О недопустимости отказа в обслуживании потребителя
Краткое содержание :
В данной статье речь пойдет о том, как поступить, когда отказывают в обслуживании по личным мотивам.
Может ли продавец отказать в продаже товара? Могут ли в ресторане отказать в обслуживании? Могут, но не по мотивам личной неприязни или отсутствия желания вас обслуживать.
Это возможно при отсутствии реальной возможности оказать услуги или продать товар. К примеру, если вы приходите в ресторан, а ресурсоснабжающая или обслуживающая организация отключают в нем свет или воду, то ряд блюд приготовить не удастся и отказ в обслуживании будет вполне правомерным. Такая же ситуация с продажей товаров. То есть отказ в обслуживании должен быть обоснован с указанием причины.
Правовое регулирование
В соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
В п. 4 статьи 786 ГК РФ говорится о следующем:
В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
Законодатель предоставил возможность отказывать в оказании услуг при наличии возможности их оказания лишь в посадке на самолет если ранее человек буйно себя вел во время полета и оставил неизгладимое негативное впечатление.
Таким образом, если вам отказывают в обслуживании, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением и через суд обязать ответчика предоставить услугу или продать товар в зависимости от вашей ситуации.
Учитывая, что ответчик нарушает ваши права, можете взыскать компенсацию морального вреда с учетом статьи 151 ГК РФ.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При этом бремя доказывания отсутствия возможности передать товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на лицо, обязанное заключить публичный договор (п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).
Надеюсь, публикация была для вас полезной и, если вы столкнетесь с отказом в обслуживании или продаже товара, то сможете отстоять свои права и наказать несговорчивого продавца или исполнителя услуг.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: