Реформа ОСАГО: разрешение споров без судов?
Краткое содержание :
1 июня 2019 года вступили в силу поправки в законодательство ОСАГО. Теперь пострадавшим в ДТП будет помогать финансовый омбудсмен.
Омбудсмен будет разбирать споры между автомобилистами и страховыми компаниями в рамках полиса ОСАГО на сумму до 500 000 рублей. Принятые им решения обязательны для исполнения, но могут быть оспорены в суде как автовладельцем, так и страховой компанией.
Для автовладельцев обращение к омбудсмену будет бесплатным, однако страховые компании будут обязаны оплатить работу омбудсмена в случае принятия решения в пользу автовладельца. Гонорар, кстати, не маленький и составляет 45 000 рублей. При этом в случае самостоятельного урегулирования спора сторонами во время рассмотрения жалобы обмудсменом страховая компания должна будет выплатить ему гонорар в размере от 7500 до 30 000 рублей.
Омбудсмен разрешает споры, связанные со страховыми событиями, произошедшими за последние 3 года, однако если по спору уже вынесено решение суда, то омбудсмен его рассматривать не будет.
Порядок действий
При наличии несогласия автовладельца по величине произведенной страховой компанией выплаты или же отказе в выплате страхового возмещения, автовладелец сначала должен написать претензию страховщику.
Если со дня нарушения прав автомобилиста прошло не более 180 дней, а претензия составлена по форме, утвержденной финансовым обмудсменом, и направлена в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на нее в течение 15 рабочих дней. Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.
В случае несогласия с ответом страховщика или же отсутствия ответа от страховщика автомобилист может обратиться к омбудсмену путем подачи документов в электронном виде через личный кабинет на сайте финансового омбудсмена, либо же отправить почтой полный пакет документов на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, АНО «СОДФУ».
Финансовый омбудсмен рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней и решение направит как заявителю, так и в страховую компанию. Срок может быть увеличен на 10 дней в случае назначения независимой экспертизы.
В случае если какую-то из сторон не удовлетворило решение омбудсмена, то можно подать жалобу на решение омбудсмена в суд общей юрисдикции, и тогда суд по старинке будет решать возникший спор относительно выплаты страхового возмещения.
«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в 2 раза — с 400 000 в 2017 году до примерно 200 000 в 2018-м», – пояснял президент Российского страхового союза Игорь Юргенс.
На сегодняшний день не совсем ясно, как этот механизм будет работать: будут ли страховые компании добровольно повиноваться решению омбудсмена? Какой процент решений омбудсмена будет обжалован в судах? Как быть со штрафными санкциями, такими как потребительский штраф, неустойка, моральная компенсация за просрочку в выплате страхового возмещения?
В итоге получается система, которая в теории может снизить нагрузку на суды (в случае согласия сторон с решением омбудсмена), однако из-за увеличенного срока досудебного урегулирования и рассмотрения дела обмудсменом, в случае несогласия с решением одной из сторон спора, простой потребитель будет куда дольше пытаться отстоять свои права.
Станет ли проще автомобилистам получить страховую выплату в случае несогласия с решением страховой компании?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: