Телефонные мошенники. Можно ли вернуть деньги?
Краткое содержание:
Однажды мой близкий знакомый, назовем его Алексей (имя изменено), столкнулся с принеприятнейшей ситуацией: с его карты мошенническим способом похитили денежные средства.
Схема мошенничества
С подменного номера звонят мошенники и представляются службой безопасности банка, сообщая попутно, что с карты клиента совершена подозрительная транзакция либо предотвращена попытка хищения денежных средств и что ему срочно нужно отменять проведенную операцию и для этого ему необходимо назвать номер карты, а также проговорить роботу-автоответчику пришедший на телефон пароль, после чего мошенники получают доступ к онлайн кабинету владельца карты и могут списать денежные средства со всех счетов.
Позиция банка
Обманутый владелец карты прибегает в банк с требованием отменить проведенные мошенниками транзакции, и представитель банка гордо сообщает, что транзакции отменить нельзя, потому что деньги переведены в другой банк, а клиент сам виноват, что попался на удочку мошенников.
Данные о клиенте из банка не утекали, а клиент сам вопреки требованиям банка о неразглашении паролей подтверждения их сообщил. На просьбу сообщить, куда ушли деньги, менеджер пожимает плечами и предлагает взять выписку за 100–300 рублей, из которой ничего не понятно, и идти с этим в полицию, где в 90 % ничем не помогут.
Сейчас я выдвину тезис, с которым вы можете поспорить, но банкам выгодны телефонные мошенники. Почему так происходит? Дело в том, что с целью запутать следы они производят множество транзакций, в том числе и межбанковских, за которые банк взимает комиссии. Кроме того, обманутый клиент берет выписки по счетам, за что тоже платит банку комиссии. Выявленные мошеннические карты, с которых иногда не в полном объеме мошенникам удается обналичить денежные средства, банк блокирует (остатки на счетах затем банки списывают в доход), и мошенникам приходится оформлять новые карты, опять же за деньги. А клиент? А куда он денется. 70 % банковского сектора занимают крупные банки. Клиенту некуда бежать.
Что делать?
В такой ситуации, конечно же, необходимо направлять заявление в полицию. Затем напишите претензию в банк, указав следующие фразы «на принадлежащий мне телефонный номер осуществлен звонок с телефона банка (если использовался подменный номер), звонивший представился работником банка, при этом, располагая сведениями, составляющими банковскую тайну, и моими персональными данными, которые могли быть известны только работникам банка, завладел данными, позволяющими получить доступ к моему личному кабинету, вследствие чего со счетов №... денежные средства переведены на счета третьих лиц» и «прошу провести проверку по факту разглашения данных, составляющих банковскую тайну», «прошу осуществить отмену следующих операций... и провести возврат денежных средств».
Банк откажет вам в возврате, но это и понятно. Вам нужен только его отказ. После отказа напишите жалобу в Банк России, либо территориальное его представительство. Это тоже не даст толка для возврата денежных средств, но повлияет на общую ситуацию с телефонными мошенничествами.
Затем в банке вам необходимо взять полную выписку по счету, из которой будет видно, на какой счет и в каком банке переведены денежные средства. Ну а затем в банк-контрагент направляется письмо с просьбой предоставить сведения о владельце счета и произвести возврат денежных средств на ваши счета. Естественно, что банк-контрагент откажет вам в предоставлении данных сведений. И вот теперь у нас есть полный пакет документов для обращения в суд.
Суд
В суд по месту нахождения филиала банка-контрагента, в котором открыт счет, на который переведены денежные средства, подается иск и взыскании неосновательного обогащения. Естественно, что ответчик (банк-контрагент) в качестве аргумента против вашего иска приведет положение ст. 834 Гражданского кодекса «Договор банковского вклада». Именно в этот момент, на суде, вам необходимо заявить ходатайство о возложении на ответчика обязанности по предоставлению сведений о владельце вклада. Суд имеет право принять данное решение.
Так вот, в случае удовлетворения данного ходатайства вы получаете лицо, к которому можно предъявить требование. Конечно, возможно, это номинальное лицо, но оно каким-либо образом предоставляло свои данные, а значит, должно понести ответственность.
Вы можете указать, что оперативно-следственным путем данные о владельце счета можно получить раньше, не буду вас разубеждать, но легализовать их для суда проблематично. Вряд ли следователь разгласит данные предварительного следствия до момента ознакомления с материалами следствия в порядке ст. 216 УПК РФ.
Возможно, возникнет вопрос, делал ли я это на практике? Отвечу: нет, я предложил этот вариант своему знакомому, но он счел это слишком долгим и нудным процессом, а уголовное дело по его заявлению так и не возбудили.
Если у вас есть иные предложения, буду рад о них прочитать.
Выгодны ли телефонные мошенники банкам?










Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:







