Юрисдикция органов власти местного самоуправления и их должностных лиц
Краткое содержание :
Фото: Яндекс Картинки
Юрисдикция органов государственной власти была рассмотрена в предыдущей статье. Сегодня поговорим о том, какую часть своих полномочий государственная власть передала на местный уровень.
Кто устанавливает общие принципы местного самоуправления
Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, при этом структура органов местного самоуправления (далее – МСУ) определяется самостоятельно. Органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Основные полномочия местного самоуправления
Основным правовым актом, устанавливающим пределы компетенции (юрисдикцию) органов МСУ, является федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 17 упомянутого закона в целях решения вопросов местного значения органы МСУ обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования;
2) установление официальных символов муниципального образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
5) полномочия по организации теплоснабжения;
6) полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) полномочия в сфере стратегического планирования;
8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов;
9) организация сбора статистических показателей;
10) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
11) учреждение печатного средства массовой информации;
12) осуществление международных и внешнеэкономических связей;
13) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
14) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения;
15) иные полномочия в соответствии с уставами муниципальных образований.
Полномочия органов МСУ осуществляются самостоятельно, то есть, подчиненность должностного лица МСУ одного муниципального образования должностному лицу другого муниципального образования не допускается.
Органы МСУ вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ, в том числе дежурств. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе.
Какие полномочия переданы сверху
Законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами МСУ и органами государственной власти субъекта РФ. На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:
-государственной регистрации актов гражданского состояния;
-лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;
-лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;
-социальной поддержки населения, опеке и попечительству;
-формирования и организации деятельности административных комиссий, а также комиссий по делам несовершеннолетних на территориях субъектов РФ.
Контроль
Оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляет Президент РФ (ст.18.1).
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: