О Концепции нового Кодекса об административных правонарушениях
Краткое содержание :
Целью создания Концепции нового кодекса об административных правонарушениях (далее – Концепция) являлась актуализация и систематизация правового регулирования в области административной ответственности.
Закон как регулятор
Действительно, для того чтобы выполнять функции регулятора, законы должны обладать рядом особенностей.
Во-первых, нормативность, что собственно означает установление норм как единых и обязательных. Не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковые для всех субъектов административных правоотношений.
Во-вторых, строгая определенность и четкая фиксированность содержания законов.
И, в-третьих, государственная обеспеченность через специальные государственные органы исполнительной власти.
Цель Концепции
Основной ориентир представленной Концепции заключается в сокращении составов административных правонарушений и изменении подходов к назначению наказаний. Тем самым подразумевается снизить нагрузку на судебную систему.
При этом к компетенции суда предполагается отнести только те составы, которые представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначать только суд. Безусловно, такой подход положительно отразится на качестве контрольно-надзорной деятельности.
Плюс ко всему, было принято решение о проведении синхронной реформы совместно с реформой контрольно-надзорной деятельности, что, на наш взгляд, будет иметь положительное влияние.
В то же время предлагается выделить категории административных правонарушений в зависимости от характера и степени общественной вредности, например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. Соответственно для категорий административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.
В этом случае необходимо нормативное закрепление критериев определения понятия «грубые правонарушения», поскольку не все наступившие последствия в результате совершения административного правонарушения возможно измерить в числовом выражении. Как, например, определить, насколько правонарушение является грубым, если совершенным деянием нарушены права граждан? Неопределенность в толковании оценочных категорий, которые содержатся в диспозиции нормы, может привести к определенным «перекосам» правоприменительной практики.
Что нового
Кроме того, в Концепции нового Кодекса об административных правонарушениях содержатся новые положения, касающиеся:
• разграничения компетенций органов исполнительной власти, правоохранительных органов в области законодательства об административных правонарушениях,
• действия закона во времени,
• уточнения дефиниций и категориального аппарата,
• расширения принципов административной ответственности.
Что говорит закон
В настоящее время достаточно большое число нормативных правовых актов устанавливают признаки административного нарушения, причем многие из них, которые являются «адресными», вступают в противоречие с Кодексом об административном правонарушении. В этих случаях правоприменитель принимает решение по усмотрению, что собственно приводит к рассогласованности судебной практики, нарушению конституционных прав и законных интересов граждан.
В связи с этим в Концепции своевременно поднят вопрос о необходимости включения норм об административных правонарушениях в единый для соответствующего уровня власти законодательный акт. Создание такого фундаментального закона позволит устранить противоречия правовых актов и норм, их коллизии.
Кроме того, в Концепции предлагается пересмотреть административные наказания за совершенное правонарушение на предмет их соразмерности и обоснованности, а также отдельные из них заменить, например, на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, либо исключить, в частности, это касается такого вида наказания, как административное приостановление деятельности.
Вместе с тем, также планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
Предлагается исключить возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.
Необходимо обратить внимание на то, что угроза применения порой довольно жестких принудительных мер побуждает, как правило, даже нерадивых граждан следовать тому образу поведения, который предусмотрен законом. В то же время законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им. В связи с этим вопрос о целесообразности такого нововведения остается открытым.
Следует отметить, что Концепция практически полностью копирует методологическую основу уголовного законодательства. По сути, разграничение между административным правонарушением и преступлением при таком подходе построения нового Кодекса об административном правонарушении отсутствует.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: