АВТОРСКОЕ ПРАВО: когда работодатель попросил выполнить задание, я написала экскурсию - расследование
Краткое содержание :
Ну, уважаемое сообщество …. Выполнила я творческое задание для одной из галерей, а они мне ни ответа, ни привета. Подумала, а сделаю я свою экскурсию достоянием гласности, сейчас же всё прозрачно! Хочу и размещаю!
Добрый день, уважаемые посетители, вас приветствует галерея художника Александра Шилова!
Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с картиной “В мастерской художника”, написанной в 2003 году. Любители живописи называют её “Автоледи” и “Джокондой современности”.
На картине изображена молодая дама. Она сидит за столиком, на который небрежно брошены нитка жемчуга и ключи от машины. На первом плане в левом нижнем углу бюст античного героя, а за дамой мы видим гобелен.
Художник тщательно выписывает детали и, на первый взгляд, кажется, что их много. Ваши глаза вначале выхватывают то красную юбку изображаемой дамы (”и сидит она в неестественной позе”), то ключи, сложенные “пистолетом”: почему они оказались на переднем плане? Это говорит о том, что кто-то решил похвастаться своей машиной?
Как мне пришла в голову оформить экскурсию как экскурсию - расследование?
Антон Павлович Чехов писал, “если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть”. Поэтому наша экскурсия будет экскурсией - расследованием и вы увидите, что ничего лишнего на холсте не представлено.
Прошу обратить внимание, что на картине - два пространства и дама, сидящая на диване, их разделяет.
Два пространства, согласно Ф. де Соссюру - предметное пространство и пространство смысла.
Первое пространство - предметное: дама за столиком, у неё в руках кофейная пара. На столике ключи, нитка жемчуга и бюст античного героя.
Второе пространство - пространство смысла - представлено на гобелене на стене: опять дама, художник с картиной, лакей с красками и некто, кто предпочитает держаться в тени (-фигура полускрыта занавеской), но этот “Некто” внимательно за всем наблюдает. Это - хозяин дома, потому что он в головном уборе: ни один слуга не мог себе этого позволить. Таким образом, гобелен задаёт сюжет картины и мы можем видеть, что художник опять же пишет - повторяет - портрет дамы, то есть существует прямая подсказка! Первое, что мы должны отметить - дама на портрете изображена трижды: сидящая на диване, на гобелене и на портрете гобелена.
Ещё небольшая деталь: многие живописцы на портретах рядом с моделями изображали себя... И картина опять же называется “В мастерской художника”.
Вернёмся к героям первого плана. Дама на картине держит чашечку с кофе, руки закольцованы - она, как личность, оберегает своё внутреннее пространство, духовный мир. Она старается не пускать в свою душу посторонних, а внешнее - и красная “инфернальная” юбка, и полупрозрачная блузка - это всего лишь внешнее...
На столике-“каракатице”, как любовно окрестили его блоггеры, змеится нитка жемчуга, а ключи от машины совсем рядом, кажется, протяни руку и дотронешься. Конечно, ключи от машины - вещь статусная, как и небрежно брошенная жемчужная нитка. Но взгляд женщины на картине усталый и несколько скептический, как будто она хочет сказать:
-А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
Александр Пушкин, “Евгений Онегин”.
" Зачем на портрете молодой женщины бюст царя Леонида?"
Я предположила, что бюст античного героя - спартанского царя Леонида со строгим взглядом - присутствует на столике не случайно: если мы посмотрим на гобелен, то по прямой как раз увидим хозяина дома в треуголке. Как у Пушкина, “и нос, и плечи подымал вошедший с нею генерал”, возможно, этот “некто” и сопровождал красавицу, но, как и художник, не афиширует своё присутствие. Конечно же, он любит свою красавицу-жену и гордится ей, поэтому мне хотелось бы закончить экскурсию стихами Ильи Сельвинского:
Мораль сей басни выражена стихами Ильи Сельвинского.
-Жена моя, красавица, Мечтая за рулем, По улицам катается Сквозь штрафы напролом.
Сплошное разорение! Но ей не до того: Ах, зори-озарения, Апреля колдовство!
Огромное спасибо за внимание, уважаемые посетители!
А как бы Вы назвали картину?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты