Регулирование проезда в городском общественном транспорте

2 010 просмотров
32 комментариев

Продолжаем цикл повседневных жизненный вопросов. Сегодня постараемся разобраться в основных регулирующих положениях проезда на общественном транспорте в городе. Рассмотрим 3 главных законодательных акта в данной сфере.

Общие положения закона

Стоит начать рассматривать регулирование перевозки с Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Из статьи 786 ГК РФ, следует:

1. Входя в транспортное средство и оплачивая проезд, Вы заключаете договор перевозки пассажира. С этого момента Вы Пассажир, а водитель и кондуктор – Перевозчик.

2. Важный факт –доказательством того, что Вы заключили договор, является билет.

3. По договору Перевозчик обязан перевезти как Пассажира так и его багаж.

4. Пассажир же обязуется оплатить проезд и провоз багажа.

5. Пассажир имеет право на бесплатный провоз детей и ручной клади, о которых скажем ниже.

Как мы можем заметить, в данной норме указываются наиболее общие моменты процесса перевозки. Более детально раскрывают данные отношения нормативные акты для определенного вида перевозки.

Специальное законодательство

Существует Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Далее N 259-ФЗ, Устав), который наиболее полно регулирует от ношения по перевозке.

Согласно статье 20 данного Устава:

1. Кассовый чек также является билетом, поэтому Перевозчик может выдавать чек вместо билета.

Необходимо сказать о форме билета. Исходя из пункта 43 Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»:

Билет по форме N 3 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты:
а) наименование, серия и номер билета;
б) наименование организации, выдавшей билет;
в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира;
г) стоимость билета.

2. В случае поломки, аварии (любой невозможности дальнейшего проезда) на основании билета, Перевозчиком предоставляется исправное транспортное средство.

3. Билет должен оставаться у Пассажира до конца поездки и по требованию контролирующих лиц, предъявляться для проверки (контролирующие лица назначаются как самим Перевозчиком, так и Законом).

Что касается провоза детей

Отдельно выделяются дети, которым посвещено несколько положений в Уставе. Рассматривая статью 21 N 259-ФЗ, находим:

1. Пассажир может перевезти с собой бесплатно:

• в пригороде и городе детей в возрасте до 7 лет, без предоставления сидячего места;

• если правилами запрещен проезд без сидячего места, то можно провезти двух детей до 12 лет с оплатой в 50% стоимости билета;

2. Важным моментом является обязанность Пассажира иметь документ, подтверждающий возраст детей.

Положения о багаже и ручной клади

1. Багаж должен занимать не более 2-х мест. Каждое место по сумме длины, ширины и высоты не должно превышать 180 см.

2. Бесплатно перевозится ручная кладь, которая должна занимать не более 1-го места по длине, ширине и высоте – не более 120 см (а также санки, коляска, лыжи в чехле).

Стоит упомянуть, что нормы больше этих значений может установить Перевозчик, но не уменьшать их. Однако если ручная кладь будет мешать входу и выходу, Пассажиру могут отказать в провозе.

3. Важно, что Пассажира должны проинформировать о нормах провоза багажа и ручной клади, в противном случае требования можно оспорить.

Подзаконные акты

Дополнительно перечислим главные нюансы, указанные в упомянутым выше Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»:

1. Билет можно приобрести у кондуктора или водителя (п. 49).

2. При неисправности транспортного средства пересадку в исправное должны обеспечить водитель и кондуктор Перевозчика (п. 53).

3. Ручную кладь можно перевозить в упаковке любого вида, требований нет (п. 54).

4. Нельзя занимать сиденья и проходы ручной кладью (п. 55).

5. Багаж перевозится как в специальном отделении, так и отдельным автомобилем (п. 59).

6. Животные перевозятся в специальных контейнерах, которые, соответственно, не должны превышать требований норм к багажу и ручной клади (п. 62).

7. Если Пассажир потеряет квитанцию на багаж, все равно получить его можно, точно перечислив в письменном виде признаки вещей в багаже (п. 70).

Итак, подведем итоги:

1. Оплатить проезд можно кондуктору и водителю.

2. Доказательством заключения договора является билет или кассовый чек.

3. Детей до 7 лет можно провозить бесплатно, без предоставления им места.

4. Животных можно перевозить в специальных коробах (контейнерах).

5. При поломке транспорта, у Пассажира, на основании билета, имеется право требовать предоставления исправного средства.

Используя эти положения Вы, как Пассажир, можете требовать соблюдения своих прав и, соответственно, будете знать обязанности при проезде в общественном транспорте.

Интересны ли Вам такие темы?

Проголосовало: 151

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Поделиться
Автор
Интересна ли Вам моя публикация?
Рейтинг 0,00. Оценок: 0
Обсуждение. Комментариев: 32
1 2
Комментировать

Водитель должен на дорогу смотреть. А не билеты продавать, на остановках они не успевают обилетить всех пассажиров.

+4 / 0
Ответить
Цитировать

У нас шоферы автобусов - граждане трудовые мигранты не дают билеты вообще. Если начинаешь требовать, смотрят на тебя как на врага народа. А своих земляков, коих немало бывает, возят бесплатно. Гаи проводили проверки - сплошь нарушения. Но про билеты ничего не говорили. Зато цены администрация города повышать не забывает. Если бы все в казну шло, может и цены ниже были бы. И без билета едешь, ничем застрахованный.

+3 / 0
Ответить
Цитировать

Добрый день, Алла!

1. Что касается билета:

Статья 20. Заключение договора перевозки пассажира

1. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

3. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Следовательно Вы вправе требовать чек, так как Вам необходимо подтверждение, что Вы заключили договор перевозки.

2. Кто следит за этим?

Изначально необходимо предъявить претензию к Перевозчику.

Также эти отношения касаются местных органов власти, учреждений города, к которым следует обратиться.

Более значимый уровень:

Статья 3.1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.

Органом, который непосредственно занимается этим - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Данная служба имеет широкие полномочия в области надзора.

Помимо этого, Вы можете обратиться в суд.

0
Ответить
Цитировать

Ситуация, работаю водителем автобуса на пригороде пассажиры приобретают билеты в кассе от автостанции до автостанции, потом начинают требовать остановки где им вздумается, если не останавливаться начинают жаловаться в администрацию, а они в свою очередь дёргают перевозчика и пугать отзывом лицензии. Получается высадил пассажира в неположенном месте штраф получил, а не высадил лицензии лишился, и вот вертись как уж на сковороде.

+3 / 0
Ответить
Цитировать

Добрый день, Олег!

1. Об остановках. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112):

11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

12. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если: а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;

Таким образом, Вы имеете право останавливаться как в определенных маршрутом пунктах, что логично, так и по требованию пассажиров, но только, если на этих пунктах осуществляется такая посадка и высадка.

Вам же должно быть известно в каких местах Вы можете останавливаться:

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112):

13. Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Что такое остановочный пункт?

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ

"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

11) остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

Мотивируйте руководителя информировать граждан, так как в противном случае Вы нарушаете законодательство Российской Федерации.

0
Ответить
Цитировать

Есть паспорт маршрута где обозначены остановочные пункты, остановился на городской остановке для высадки пассажиров подошёл ространснадзор попросил паспорт маршрута остановка не указана в паспорте штраф 3000 рублей. Если билет куплен от автостанции до автостанции то и пассажиры должны выходить на автостанции, а не где-то в городе, они так объясняют.

0
Ответить
Цитировать

Олег, исходя из норм, мы приходим к выводу, что остановка происходит только на остановочных пунктах маршрута - очевидно по паспорту маршрута. А также по требованию пассажиров, там, где можно останавливаться только по требованию (тоже остановки), они также указываются в паспорте маршрута. Можем более подробно в личных сообщениях обсудить Вашу ситуацию.

0
Ответить
Цитировать

У нас в городе (не буду писать каком) необходимо прежде всего провести модернизацию в системы оплаты в городском транспорте. Я была в сферу своей деятельности в Краевом центре и там весь городской транспорт оснащен платежными системами, которые дают гражданам выбор в оплате или Единой картой оплаты стоимость проезда установлена 24 рубля или Банковской картой оснащённой системой NFC стоимость проезда установлена 26 рублей. Прежде всего это положительно:

1. для водителя-дает возможность выдавать электронные билеты и вести колличественный учет пассажиров за смену,

2.для граждан-дает сврбоду выбора и возможность экономичного использования денежных средств,

3. облегчает работу ФНС путем мониторигна.

0 / -3
Ответить
Цитировать

Не указано так же, что в случае не возможности дальнейшего оказания услуги перевозки, сломался транспорт, можно требовать возврат дс.

+2 / 0
Ответить
Цитировать

Вчера в Москве в 17 трамвае наблюдала, как контролёры требовали у женщины с сыном штраф на том основании, что женщина по одной транспортной карте оплатила свой проход и сына, как это обычно делается и в метро. Контролёры по-хамски "рвали горло", что в трамвае так оплачивать проезд нельзя, должно быть 2 транспортных карты. Вот в таких случаях что делать? Явное нарушение со стороны контролёров.

+2 / 0
Ответить
Цитировать

Ника, каждый пассажир приобретает билет отдельно для себя:

42. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112)

82. Наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (далее - контролер). (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112)

83. Безбилетным является лицо: а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;

(Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112).

