Спросить бесплатно

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

172 просмотров
0 комментариев

Административная ответственность несовершеннолетних – вид юридической ответственности. Данный вид юридической ответственности не слишком отличается от возложения административной ответственности на лиц, достигших восемнадцати лет в теоретическом аспекте (то есть те же принципы и цели привлечения к административной ответственности), но имеются кардинальные различия в материальном и процессуальном плане.

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности за совершенные правонарушения осуществляется в особом процессуальном порядке. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» именно комиссии по делам несовершеннолетних уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних. Согласно вышеперечисленным нормативно-правовым актам, создание комиссий по делам несовершеннолетних входит в компетенцию высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В качестве примера нормативно-правового акта, регулирующего создание комиссий по делам несовершеннолетних, будет использован Закон Томской области от 09.11.2007 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Томской области».

Собственно, первая особенность возложения административной ответственности несовершеннолетних как раз и заключается в том, что непосредственно комиссии по делам несовершеннолетних и рассматривают подобные дела.

Перечислим важнейшие права и обязанности комиссий по делам несовершеннолетних, в пределах их компетенции:

1. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для работы комиссии сведения и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных организаций. Информация необходима для того, чтобы учесть все факторы, определяющие поведение несовершеннолетнего правонарушителя. Ведь деятельность комиссий не должна быть чисто формальной – она должна помимо этого преследовать цели перевоспитания несовершеннолетних, помогать в рамках своих компетенции несовершеннолетним (и не только правонарушителям) из неблагополучных семей, проверять органы и учреждения системы профилактики безнадзорности. Именно тогда в полной мере будет осуществляться превентивная функция административной ответственности.

2. Вносить предложения в органы государственной власти Томской области и органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данная компетенция не касается напрямую процесса привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, но тем не менее ее роль существенна: именно комиссии, по результатам рассмотрения дел, анализа практики и проверок специальных органов и учреждений должны, по своей сути, проявлять инициативу и предлагать варианты профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

3. Рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, рассматривать жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также других лиц о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних. Собственно, это является одной из основных обязанностей комиссий. Именно обращения, жалобы и заявления являются рычагом, который заводит весь механизм деятельности комиссий.

4. Обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также других лиц в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Томской области об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних является довольно сложным процессом как для самой комиссии, так и для несовершеннолетнего. Так, комиссия должна собраться в установленные сроки в установленном месте, изучить материалы дела, и решить, какую санкцию применить к несовершеннолетнему. На первый взгляд может показаться, что это не сложно, однако это требует индивидуального подхода к каждому подростку, к тому же необходимо учесть социальное и материальное положение семьи (если таковая имеется), и не стоит забывать о том, какому психологическому давлению подвергается правонарушитель, что также может создать некоторые сложности при рассмотрении дела по существу.

6. В случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностных лиц. О данной обязанности нельзя говорить в отрыве от вышеуказанной, поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях обязательно сопровождается мерой воздействия. К тому же, комиссия не может бездействовать, если, например, нарушены некоторые процессуальные моменты (например, сроки задержания несовершеннолетнего правонарушителя). И совершенно верно законодатель определил эту компетенцию как обязанность – ведь согласно статье 28 Конституции Российской федерации «материнство и детство охраняется государством».

Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав создается при Губернаторе Томской области. Численный и персональный состав областной комиссии утверждается Губернатором Томской области в количестве не менее 15 человек. Нижестоящие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются соответственно при районных, городских администрациях, администрациях иных поселений. Численный и персональный состав районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается главой муниципального образования в количестве не менее 11 человек. Также в состав комиссий могут включаться органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители общественных объединений и иных организаций.

Вторая особенность заключается в особом процессуальном порядке привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

Так, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются в пятидневный срок (статья 29.6. КоАП РФ), и этот срок не может быть продлён.

Согласно статье 23.2. КоАП РФ районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Административно-юрисдикционный процесс в комиссиях по делам несовершеннолетних состоит из следующих этапов:

1) Подготовка к рассмотрению дела, по существу. На данном этапе извещаются стороны производства по делу (в том числе и сам несовершеннолетний правонарушитель), принимаются ходатайства сторон и заявления на отводы членов комиссий (например, несовершеннолетний может являться родственником члена комиссии), проверяются материалы, необходимые для производства по делу. Комиссия может принять ходатайство о рассмотрении дела в закрытом порядке. Данная процедура действительно важна – ведь не каждый подросток может безболезненно для его психики перенести процесс привлечения к административной ответственности, хоть и комиссии руководствуются принципами гуманизма и индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему.

2) Рассмотрение дела по существу. Собственно, определяющий этап возложения ответственности. Объявляется, кто рассматривает дело (название комиссии), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. То есть, оглашается название комиссии (в нашем случае это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) имя несовершеннолетнего и содержание совершенного им правонарушения. Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, ведь далеко не все несовершеннолетние знают свои права и, тем более, обязанности во время рассмотрения дела, и задача комиссии ликвидировать данный пробел оглашается протокол об административном правонарушении несовершеннолетнего, а при необходимости и иные материалы дела, в том числе вещественные доказательства. Заслушиваются объяснения несовершеннолетнего в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, например, родителей или иных законных представителей, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта; исследуются иные доказательства; устанавливается виновность или невиновность несовершеннолетнего, характер и размер ущерба, если таковой имеется.

3) Назначение административного наказания. Комиссия назначает наказание в соответствии с принципами административной ответственности: принципы законности, гуманизма, целесообразности, индивидуального подхода к каждому правонарушителю. Важное внимание надо уделять индивидуализации наказания: нужно в каждом конкретном деле учитывать социальные и материальные факторы, которые могли бы послужить поводом или даже мотивом совершения правонарушения.

4) Исполнение наказания. О конкретных видах наказания речь пойдет ниже.

При малозначительности совершенного административного правонарушения комиссия может освободить лицо, привлекаемое к административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ). Важно заметить, что приоритетной функцией в отношении возложения административной ответственности является воспитательная функция, так как именно через весь этот сложный процесс привлечения к ответственности несовершеннолетний понимает всю серьезность совершенного деяния.

Третья особенность связана с тем, что далеко не любой вид административного наказания из арсенала мер, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ может быть применён в отношении несовершеннолетнего.

Некоторые виды наказаний не могут быть назначены в отношении несовершеннолетних. Конфискация орудия совершения преступления невозможна, поскольку она назначается только судьей, а в отношении несовершеннолетних действуют специальные комиссии. Касаемо лишения специальных прав – у лица, возрастом от 16 до 18 лет, как правило, нет специальных прав, поэтому и данное наказание совершенно бесполезно. Административный арест не может применяться к лицам, не достигшим 18 лет (часть 2 статьи 3.9. КоАП РФ). Дисквалификация также не подходит для несовершеннолетних, поскольку поступать на государственную гражданскую службу можно только с 18 лет. То есть, в любом случае данные наказания не могут быть наложены на несовершеннолетних. Остаются только такие основные варианты как предупреждение и административный штраф.

Подробнее остановимся на санкциях, которые могут быть назначены несовершеннолетнему по КоАП РФ.

1) Предупреждение. Кодекс об административных правонарушениях дает легальное понятие в статье 3.4: "Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица". Предупреждение выносится в письменной форме комиссией по делам несовершеннолетних. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Несмотря на это, предупреждение все же является мерой, влекущей за собой юридические последствия, а именно в течение года несовершеннолетний, подвергнувшийся данной мере наказания, будет считаться лицом, привлекавшимся к административной ответственности, что скажется на повторном наказании за правонарушение. К тому же, если подросток совершил правонарушение впервые – то и само по себе наказание не должно быть слишком жестким. Но и не должно быть слишком мягким – именно поэтому предупреждение и есть золотая середина. Само по себе, предупреждение носит психологический характер, ведь это довольно серьезно – получить предупреждение от целой комиссии в присутствии должностных лиц и родителей.

2) Административный штраф. Как показывает практика [9], штраф не особо эффективен в отношении несовершеннолетних и используется редко, поскольку назначить штраф могут только несовершеннолетнему, имеющему свой собственный заработок, коих крайне мало. Если же у подростка нет источника заработка, то бремя выплаты штрафа ложится на законных представителей (родители, опекуны, попечители). И как раз в этом и кроется проблема: несовершеннолетний не осознаёт всей серьезности лишений, накладываемых комиссией, и, как следствие, данная мера наказания не сильно действенна.

3) Обязательные работы. Данный вид административного наказания применяется в нашей стране с 1 января 2013 года. Проблема в том, что он может назначаться только судьей, что создает проблемы наложения данного наказания на несовершеннолетнего. А ведь труд является очень качественным средством перевоспитания: несовершеннолетний несколько раз подумает, а стоит ли ему снова отрабатывать правонарушение, или лучше воздержаться от нарушения закона? Стоит также обратить внимание, что в то же время обязательные работы являются уголовным наказанием (ст. 49 УК РФ) и довольно часто применяются в отношении несовершеннолетних. Почему законодатель не учел этот факт – не ясно. Однако, будем надеться, что в скором времени это будет исправлено.

4) Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Поскольку проходные билеты на спортивные мероприятия могут приобрести и несовершеннолетние, то и уместно говорить о данном виде наказания. Запрет как бы охраняет несовершеннолетнего от сопутствующих беспорядков во время спортивных соревнований, что, к сожалению, в нашей стране не редкость [9].

Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, носят более опасный характер, нежели правонарушения, совершенные взрослыми людьми, ведь если лицо с подросткового возраста начинает систематически нарушать закон, то это войдет в привычку. Комиссии хотя и призваны пресекать и предупреждать правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, но нельзя полностью возлагать на них всю ответственность за все правонарушения несовершеннолетних, ведь воспитание законопослушного гражданина, так необходимого обществу – это обязанность и родителей, и образовательных учреждений. Надеемся, что в скором времени число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, пойдет на спад и мы станем еще ближе к гражданскому обществу и правовому государству.

Список используемых источников и литературы:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. Голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. – Версия Проф. – Электрон. Дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер. Закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: (в ред. от 06 июля 2015 г.; с изм. С доп. от 3 окт. 2015 г.) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система.– Версия Проф.– Электрон. Дан.– М., 2016.– Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. Закон от 24 июня. 1999 г. № 120-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. Правовая система.– Версия Проф.– Электрон. Дан.– М., 2016.– Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.

4. Примерное положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : Постанов. Прав. Рос. Фед. От 6 нояб. 2013 г. // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. – Вресия Проф.– Электрон. Дан. – М., 2013. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

5. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томск. Обл. от 9 нояб. № 249-ОЗ // КонсультантПлюс: справ. Правовая система.– Версия Проф.– Электрон. Дан.– М., 2016.– Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.

6. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс] : закон Томск. Обл. от 29 дек. № 241-ОЗ // КонсультантПлюс: справ. Правовая система.– Версия Проф.– Электрон. Дан.– М., 2016.– Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.

7. Административный процесс в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [метод. Рекомендации] \ Ю. Б. Котов. – М. : ООО Комментарий, 2010. – 88 С.

8. Занина Т. М. О применении обязательных работ как вида административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2016. – № 1 (3) – С. 43–46.

9. Очаковский В.А. [и др.] Проблемы применения административного наказания в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014 – № 99 – С. 1431–1442.

Автор публикации:  студент  Прищепов Денис Дмитриевич
Вам понравилась моя публикация?
+1 / 0
Kомментарии
0 комментариев читать