускать информацию, фактически без какого-либо анализа, полностью доверяя полученным заниям.

10. Повторение.

Подобный способ манипуляции очень прост и опирается на всего лишь многократное повторение какой-либо информации, чтобы та осела в памяти зрителей и была использована в дальнейшем. Передаваемая информация прочно закрепляется в подсознании, а потом начинает постепенно оказывать влияние на сознание человека.

Политическая манипуляция

Политическое манипулирование — это понятие, обозначающее рекламу и PR. Многие эксперты считают, что именно политика представляет собой искусство манипулирования.

Политическое манипулирование — это скрытый контроль поведением и сознанием публики, чтобы принудить ее действовать или бездействовать в интересах манипуляторов.

Для любого вида манипуляции характерна закрытость, невидимый механизм и психологическое воздействие на сознание. Несколько примеров приведено в книге С. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием».

Это тайное психическое воздействие, которое происходит, как правило, в ущерб человеку.

А в трактовке Г. Шиллера, успех манипуляции гарантирован, если человек будет искренне верить в то, что всё происходящее неизбежно. Для манипуляции нужна фальшивая действительность, но сама фальш при этом должна быть незаметна.

Е. Доценко поясняет: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск».

«Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате — и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности» - пишет Р. Борецкий.

Закон о рекламе на политику, как правило, не распространяется. В законе «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» упоминается политическая реклама, которая является одной из форм предвыборной агитации.

Существует мнение, что политическая реклама — это действия, направленные на популяризацию имиджа и депопуляризацию имиджа конкурентов. Также предпологается внедрение в сознание людей определённой информации. Здесь объединяются агитацию, PR, и прочие элементы маркетинга.

К скрытой политической рекламе также относится частое появление на телеэкране одних и тех же лиц, а также предоставление этим лицам возможность высказываться по различным вопросам политической и культурной жизни страны. В сфере законодательства, которое регулирует использование различных методов политического манипулирования, необходимы уточнения ключевых понятий, закрепление ответственности за некоторые виды недобросовестной агитационной деятельности, чёткое регламентирование порядка создания и распространения политической рекламы.

А пока законодатели молчат, допустимость тех или иных агитационных приёмов определяет только, принятый в сентябре 1999 года Общественным советом по рекламе, «Этический кодекс политической рекламы». Их суть в том, чтобы политики вели себя по совести, но пока что понятия «политика» и «совесть» справедливо многими считаются несовместимыми.

Язык «манипуляторов» играет большую роль в процессе коммуникативного влияния на аудиторию. Насыщенно эмоциональная окраска высказывания производят впечатление и лучше усваивается слушателями.

Другой эффективный прием влияния - употребление знакомых утверждений, но в несколько ином контексте.

Например, слово “сдержанность” как правило, вызывает положительные эмоции и автоматически распространяется на восприятие всей преподносимой информации в целом.

«В течение всей войны (во Вьетнаме) США проявляли беспрецедентную в военных анналах степень сдержанности» - заявил в 1972 году в своем обращении президент Никсон, видимоо, предполагая, что ядерное оружение не было применено. Слово “сдержанность” эффективно повлияло на восприятие аудитории.

В данном случае наибольший вес имеет грамотная расстановка акцентов в передаваемой информации. Это происходит либо строго в соответствии с выбранными установками. Либо в ход идут нейтральные события, которые создают впечатление объективности у зрителей, или же сообщение оспаривающее мнение оппонентов, но при этом создается видимость беспристрастности. Именно акценты влияют на восприятие передаваемой информации и вызывают у зрителей нужную реакцию, и при этом не производят впечатления обмана.

С. Кара-Мурза приводит любопытный пример по этому поводу:

“У самих газетчиков есть такая шутка. “Как вы относитесь к домам терпимости?” – спросили папу римского, прибывшего в одну из стран. “А разве они у вас есть?” – ответил папа римский. Назавтра в газетах появилось экстренное сообщение: “Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю: есть ли у нас дома терпимости?”.

В каждой шутке есть доля шутки и приведенная выше цитата является ярким тому примером.

1 комментарий
Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Фикачев Игорь Владимирович
Подписчиков 3429
сегодня, 15:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг703.9к
Как определить что телефон прослушивают.Все мы понимаем что цифровой мир дает большие возможности,...
Подробнее
Неинтересно
-1
5
Александр
Подписчиков 8685
сегодня, 13:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.3М
Первый день моего пребывания на Святой Земле Иерусалима.Если с верой легче жить,Значит, так
Подробнее
Неинтересно
0
15
Роман
Подписчиков 1241
сегодня, 13:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.8М
Лейси Эллен Флетчер, родившаяся в самом сердце Слотера, штат Луизиана, США, сияла ярким духом,...
Подробнее
Неинтересно
09:52
Поделитесь этим видео
-1
15
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 5890
сегодня, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Приветствую решившихся потратить немного времени на моей страничке. Надеюсь, вы не будете разочарованы.
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
-1
19
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7019
вчера, 22:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
Оказывается, что определенно высокий уровень образования человека, особенно в пожилом возрасте,...
Подробнее
Неинтересно
-1
49
Тамбиев Рустам Анзорович
Подписчиков 23
сегодня, 14:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг18.7к
Подробнее
Неинтересно
00:05
Поделитесь этим видео
-1
5
Руслан
Подписчиков 9035
вчера, 17:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.3М
Всему когда то приходит конец, наконец то руки прокурорские дошли и до приставов ...
Подробнее
Неинтересно
05:18
Поделитесь этим видео
-1
29