Следовательно, проезжая в общественном транспорте человек должен приобрести билет и таким образом заключить договор перевозки. Контролировать наличие правомерного проезда людей в данном случае обязаны контроллеры.

Однако каждую ситуацию необходимо рассматривать в отдельности. Это касается и исключений из общих правил и указаний региональных актов.

0
Ответить
Цитировать

Надо поднять тему о законности переполненных автобусов и езда стоя.

+2 / 0
Ответить
Цитировать

А вот интересно, оплачивать перевозку животного надо или нет. Что-то в статье об этом ничего не сказано. А то вот однажды видела как кондуктор требовал деньги за перевозку собаки, которую женщина держала на руках.

+2 / 0
Ответить
Цитировать

Исходя из статьи можно сделать вывод что:

1) Если размер клади не превышает установленные нормы ручной клади - дополнительно платить не нужно.

2) Животное без контейнера провозить нельзя. Т.е. кондуктор должен был не деньги брать а выгнать женщину с животным на руках.

+1 / -1
Ответить
Цитировать

А в какой статье закона сказано, что животное без контейнера перевозить нельзя? А если собака большая и в контейнер не помещается и в наморднике, тогда как?

+2 / 0
Ответить
Цитировать

Ольга Александровна, согласно Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112:

Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 56 настоящих Правил. Непонятно разъединение птиц и животных, но в целом видим два требования:

1. Соблюдение размеров ручной клади.

2. Само животное должно находится в обозначенном контейнере или ином предмете с глухим дном.

Однако, дальше нам указывают на соблюдение требований пункта 56, а он кроме размеров ручной клади указывает и на размеры багажа, и делаем вывод, что соблюдая эти размеры, пассажир может перевозить животное и как багаж, при этом сохраняется общее правило о контейнере.

Дальнейшего регулирования в общих законодательных актах провоз животных не получил. Вместе с тем, перевозчик, органы местного самоуправления могут устанавливать собственные правила в отношении данного процесса (без противоречия указанным требованиям).

Об оплате, соответственно, в том же ключе - все что превышает размеры ручной клади и багажа подлежит оплате.

0
Ответить
Цитировать

Таким образом вторая часть ответа Влада из Курска правомерна, я правильно понимаю? Кондуктор имеет право выгнать женщину с собачкой из трамвая и ей за это ничего не будет? Когда моя собачка была маленькой и помещалась в сумке я ее перевозила спокойно и меня не беспокоили. Но когда она подросла немного и в сумку уже не помещалась, то за нее иногда некоторые контролеры требовали плату. А какую плату надо платить за собачку, которая никакого места не занимает и никому не создает никаких неудобств? Полный билет надо брать?

+1 / 0
Ответить
Цитировать

Дает ли право билет на страховку, если вдруг транспортное средство попало в ДТП?

+1 / 0
Ответить
Цитировать

Галина Александровна, очень интересный вопрос, постараемся раскрыть его в отдельной теме.

0
Ответить
Цитировать

А если допустим зимой в маршрутке холодней чем на улице и водитель совершенно не реагирует на возмущения пассажиров, но ты честно заплатил за проезд, ?

+1 / 0
Ответить
Цитировать

В данном случае, мы можем подразумевать нанесение вреда жизни и здоровью, имея ввиду, что человек может простудиться и заболеть.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

14. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

Из положений Гражданского кодекса Российской Федерации:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию.

Кроме того существуют различные нормативные требования к условиям оказания услуг, а также положения заключенного договора.

0
Ответить
Цитировать
Обсуждение:
1 2

Читайте также:

Как нас ежедневно обманывают на деньги работники общественного транспорта?
Почти каждый, по крайней мере, один раз пользовался общественным транспортом. А для большинства работоспособных граждан поездки на нем являются ежедневным будним ритуалом, ведь пассажиров намного больше, чем автомобилистов.
Просмотров: 450
Курение в такси-можно или нельзя?
Вопрос «можно ли курить в такси?» возникает еще с большей регулярностью, что и запрос на некурящих таксистов — клиенты, которые сами не курят, предпочитают пользоваться дополнительным сервисом, гарантирующим им эту возможность.
Просмотров: 240
За что отвечает перевозчик? Правила возмещения вреда
В предыдущей статье, с которой можно ознакомиться здесь, мы рассматривали общие моменты перевозок пассажиров маршрутным транспортом.
Просмотров: 1203
Почему не стоит жить в частном доме
Частный сектор в России достаточно развит, и, несмотря на то что на протяжении долгих лет жители деревень массово покидали свои дома и переезжали в поисках лучшей жизни в города,
Просмотров: 2050
Консультация юристов и адвокатов
спросить
Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут
Администратор печатает сообщение