Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

К вопросу о предмете преступления, предусмотренного статьей 238.1 УК РФ

Рейтинг публикации: Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг (0,00) ( 0)
344 просмотров
1 комментариев

Для многих юристов как теоретиков так и практиков, давно не секрет мягко говоря «странная» уголовно-правовая политика государства в части криминализации новых деяний, а так же изменения успешно действующих законодательных норм. Проследить логику некоторых решений иногда затруднительно. По нашему мнению, это обусловлено отказом профильных законодательных комитетов Государственной Думы, ответственных за разработку нормативно-правовых актов, от профессиональной правовой экспертизы профильных вузов страны. По нашему мнению, такая экспертиза необходима в части правильности и необходимости того или иного законопроекта, научного исследования вносимых изменений в уголовный закон.

Одной из последних инициатив, вызвавшей наиболее бурные дискуссии в научном сообществе является пакет законодательных актов «Яровой-Озерова», в особенности в части введения в уголовный закон ст.205.6 УК РФ, фактически возвращающей нас к понятию о «недонесении» о преступлении и «помощи» государству.

Определенные сомнения вызывает расширение ст. 159 УК РФ, большим количеством соподчиненных норм особенно в сфере предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности, которые, по нашему мнению, значительно влияя на объем нормы, не оказали положительного влияния на правоприменительную практику, а как показывает последний обзор Верховного Суда, так и во многом-отрицательную.

Однако, мы хотели бы обратить внимание научной аудитории на другую проблемную норму.

Такой, на наш взгляд, является ст. 238.1. УК РФ «Обращение фальсифицированных недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок».

В конце 2014 года Госдума приняла разработанный депутатами федеральный закон № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательный акты РФ в части противодействия обороты фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».

В данном законе помимо вышеупомянутой нормы были введены еще несколько статей в уголовный кодекс РФ и в кодекс об административном правонарушении.

В ст. 238.1 УК РФ сложным для понимания является основной признак объекта преступления - предмет, каковым признаются:

-фальсифицированные лекарственные средства или медицинские изделия;

-недоброкачественные лекарственные средства или медицинские изделия;

-незарегистрированные лекарственные средства или медицинские изделия;

-фальсифицированные биологически активные добавки, содержащие не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции.

Исходя из приведенного выше, к числу предметов преступления среди фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и медицинских изделий, в одном ряду законодатель причислил незарегистрированные лекарственные средства и медицинские изделия.

В России это лекарственные препараты, не вошедшие в государственный реестр лекарственных средств, в том числе и те препараты, которые прошли обширные клинические испытания за границей, успешно применяются на практике в других странах, но в России не зарегистрированы, например в результате фармацевтического лоббирования тех или иных производителей или по представлению чиновников о том, что данный препарат слишком дорогой для закупки его за границей или иные личностны и корыстные интересы.

Очевидно основная цель принятия законопроекта - обеспечение должной защиты интересов потребителя от вреда, причиняемого обращением недоброкачественных, незарегистрированных фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. Но вопрос о том, что возможно ли ставить в один ряд лиц занимающихся производством, ввозом и сбытом фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий и лиц ввозивших или сбывающих качественные, имеющие мировые сертификаты клинических испытаний и положительную статистику применения препаратов остается открытым.

Справедливо ли говорить об одинаковой общественной опасности лиц совершающих умышленные действия по обращению фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и медицинских препаратов и действий по ввозу на территорию Российской Федерации качественных лекарственных средств с успехом применяющихся в мире, но по какой-то причине незарегистрированных в реестре лекарственных средств Российской Федерации.

На наш взгляд, проблемой рассматриваемого состава является то, что не совсем корректно сравнивать степень общественной опасности обращения кардинально отличающихся друг от друга предметов с точки зрения их свойств, значения и влияния на здоровье человека. В случае с «контрафактной» продукцией (фальсифицированные, недоброкачественные лекарственные средства), она либо не оказывает положительного эффекта от применения, либо наносит вред здоровью человека, вплоть до причинения смерти.

При описании предмета преступления стоит отталкиваться от общепринятых в науке понятий и признаков предмета преступления.

Предмет преступления — это предметы материального мира, вещи, ценности, отражающие признаки объекта посягательства, в отношении которых и по поводу которых совершается преступное посягательство. Предмет преступления выступает в роли материального выражения части общественного отношения, которому преступление причиняет вред.

Объект преступления - это какие-либо социально значимые ценности, интересы, блага. Это всегда охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступным посягательством причиняется вред либо создается реальная угроза его причинения.

Отличие от объекта преступления, которому всегда наносится вред в результате совершения преступного деяния, предмет может не только претерпевать ущерб от преступления, но также может и оставаться неизменным, просто видоизменяться, а иногда даже и улучшать свои качества.

В связи с тем, что норма имеет бланкетный характер, необходимо обратиться к понятию предмета преступления предусмотренного ст.238.1 УК РФ, а вернее свойствам и признакам этого предмета.

Фальсифицированное лекарственное средство – это препарат, который умышленно неправильно промаркирован в отношении подлинности и/или происхождения. Фальсифицироваться могут как оригинальные препараты, так и дженерики. Фальсифицированные препараты могут содержать правильные или несоответствующие компоненты, могут быть без активных компонентов, с недостаточным количеством активных компонентов или с поддельной упаковкой (WHO, 1999).

Данное понятие можно встретить в Федеральном законе от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обращении лекарственных средств»:

-фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.

В этом же законе дается понятие недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий:

недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;

-контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства;

Конечно, законодатель предоставляет возможность законного ввоза на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона об обращении лекарственных средств допускается ввоз в РФ конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных, в частности, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 данного Закона. К числу таких лиц отнесены в том числе организации оптовой торговли лекарственными средствами.

Соответствующие положения о возможности ввоза НЛС для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента предусмотрены и п. 10 Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации».

В соответствии с названными Правилами, а также письмом Минздрава России от 4 февраля 2015 г. № 20-2/74 «О противодействии обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» для получения разрешения на ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента заявитель представляет в Минздрав России заявление (по форме, приведенной в указанном письме) и прилагает следующие документы:

. заключение консилиума врачей федерального учреждения, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронную копию, подписанную электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза;

обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта РФ, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности;

копию паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи, заверенную федеральным учреждением (учреждением), оказывающим медицинскую помощь, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Как видно система официального ввоза незарегистрированного лекарственного средства сложна и энергозатратна. А нарушение данного правила образует рассматриваемый нами состав преступления.

Очевидно, что более правильным будет исключить предмет преступления предусмотренный в ст. 238.1 УК РФ - незарегистрированных лекарственных средств или медицинских препаратов.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях  Подписаться

Автор: Юрист Трейгер Семен Михайлович
Нажмите на звезду, чтобы оценить мою публикацию
Проголосовало: 0
Рейтинг 0,00
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации

Комментарии (1)

Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Вверх
1
Вниз

Да у нас в стране столько трав, кореньев, пчелопродукции, живицы кедровой, что можно производить очень много прекрасной продукции на их основе, как в Китае... где забота об уровне здоровья своего населения, стоит на первом месте... а у нас первостепенной задачей правительства, является, как бы больше налогов собрать с трудового народа..

+1 / 0

Читайте также

0 X