В чем проблема экологического аудита в Российской Федерации?
Краткое содержание :
Глобальное изменение климата не могло не отразиться и не задеть развитие важных сфер деятельности человечества. В России, как и во многих странах, начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит. Все крупномасштабные европейские предприятия проходят процедуру экологического аудирования, прежде всего перед тем, как вложить свои инвестиции в определенный хозяйствующий субъект.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время экологический аудит решительно развивается в Российской Федерации, но при этом отсутствует четкая регламентация данной деятельности.
В нашем государстве возникли определенного рода общественные отношения в сфере проверки соответствия документации экологическому законодательству, поэтому и назревает необходимость установления механизма регулирования данной сферы деятельности.
Что говорит закон
В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», в статье 1 дано следующее определение понятия «экологический аудит»:
«Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».
Стоит обратить внимание на то, что ФЗ «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции экологического аудита. В ФЗ «Об охране окружающей среды» также отсутствуют положения, устанавливающие требования к проведению экологического аудита в Российской Федерации.
В свою очередь, если мы обратимся к ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 1 часть 3), то увидим следующее определение:
«Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация».
В чем разница?
Возникает следующий вопрос, почему аудит – это узконаправленная деятельность, акцентированная только на проверке в финансовой сфере, а экоаудит – деятельность, направленная на оценку многообразной отчетности, от экологической (допустимость выброса определенных веществ) до финансовой? При этом экологический аудит сконцентрирован на одной сфере – охрана окружающей среды.
Проанализировав Приказ Госкомэкологии РФ (Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, ныне – Министерство природных ресурсов и экологии РФ) от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», мы увидим попытку законодателя установить требования к экоаудитору. Например, наличие высшего образования или опыта работы в области охраны окружающей среды и природопользования (не менее 5 лет); прохождение курса специального обучения в области экологического аудирования по программам, утвержденным Госкомэкологией России.
Опять же не совсем ясен вопрос, это должен быть аудитор определенного государственного органа или частной аудиторской компании? И какими же все-таки обладает правами и обязанностями экоаудитор?
Не прослеживается даже попытки перспективного законодательного урегулирования экологического аудита в России, что и затормаживает развитие данной сферы аудиторских услуг. В течение нескольких лет в Государственной думе Федерального собрания РФ разрабатывался проект Федерального закона «Об экологическом аудите», который не был принят.
Таким образом, потенциал экологического аудита на современном этапе реализуется не в достаточной степени. В целях его наиболее полной реализации необходимо участие государства, которое должно выражаться в создании нормативной базы, отвечающей потребностям данной эколого-правовой меры и устанавливающей гарантии качественного его проведения; наделении специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды функциями в сфере экологического аудита; организации и финансировании работ по созданию методической базы для проведения экологического аудита; создании условий, способствующих обучению квалифицированных кадров для проведения экологического аудита.