О пользе написания объяснения работодателю

3 703 просмотров
54 дочитываний
39 комментариев

В процессе трудовой деятельности почти каждый работник, который трудится по трудовому договору, рано или поздно попадает в ситуацию, в которой работодатель потребует от него письменное объяснение по какому-либо факту. Как правило, это требование является преамбулой к последующему объявлению работнику дисциплинарного взыскания за совершенный им (по мнению работодателя) проступок.

Почему нельзя отказываться писать объяснительную

К сожалению, как свидетельствует обширная практика, не менее трети работников избегают написания объяснений, а особо гордые и независимые (как они считают) категорично заявляют об отказе это объяснение предоставить.

Такое поведение работника – одна из главных его ошибок. Работодателю это существенно упрощает задачу, он спит и видит: как бы работник отказался писать объяснение! Ему останется только оформить акт об отказе, а далее – полная свобода действий в целях основательно попортить вам профессиональную репутацию, а то и трудовую книжку.

Помните, что непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Следовательно, никогда не отказывайтесь от предоставления объяснений.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) – один из главных инструментов в частом противостоянии работника и работодателя. Несмотря на непрекращающиеся попытки т.н. неолибералов урезать его, скорректировать к «реалиям в современной экономической ситуации», он был и остается самым демократичным нормативным актом, буквально стоящим на страже человека труда (без пафоса), а Постановления Верховного суда РФ, изданные в его развитие, действуют десятилетиями. Вдумайтесь: до 80% судебных решений по вопросам трудового права принимаются в пользу работника.

О работодателе

Буквально несколько слов о работодателе. Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 ТК РФ). Отсюда следует, что право требования письменного объяснения у работника есть далеко не у каждого. Наличие у сотрудника шляпы, галстука, папки под мышкой и отдельного кабинета – не признак наличия у него права требовать объяснения. Обычно обладают таким правом руководитель (директор, начальник), его заместители по кадрам, работники отдела кадров и непосредственные руководители работника – мастер, бригадир, начальник производства, ведущий менеджер и прочие. У всех них это право должно быть прописано в должностных инструкциях, все они называются представителями работодателя.

Итак, представитель работодателя уже перед вами, в руках – письменное требование о предоставлении объяснения, уже дышит прямо на вас, уже требует «прям щас», «прям здесь», «я продиктую» и т.д.… В общем, осуществляет грамотное психологическое давление. Что делать?

Ниже – несколько правил, позволяющих переиграть вооруженного работодателя в честной (подчеркиваю) борьбе.

Правила, которых нужно придерживаться сотруднику

Первое. Не дергайтесь, не злитесь на работодателя – работа у него такая: вам гайки точить, а ему объяснения с работников выбивать. Не конфликтуйте с ним, не пускайтесь в долгие объяснения, тем более не скандальте и не настраивайте его против себя заранее. Да и сами водички попейте. И ни в коем случае не отказывайтесь, идите и пишите, тем более, что это занятие входит в понятие вашего рабочего времени.

Второе. Напомните представителю работодателя, что на подготовку объяснения у вас есть два рабочих дня (ст. 194 ТК РФ). Так, если объяснение у Вас затребовано в понедельник в 15 часов, то срок его передачи работодателю истекает по окончании рабочего дня во вторник, поскольку срок в этом случае исчисляется в рабочих днях (ст. 14 ТК РФ).

Третье. Пишите объяснение не торопясь, со вкусом и толково, подробно и обстоятельно. Настоящее, хорошее объяснение должно содержать не менее трех листов, а лучше – пяти.

Приводите примеры в свою пользу, указывайте свидетелей, если они были. Очень нелишней будет и дополнительная информация, например: «Вы хотите произвести удержание из моей зарплаты, а вчера Верочка из бухгалтерии хвасталась, что компании удалось скрыть от налогообложения больше 12 с половиной «мильенов» рублей!». Или: «Вы утверждаете, что от меня пахнет выпитым вчера алкоголем, а замдиректора Альберт Артурович вчера опоздал на работу и пришел с узнаваемым запахом вчерашнего «White Horse купажированный», поэтому весь рабочий день гонял секретаршу Анечку в магазин за минералкой». Понятно, что такое объяснение очень затруднит работодателю дальнейшие действия с ним, ведь материалы дела могут увидеть и различного рода проверяющие. А уж если такое объяснение попадет в суд и в ходе процесса будет зачитано… Работодатель сто раз подумает, прежде чем доводить малоперспективную канитель до объявления дисциплинарного взыскания. Но учтите – это только примеры, их переписывать не надо, приводите свои.

И никогда не пишите неправду – чувство собственного достоинства потеряете.

Четвертое. Никогда не пишите объяснение под диктовку работодателя!

Пятое. Объяснение обязательно должно быть в двух экземплярах. На одном из них канцелярия (работник отдела кадров) поставит штамп регистрации, это и будет ваш экземпляр, не теряйте его и никому не отдавайте.

Шестое. Вы набрали текст объяснения на компьютере, подписали, поставили дату и принесли в канцелярию на регистрацию (в отдел кадров, или должностному лицу) компании. Будьте внимательны, можете попасться на древнюю уловку кадровиков: «Объяснение должно быть написано собственноручно! Переписывайте!».

Не ведитесь, не спорьте. Спокойно объясните, что, во-первых, трудовое законодательство не содержит понятия «собственноручно», а во-вторых, понятия «собственноручно» и «от руки» не тождественны: вы набрали текст объяснения на компьютере собственноручно. Ну, если уж сильно будет настаивать – перепишите, не ленитесь, но в сроки уложитесь обязательно. И с почерком особенно не старайтесь, пусть читают. Затем попросите поставить штамп регистрации и зарегистрированный экземпляр положите себе в карман, а не носитесь с ним по офису.

Седьмое, последнее. Опытные кадровики всегда начеку. Вторая их уловка: «Вы написали плохое объяснение. Тут не так, здесь не эдак, а там ошибки… Переписывайте!» Никогда не переписывайте своих объяснений! Можете только написать дополнение к объяснению, обозначив его именно так: «Дополнение к объяснению от (дата)…».

И не забудьте про третью рекомендацию – про количество листов. Пусть читают, это их работа. Зарегистрировать объяснение тоже не забудьте.

Прочитали? Запомнили? Если нет – распечатайте на бумажку, положите ее в карман и спокойно, с чувством собственного достоинства идите на свою работу, работодатель заждался…

Если возникли вопросы по статье – звоните, пишите.

писать, или не надо

Проголосовали:167

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

КомментироватьГолосовать
да
0 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
0 / 0
нет

Обсуждают (24): Обсуждение

Автор: (0), Юристы: Зотов В.И. (1) Пользователи: Вячеслав (9), Владимир (3), Олеся (3), Александр (3), Сергей Григорьев (2), Андрей (1), Петрович (1), Александр (1), Ольга (1)
показать всех обсуждающих

Комментарии (39)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (39)

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение