Порядок замены электросчетчиков в жилых помещениях
Краткое содержание :
На телефон пришло смс «Ваш счетчик вышел из строя». В личном кабинете на сайте энергосбытовой компании тоже появилось предупреждение, что срок эксплуатации электросчетчика истек и нужно произвести замену. Теперь самое интересное – что делать в такой ситуации и за чей счет грядут мероприятия?
Регламент замены электросчетчика
Порядок замены электросчетчика регламентируется целым сводом законов: ст. 543 и 210 Гражданского кодекса РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом об энергосбережении, Федеральным законом об обеспечении единства измерений, госстандартами РФ и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (ред. от 15.12.2018 г.).
В зависимости от того, снаружи или внутри жилого помещения расположен прибор учета, зависит вопрос цены и ответственности.
Если счетчик установлен внутри квартиры
В приватизированной квартире собственник жилого помещения обеспечивает сохранность и безопасность эксплуатации приборов учета. Обязанность по своевременной организации замены и оплата услуги в таком случае ложится на плечи собственника.
Квартира, переданная в пользование гражданам по договору социального найма, является собственностью муниципалитета. Значит, и замена счетчика должна производиться силами и средствами местных властей. Так как управляющие компании выполняют функции абонента, значит, на основании ст. 539 ГК РФ они должны заменить и оплатить работы по установке новых счетчиков в муниципальном жилье.
Если управляющая компания требует с ответственного нанимателя возмещения понесенных ею расходов, то нужно обратиться в Жилищную инспекцию с жалобой на УК.
Если счетчик установлен вне квартиры
Электросчетчики, установленные в подъездах жилых домов и на лестничных клетках, являются общедомовой собственностью. Поэтому все работы, связанные с обновлением фонда приборов учета, должны производиться за счет управляющих компаний, обслуживающих конкретные адреса. Исключением является пункт в договоре между собственником жилья и УК, в котором может содержаться оговорка об обязанности собственника оплатить замену прибора учета в сроки и по основаниям, предусмотренным законодательством.
Поэтому начинаем с того, что открываем и читаем договор, который заключали когда-то с обслуживающей дом организацией. Если оговорки нет, то все расходы несет управляющая компания.
В частном доме замена вышедшего из строя прибора учета производится за счет собственника жилища.
Сроки замены электроприбора
Для замены электроприборов существуют максимально короткие сроки. Потребитель обязан в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности) сообщить в УК или в энергосбытовую компанию о ситуации. Такое положение закреплено п. 81 (12), 81 (13) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
При нарушении сроков может быть назначен штраф и произведен перерасчет потребленной электроэнергии по максимальному тарифу.
Если инициатором замены выступает энергосбытовая компания, то действуем в соответствии с регламентом. То есть либо привлекаем УК для решения возникшей проблемы, либо соблюдаем порядок самостоятельно: согласовываем со специалистом-электриком время приезда, принимаем его, присутствуем при проверке технического состояния прибора, контролируем замену и опломбирование нового электросчетчика по акту. Копия акта и паспорт нового счетчика остаются у потребителя.